По словам г-на Хамитова, большинство жителей Башкортостана считает необходимым сохранить природный памятник.
- Проводились соответствующие социологические опросы. Большинство жителей республики высказались, что гора Торатау нужна как памятник природы, как памятник культурный, археологический, геологический, - прокомментировал Рустэм Закиевич. - Безусловно, это ценность Республики Башкортостан. Правовых оснований для снятия статуса памятника природы с горы Торатау на сегодняшний день нет. Исходит это заявление, прежде всего, с экологической, природоохранной точки зрения.
По словам руководителя региона, «памятники природы для того и создаются, чтобы охранять какие-то уникальные объекты».
- И российское законодательство не предусматривает снятие статуса памятника природы, - продолжает он. - Если только в силу естественных причин этот памятник не будет утрачен. Допустим, памятником природы был объявлен лес. Произошёл лесной пожар, лес исчез – не стало памятника. Или были краснокнижные растения, потом исчезли – тоже не стало памятника. В данном случае исследования, проведённые на горе Торатау, показывают, что всё, что охраняется законом, в том числе краснокнижные растения, там есть. Есть и сам этот объект, он тоже никуда не делся. В связи с этим нет законных, правовых вариантов снятия статуса памятника. Исходим из этого.
При этом глава РБ признался, что «вопрос по сырью для комбината предельно сложен».
- Может быть, на сегодняшний день это самый сложный вопрос с точки зрения поиска разумного, правильного ответа, - сказал он. - Считаю, что любые разговоры и предложения должны быть только в правовом поле. Ни на шаг, ни на миллиметр заступать за правовое поле в решении этого вопроса нельзя. Идёт аргументация, что есть экономика, нужно решать вопрос обеспечения сырьём. Но природоохранное законодательство сформулировано таким образом, что приоритет экологии над экономикой закреплён повсеместно, во всех законах – об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях. То есть сегодня в законодательстве существует приоритет охраны окружающей среды над экономическими вопросами.
Рустэм Хамитов признается, что «и у менеджмента, и у собственников, владельцев мажоритарного пакета акций сложная ситуация».
- Вы знаете, что мы в своё время говорили о том, что Гумеровское месторождение может быть альтернативой разработке Торатау, - напомнил он. - Но «Башкирская содовая компания» отказалась от этого месторождения, упирая на то, что это сырьё не подходит. С другой стороны, государственной комиссией по запасам полезных ископаемых на баланс поставлено 50 млн тонн сырья для химической промышленности. И это только начало процесса. Правда, в этом же документе была сделана приписка, что сырьё не годится для «Башкирской содовой компании», не отвечает её техусловиям. Но ведь нигде и никогда сырьё не бывает однородным. Если мы возьмём наши нефтеперерабатывающие заводы, то они перерабатывают и лёгкую, и тяжёлую нефть. Всё зависит только от технологии и настройки технологического оборудования.
Глава республики уверен, что «в данном случае сырьё, которое есть в Гумерово, отвечает всем требованиям к сырью для химической промышленности – и по содержанию CaCO3, и по минимальному содержанию окислов магния, железа, кремния».
- Консультации собственников этого месторождения – «Ишимбайский известняк» – в ряде содопроизводящих стран показали, что отношение к сырью в современном мире достаточно спокойное, - объясняет он. - То есть практически любой известняк можно использовать для производства кальцинированной соды. Только нужна соответствующая технология и настройки оборудования.