«Интерес к нашей олимпиаде стабильно высокий»
В этом году на олимпиаду «Покори Воробьевы горы!» зарегистрировались почти 18 тысяч участников. Самыми активными оказались школьники из Москвы и Московской области, Башкортостана и Татарстана. Особой популярностью у ребят пользовалась математика – более 3,5 тыс. человек написали работу по этому предмету. Вторым по востребованности предметом стала биология, на третьем месте – обществознание. Кроме того, много школьников прислали работы по истории. Очный этап олимпиады пройдет в шести городах. Кроме Уфы, экзамены уже прошли в Кемерово и Челябинске, на подходе - Железноводск, Саратов и Москва.
- В Уфе, также как и в целом по России, самыми популярными направлениями стали математика, физика и обществознание, - объясняет представитель оргкомитета олимпиады Мария Ермолаева. – В прошлом году в список экзаменов добавили журналистику и географию, которые тоже набирают популярность. Но на данный момент эти направления чаще всего выбирают школьники из Москвы. К слову, в Уфе журналистику выбрали несколько человек.
На этот раз особенностью башкирской площадки стало новое место проведения олимпиады. Ребят со всей республики приняла у себя Башкирская гимназия-интернат № 1 им. Рами Гарипова.
- В очный тур прошли чуть более двух тысяч ребят. На площадку в Уфу были приглашены около 90 человек, - продолжает Мария. - Это говорит о том, что интерес к нашей олимпиаде стабильно высокий.
Власти республики, по традиции, оказали поддержку олимпиаде «Покори Воробьевы горы!» на высоком уровне. На церемонии открытия присутствовали главный специалист-эксперт отдела государственной политики в сфере общего образования Министерства образования РБ Людмила Латыпова, директор гимназии-интерната № 1 Ляйсан Фазлетдинова, а также заместитель директора гимназии по научно-методической части Азамат Шамсутдинов. Стороны обсудили развитие сотрудничества и возможность проведения будущих олимпиад на этой же площадке.
Доцент философского факультета МГУ Татьяна Покровская приезжает в Уфу уже не первый раз. Татьяна Павловна принимала экзамены у башкирских школьников трижды и кроме того участвовала в философском конгрессе, который столица республики принимала в 2015 году.
- Все вопросы олимпиады «Покори Воробьевы горы!» не выходят за рамки школьной программы. Однако задания носят творческий характер. Кстати, именно поэтому у нас нет тестов, мы от них отказались, - говорит преподаватель. – Например, в обществознании - эссе, анализ категорий и ситуаций. В точных науках – задачи, причем тоже на аналитику. Нам важно видеть, как человек мыслит, размышляет и доходит до правильного ответа. Конечно, дети часто мыслят очень конкретно, а нам важно, чтобы ребенок мог мыслить широко. Безусловно, ученик должен проявить эрудицию и информированность.
«Сейчас ребята более мотивированы и свободны»
По словам Татьяны Павловны, сегодняшние школьники по сравнению с прошлыми выпусками более сильные.
- Все-таки в школе меняется система образования, идет ориентация на аналитику. Наконец-то в школах начали писать сочинения, а ведь еще не так давно во многих учебных заведениях их не писали вообще. В итоге дети не могли излагать мысли. Сейчас ситуация изменилась и это сразу заметно - ребята приходят более подготовленные. В гуманитарной области знаний они стали более информированными и эрудированными. Безусловно, это связано с тем, что ЕГЭ изменилось. Если раньше в основном были тесты, то сейчас много творческого материала. Это я говорю совершенно точно - как эксперт ЕГЭ. Появилось много вопросов, которые требуют размышлений, и именно поэтому мы видим положительные перемены.
Тем не менее г-жа Покровская все равно не считает ЕГЭ лучшим вариантом для проверки знаний.
- На мой взгляд, нет ничего лучше устных экзаменов, как это было в советской школе. Но дело в том, что сейчас нужен документ, который подтвердит то, как школьник сдал экзамен. Не секрет, что дети и их родителя стали очень зубастые - жалобы и требования апелляции приходят постоянно. На показе работы на апелляции ЕГЭ уже есть аудиозапись и видеозапись, на которых видно как ребенок отвечает. У меня было много случаев, когда приходит человек на показ работ на апелляцию и выясняется, что он не так изложил материал. Когда он отвечает, я понимаю, что он знает предмет, что он более эрудированный, но имею право поставить оценку только за то, что он написал. А если экзамен устный, можно задать дополнительные вопросы и человек может раскрытья по-другому, показать все свои знания. Так что аудио и видеозапись устного ответа необходима на тот случай, если встанет вопрос об апелляции. И именно поэтому мне пока не представляется возможным возрождение таких экзаменов.
Интересно, что и сегодняшние студенты выглядят совсем иначе, нежели те, кто учился в 90-х и начале двухтысячных годов.
- Сейчас ребята более мотивированы и свободны. В большинстве студенты МГУ приходят, чтобы получить знания и реализоваться. У них есть цель в жизни. Они более свободны: размышляя, могут не согласиться с мнением преподавателя. И это замечательно, потому что таким образом мы спорим, анализируем и находим правильный ответ. Мне очень нравится, что у них идет процесс размышлений. Конечно, сейчас меньше студентов, нацеленных на науку. Например, после окончания философского факультета молодые люди очень хорошо трудоустраиваются – в СМИ, пиар и самые разные организации. И часто им просто не хочется идти в науку. В аспирантуру студенты идут охотно, но диссертацию защищают не всегда, потому что к этому времени уже находят себе работу, причем хорошо оплачиваемую. Сегодня студенты хотят как можно быстрее применить полученные знания.
Как отмечает Татьяна Покровская, призеры и победители олимпиады впоследствии очень хорошо учатся, становясь студентами МГУ.
- 98 процентов этих ребят трудятся на славу. Ведь они сами поступили и добились таких результатов.
«Башкирия сильна физиками и математиками»
Несмотря на то, что итоги олимпиады еще не подведены, Татьяна Павловна уверена, что уровень знаний у школьников из Башкирии весьма высок.
- Я просмотрела некоторые ответы и заметила, что многие неплохо справились - есть сильные работы. Вообще Башкирия сильна физиками и математиками, но и гуманитарии подтянулись. Об уровне образования в сравнении с другими регионами сказать что-то определенное сложно. Есть в разных регионах школы-звездочки, где с ребятами занимаются учителя-энтузиасты. Они, безусловно, дают свои плоды. Я все время восхищалась Брянским лицеем № 1, но сейчас у них дела обстоят хуже. Одно время из этого лицея было где-то 15 победителей и призеров олимпиады, а сейчас уже один-два. Так что все зависит от учителей. Сейчас на нашем факультете учится удивительная девушка из Калмыкии. Настоящий самородок! Хотя Калмыкия до этого не блистала в обществознании. Бывает, что из Тувы приезжают очень сильные ребята. Из Уфы, конечно, всегда кто-то пробивается и становится победителем.
Покровская уверена, что дистанционное образование, о котором так много сегодня рассуждают, не может заменить очного обучения в классическом вузе.
- Я против этого, потому что послушать кино, в котором читают лекции, это не значит воспринять материал. Преподаватель обладает методикой воздействия на студентов. Опытный педагог смотрит, как дети все воспринимают. Лекция – это не только монолог преподавателя, это диалог со студентом. Дистант – хорошо, но межличностное общение обязательно должно быть. Возможно, как дополнительное образование или курсы это и подойдет, но основное образование должно быть классическим. На мой взгляд, никакой искусственный интеллект не может заменить преподавателя. Глубокие знания без преподавателя получить сложно.
Интересно, что во время проведения олимпиады не было замечено ни одного школьника со шпаргалками. Ребята решили честно проверить собственные знания и не разочаровали преподавателей МГУ.
- Сейчас шпаргалки пишут мало, в основном, если есть возможность, все идут в интернет. Это неплохо, но не на экзамене, с гаджетами на всех экзаменах очень строго – если обнаружится даже выключенный телефон, то человека выведут из аудитории.
По мнению г-жи Покровской, в ближайшем будущем наиболее востребованными направлениями будут сфера услуг, пиар и информационные технологии. Это обусловлено тенденцией формирования среднего класса.
«Университетская гимназия - погружение школьников в мир МГУ»
Помимо непосредственно олимпиады «Покори Воробьевы горы!» в Уфе прошли вступительные экзамены в университетскую гимназию (школу-интернат) МГУ. Попробовать свои силы пришли 20 девятиклассников. Некоторые из них приняли участие и в олимпиадных испытаниях.
- У нашей гимназии есть несколько преимуществ. Попадание в нашу гимназию предопределяет погружение школьников в мир МГУ. Это общение с ведущими преподавателями, научными коллективами, профориентационные лекции, посещение факультетов и реальная работа на факультетах, - рассказывает заместитель директора Александр Гладилин. - Важно и то, что ученики общаются со своими сверстниками со всей страны. Причем знания всех этих школьников на очень высоком уровне. Итог - создание творческого коллектива, духа поиска. У нас очень хорошие условия для развития любых желаний, стремлений и интересов.
Уроки в гимназии ведут школьные учителя и преподаватели университета, совмещающие работу со студентами и будущими абитуриентами.
- В МГУ наши ребята поступают на общих основаниях. Но за два года у них есть возможность проверить правильность своего выбора. Хочешь стать биологом? Ты можешь погрузиться в биологию на самом высоком уровне, понять действительно ли это твое. Или может тебе лучше развернуться в сторону гуманитарных наук. Ну и не так страшно поступать – все дорожки знакомые, уже знаешь, где находится здание факультета, можно уточнить у преподавателей, как лучше готовиться, какие книги читать и прочее.
Первый набор в гимназию состоялся в 2016 году. Тогда порог интернета переступили 100 десятиклассников. И вот совсем скоро, весной, у гимназии будет первый выпуск.
Чтобы поступить в гимназию, все претенденты сдают русский язык и математику, а также один предмет по выбору.
- У нас пять профилей. В каждом необходимо выбрать один из трех предметов. Например, естественнонаучный профиль – выбор из физики, химии и биологии. Инженерный профиль – выбираешь либо информатику, либо инженерную физику, либо геометрию.
Ребята из Башкирии, в основном, сдавали физику и обществознание. По словам Александра Кирилловича, впечатление от башкирских школьников исключительно положительные.
– Очень серьезные ребята, случайных людей сегодня не было. Собранные и мотивированные. Волновались, конечно, но, думаю, что они хорошо поработали.
Сегодня в гимназии учатся ребята со всей страны – от Калининграда до Владивостока и от Санкт-Петербурга до Сочи. Те, кто прошел отбор и поступил в 10 класс гимназии, попадают в школу, где есть все возможности для интеллектуального роста.