- На сегодняшний день республика занимает третье место в России по объемам производства сырого молока без учета личных подсобных хозяйств, - объясняет аналитик. - А во всем мире осталось не так много территорий с потенциалом развития. Одной из них является Россия и, в частности, Башкортостан. Здесь есть огромное количество земель, которые за минувшие 20-30 лет были утрачены как сельскохозяйственные. Их надо восстанавливать, поскольку в перспективе развития продовольственного рынка на 50 лет самый большой потенциал есть как раз у Башкирии.
По мнению г-на Мищенко, у республики есть большой плюс - здесь перерабатывается молока примерно столько же, сколько и производится.
- В Татарстане производится очень много молока, но мало перерабатывается, - объясняет Михаил Александрович. - Это приводит к тому, что в летнее сезонное время Татария вывозит свою продукцию в другие регионы, обрушая цены на молоко. В Москве и Московской области ситуация противоположная. Общая численность населения составляет около 20 миллионов человек, благодаря чему в регионе сконцентрировано много крупных перерабатывающих предприятий. При этом в московском регионе дефицит по среднедушевому потреблению составляет примерно четыре млн тонн, а по переработке – около 600 тысяч тонн. В Башкирии таких проблем нет, но во время падения цен летом башкирские производители страдают вместе с остальными, хоть и в меньшей степени.
Эксперт называет сельское хозяйство и пищевую промышленность стратегическими отраслями, а молочную отрасль – ключевой во всем агропромышленном комплексе.
- Надо понимать, что корова – это важнейший объект АПК, - поясняет он. - Она обеспечивает нас молоком и является потребителем зерновых. Значит, чем больше в регионе животных, тем выше потребление зерна и устойчивее баланс на рынке.
Вторым ключевым моментом является универсальность молока, которое представляет собой соединение жира и белка.
- Молоко в пищевой промышленности используется практически всегда, - говорит г-н Мищенко. - Если вчитаться в состав, оно есть практически во всех продуктах: начиная от хлеба и заканчивая сосисками.
Михаил Александрович уверен, что при грамотной госполитике и регулировании продовольственного рынка башкирские производители смогут показывать высокую конкуренцию.
- Уже сейчас ряд местных предприятий чувствует себя довольно уверенно, - добавляет он. - Но развитие, конечно, не помешает. Хочется еще больших и лучших результатов.
Сегодня население откровенно «не доедает» молочной продукции. Молоко пьют маленькие дети, а потом уже взрослые люди – чаще всего, женщины репродуктивного возраста. Вообще, взрослые чаще потребляют молоко в других формах: сыре, масле, сладостях или той же колбасе.
- Проблема еще и в том, что часто покупатели лишены возможности приобрести качественную «молочку», - сетует г-н Мищенко. - Существуют производители, выпускающие хорошие продукты, и есть потребители, готовые потратить чуть больше. Но сегодня в стране сложилась система, при которой местные производители не могут выйти на местного потребителя.
В Уфе на совещании по развитию агропромышленного комплекса под председательством главы региона Рустэма Хамитова эксперты и чиновники обсуждали эту проблему.
- Сегодня власти Башкортостана поддерживают развитие кооперативов на селе и локальную реализацию продукции, - говорит Михаил Александрович. - Очевидно, что без поддержки государства эту проблему не решить.
Эксперт уверен, что в ближайшие годы в молочную отрасль России и Башкортостана следует направить большой объем инвестиций.
- И это касается, прежде всего, переработки молока, - добавляет Михаил Александрович. - И чтобы решить эту задачу, государство должно создать инфраструктуру и условия свободной деятельности предприятий.
Но при этом господдержка не должна расхолаживать производителей – по мнению г-на Мищенко, многие предприятия привыкают существовать за счет дотаций и перестают быть эффективными сами по себе.
В разнообразии товаров на полках магазинов и ценовой политики важную роль играет глобализация рынка. Россия импортирует 25-30 процентов всей производимой молочной продукции, но главным игроком на мировом рынке является Новая Зеландия.
- Они, к сожалению, диктуют цены, - рассказывает директор Центра изучения молочного рынка. - Сегодня, например, очень сильно упали цены на масло, а импортные товары заходят на наш рынок – крупные российские компании вынуждены их покупать. Закрывать страну для импорта, конечно, нельзя. Лучше повышать конкуренцию и производить хорошие товары по доступным ценам.
В России программа импортозамещения начала работать после девальвации рубля в декабре 2014 года. Таким образом, падение национальной валюты стало благоприятной средой для развития всех отраслей производства.
- Такие условия позволяют продавать местные товары по ценам ниже импортных, - поясняет эксперт. – Кроме того, во время данных процессов растет и крепнет экспортный потенциал, что также важно.
При этих скачках цен на рынке себестоимость молока остается прежней. Сам Михаил Мищенко вообще не склонен сравнивать понятия цены и себестоимости.
- О себестоимости обязан заботиться рачительный хозяин, который должен производить недорогой качественный продукт по карману потребителей и в рамках рыночного ценообразования, - объясняет он. – Да, какое-то время производитель может терпеть убытки, но в «тощие» годы предприятия могут набрать вес и повысить объемы продукции.
Аналитик отмечает, что особенность сельского хозяйства в том, что оно подчиняется не только законам экономики, но и законам природы.
- Например, мы не может попросить корову не доиться, - говорит он. - Поэтому и были придуманы такие продукты, как сыр или сухое молоко. Это возможность сохранить скоропортящийся продукт на более долгий срок.
Михаил Мищенко высказался и относительно новых технических регламентов Таможенного союза, которые могут усложнить жизнь как покупателям, так и самим производителям.
- Нам снова утяжелили понятийный аппарат, - говорит он. - Введен термин молокосодержащей продукции с заменителем молочного жира. Кроме того, у нас есть просто молокосодержащие продукты, молочные и еще молокорастительные составные.
Специалист заметил, что в таком разнообразии понятий начинают путаться даже сами производители товаров, что уж говорить о несведущих в пищевых технологиях покупателях.
- На самом деле следует убирать лишние термины, - говорит глава Центра изучения молочного рынка. - Есть молочные продукты, а есть другие, которые таковыми называться не могут. А ведь эти моменты существенно влияют на потребительский спрос: покупатель видит на полке в магазине сырный продукт, а рядом молокосоставной. В итоге человек путается и никому не доверяет.
А между тем, по утверждению эксперта, тиражируемые в СМИ сообщения о том, что наибольшая часть рынка заполнена молочным фальсификатом, неверны.
- Так, покупатель воспринимает сырный продукт как подделку, хотя он таковым не является, - рассказывает Михаил Мищенко. - Закон разделяет сыр и сырный продукт на два вида товара, но простые потребители рассуждают несколько иначе. И если говорить конкретно о Башкирии, то производители огромных объемов сырого молока практически не участвуют в производстве сырных продуктов или фальсификации товара. Молока здесь достаточно, поэтому выпускать подделку нет никакого смысла.