В уфимском спецприемнике Лилия Чанышева жаловалась на подушку и сквозняк

«Политзаключенная» рассказала, что из окна ее камеры дует

На минувшей неделе оказалась на свободе после административного ареста руководительница штаба Алексея Навального Лилия Чанышева. Сторонницу оппозиционного политика отправили в спецприемник для административно задержанных накануне несанкционированной «забастовки избирателей». Г-жу Чанышеву наказали пятью сутками в месте принудительного содержания за повторное нарушение закона о митингах.

«Политзаключенная» рассказала, что из окна ее камеры дует
Фото: архив МК

Напомним, после проведения первой запрещенной властями акции Лилию Чанышеву оштрафовали, следующая мера воздействия для нарушителей, попавшихся повторно – административный арест.

Томившуюся в застенках активистку посетили члены федеральной общественной наблюдательной комиссии РБ (ОНК), которые были на Колгуевской с плановой проверкой мест принудительного содержания граждан.

- В ходе посещения по журналу учета содержащихся граждан выявили, что в учреждении содержится одна женщина, - рассказывает председатель ОНК Олег Галин. - Наблюдатели всегда в первую очередь в местах заключения посещают женщин, инвалидов и несовершеннолетних. Мы проверили женскую камеру, так как эти люди входят в категорию особого риска. Задержанная оказалась Лилией Чанышевой, которая пожаловалась на условия содержания.  

«Политзаключенная» рассказала, что из окна ее камеры дует, матрац и подушка изношенные и грязные, туалет не убран, и при «поселении» ей не выдали постельное белье.

После вмешательства наблюдателей в помещении, где отбывала административное наказание сторонница Алексея Навального, за 15 минут навели порядок – матрац и подушку заменили на новые и свежие, «утеплили и оклеили отверстие для открывающего оконного устройства в пластиковой оконной раме, через которую в помещение проникал холодный воздух с улицы». Оказывается, в камерах снимаются оконные ручки, как одно из условий безопасности – эта дырочка от оконной ручки и стала причиной сквозняка. После того, как в камере г-жи Чанышевой ликвидировали все заявленные недостатки, ей еще и выдали кипяток для заваривания чая.

Единственное, что не сделала администрация спецприемника, удовлетворяя жалобы г-жи Чанышевой, – не стала чистить санузел, поскольку, согласно законодательным нормам, «порядок и чистоту в помещении для административно арестованных граждан поддерживают сами граждане».

- Узнав об этих правилах, Лилия Чанышева протестовать не стала и, попросив перчатки и моющие средства, убралась сама, - рассказали нам сотрудники спецприемника. - На самом деле это законное требование для всех административно задержанных.

От постельного белья, как выяснилось, дама отказалась сразу, заявив, что будет спать на простынях, которые родственники с передачей принесут из дома – сотрудники учреждения по этому поводу даже составили акт.

Также Лилия Чанышева была уверена, что ее права нарушили при оформлении в спецучреждение – по ее мнению, в этот момент должны присутствовать понятые. Но внутренние документы МВД не предусматривают понятых при осмотре административно задержанных, обязательно только наличие сотрудников того же пола, что и арестованный.

Лилия Чанышева провела пять суток в женской камере № 9, рассчитанной на двух «постоялиц», но соседку к ней не подселили.

По словам председателя ОНК и заместителя председателя башкирской Общественной палаты Олега Галина, «задержанная считает, что ее преследуют по политическим мотивам, но мы убедились, что она находится в спецприемнике за повторное нарушение действующего административного законодательства».

- Для нас нет разницы, какие политические убеждения имеет тот или иной задержанный, - говорит Олег Галин. – Для Общественной палаты и для ОНК, которые вне политики, важно, чтобы в местах задержания не нарушались права человека. Задержанная выразила нам благодарность за объективность и реальные действия по защите прав граждан. Сказала, что не ожидала, что так быстро недостатки устранят, считала, что это один из способов политического преследования.

Общественная наблюдательная комиссия Республики Башкортостан установила, что в уфимском спецприемнике на улице Колгуевской «стерильно чисто, уборка в общих помещениях проводится каждые четыре часа, температурный режим и освещение соответствует нормам, а санитарная техника в исправном состоянии». Также, по данным ревизоров, «арестованные граждане обеспечены туалетными и гигиеническими принадлежностями, питание в учреждении трехразовое, доставляется из городского предприятия общепита, пищу арестованные граждане принимают централизовано, в столовой учреждения».

Жалоб и заявлений в адрес комиссии от других 32 «заключенных», находившихся с Лилией Чанышевой в одном спецучреждении, не поступило.

Между тем эксперты считают, что так называемая забастовка избирателей, перед проведением которой правоохранители «зачистили» штабы Алексея Навального во многих городах страны, была связана не с отказом регистрации этого кандидата на выборах, как транслировали сами митингующие, а с необходимостью отчитаться за созданные в регионах предвыборные штабы, в которые были вложены серьёзные средства и организационные ресурсы.

- Есть основания полагать, что стратегия противодействия Навальному централизованная и идет из Москвы, - говорит политолог Александр Красовский. - Решение о задержаниях принималось на федеральном уровне, чтобы «неповадно было». Кроме того, подобные же сценарии проигрывались в ряде других городов, включая Москву, но никому не приходит в голову говорить, что это подорвёт позиции, например, Собянина.

Политолог прогнозирует, что, скорее всего, этот протест пойдет на спад.

- Похоже, у г-на Навального нет желания брать на себя ответственность и выводить людей на улицу ради столкновения с правоохранительными органами, - говорит он. - Конечно, наиболее ярые лидеры региональных отделений, такие как в Башкирии или Татарии, продолжают активно протестовать, но уже сейчас очевидно, что движение начинает выдыхаться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру