Глава УФАС Башкирии: «Все понимают, почему нарушения происходят в «денежных» сферах»

Андрей Хомяков пока не готов говорить, «насколько Башкортостан погряз в коррупции»

Вновь назначенный глава антимонопольной службы Башкирии 42-летний Андрей Хомяков считает, что в республике есть три сферы, где наиболее часто нарушается антимонопольное законодательство - здравоохранение, ЖКХ и дорожное строительство. Он обещает, что в ближайшее время в республике появится новая практика «вразумления» чиновников и руководителей крупных предприятий, нарушающих в том числе и антимонопольное законодательство - дисквалификация и отстранение от работы через суд.

Андрей Хомяков пока не готов говорить, «насколько Башкортостан погряз в коррупции»
Фото: архив МК

Ошибка или умысел

 

Андрей Николаевич возглавляет региональное управление федеральной антимонопольной службы РБ с января этого года и пока находится в статусе и.о. До назначения в Уфу г-н Хомяков трудился заместителем начальника правового управления ФАС России.  

Сам Андрей Хомяков считает свой переезд в Башкирию «способом узнать что-то новое, возможность применить в регионе полученные в Москве знания».

- Регион обширный, - констатировал он. - И надеюсь моя деятельность пойдет во благо в первую очередь региону.

Сегодня новый глава антимонопольной службы РБ пока не готов говорить о том, «насколько Башкортостан погряз в коррупции».

- Я могу просто констатировать лишь факт, что нарушения в республике имеют место быть, - признает он. - Жалоб к нам поступает достаточно много, чаще всего это жалобы, связанные с нарушением закона о контрактной системе, но тем не менее присутствуют жалобы, связанные с вопросами нарушений антимонопольных законодательств непосредственно, и мы возбуждаем дела либо выносим предупреждения. Я хотел бы немножко пояснить для понимания, что антимонопольное законодательство у нас регулируется одним законом, а закон о контрактной системе это несколько другое. Да, они связаны друг с другом, но это в принципе не одно и то же. Закон о контрактной системе регулирует, как органы государственной и муниципальной власти должны закупать те или иные товары. В принципе смысл этого закона в том, чтобы обеспечить сбалансированность бюджета, и чтобы органы при проведении закупок экономили средства - это основное направление. Следствием неправильного проведения закупок может быть, как нарушение самого закона о контрактной системе, так и в принципе нарушение закона о защите конкуренции – это как бы следующий этап.

- То есть два закона пересекаются?

- Да, здесь они пересекаются, и очень часто по тем материалам, которые мы рассматриваем в рамках поступающих жалоб по закону о контрактной системе, потом появляются дела о нарушении именно антимонопольного законодательства - если мы видим, что это привело к ограничению конкуренции в той или иной сфере деятельности.

- На ваш взгляд, где больше всего нарушений законодательства - в исполнительной власти, или в муниципальной?

- На самом деле, исходя из практики, нарушений примерно одинаково. Единственное, что могу сказать, что на уровне муниципалитетов чаще случаются ошибки, связанные с незнанием людей, с тем, что те, кто осуществляет закупки, в принципе не всегда правильно понимают закон о контрактной системе. Если говорить об органах госвласти, они имеют часто несколько иную направленность. Это может быть связано с тем, что, возможно, закупки «заточены» под определенного, скажем так, поставщика. Но возможно, опять же я говорю исходя из конкретной категории дел, это делается с определенным умыслом. А если это умысел, то это уже коррупционная составляющая, и вопрос органов МВД, СК или ФСБ.

Андрей Хомяков утверждает, что антимонопольная служба «тесно сотрудничает со всеми этими органами», и по материалам дел антимонопольщиков часто возбуждаются уголовные дела.

- Наши дела служат основанием для возбуждения соответственных уголовных дел и уголовного преследования в отношении конкретных лиц, которые допустили нарушения, - говорит Андрей Николаевич. - По нашей практике получается, что в данный момент это лица, которые осуществляют властные функции на уровне региона, а не муниципалитетов.

 

Стандартные схемы

 

- Недавно прокуратура распространила забавную информацию, что в Ишимбайской мэрии закупили у асфальтобетонного завода по контрактной системе за 99 тысяч рублей похоронные услуги…

- Это стандартное нарушение. Закон позволяет дробить закупки, а если сумма менее 100 тысяч рублей, то это возможность уйти от конкурсной процедуры. Иногда это делается с умыслом, иногда просто для того, чтобы, ускорить саму процедуру. В случае с Ишимбайской мэрией, я согласен - это достаточно странно выглядит.

- Как вы узнаете о нарушениях – это жалобы или есть какие-то другие методы?

- Что касается непосредственно применения №44-ФЗ о контрактной системе, да, это жалобы. Если мы говорим о нарушениях, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства, то в принципе мы можем сами их выявлять. К сожалению, исходя из того количества людей, которые у нас занимаются рассмотрением данных жалоб в рамках №44-ФЗ, мы физически просто не можем отследить правильность проведения всех конкурсов и аукционов, как на уровне непосредственно субъектов федерации, так и на муниципальном уровне. Поэтому это жалобы и жалоб очень много. Они каждый день приходят и не единицами, а десятками.

- Это в основном предприниматели, коммерсанты или обычные граждане?

- Нет, чаще всего это, конечно, компании, которых по тем или иным причинам либо не допустили к участию в конкурсах, либо они считают, что каким-то образом конкурсная документация нарушает их права, или вообще не могут участвовать, либо они считают, что их неправильно отклонили в рамках рассмотрения документов. Но есть и, как говорится, и бдительные граждане, которые присылают жалобы, и мы, безусловно, их все равно рассматриваем.

- Граждане, наверное, больше жалуются не на закон «О конкуренции», а, наверное, на картельные сговоры?

- Вы знаете, картельный сговор сейчас стало модным понятием с некоторых пор. Вы слышали, наверное, выступление руководителя российской антимонопольной службы, я имею в виду Игоря Юрьевича Артемьева, и на уровне даже главы государства об этом говорилось. Проблема так называемой картелизации экономики действительно существует. И на самом деле иногда бывает, что становится следствием составления документации, когда это делается умышленно, когда она «затачивается» под определенного заказчика, но может быть и заключением картельных соглашений, либо разных других антиконкурентных соглашений. То есть участники закупки, пользуясь административным ресурсом, или даже не пользуясь, начинают применять, скажем так, не совсем законные методы, которые позволяют им выигрывать тот или иной аукцион с максимальной для себя выгодой.

- А жалобы в УФАС это не злоупотребление правом, когда, допустим, участники конкурсов пишут друг на друга, чтобы устранить конкурентов?

- Антимонопольная служба обязана разбираться с каждой жалобой. Если жалоба не обоснована, то соответственно она признается необоснованной и дальнейшее производство по ней прекращается, а по итогам рассмотрения выдается письмо об отказе. Стараемся объективно рассматривать такие вопросы.

 

Сферы риска

 

- А в какой экономической сфере больше всего нарушений?

- Это не секрет. Если мы говорим про нарушения закона о контрактной системе, то, исходя из моей практики в Башкирии, основная часть жалоб связана со здравоохранением - поставкой в медицинские учреждения как оборудования, так и разных медицинских препаратов или препаратов необходимых для осуществления деятельности медицинских учреждений. Это дорожное строительство, потому что выделяются достаточно большие средства, и, конечно, вопросы, связанные с ЖКХ, то есть с деятельностью естественных монополий. Что касается ЖКХ, чаще всего жалобы связаны действительно либо с установлением монопольно высокой цены, а это уже вопросы антимонопольного законодательства, соответственно порядок их рассмотрения несколько иной, он более долгий, скажем так, потому что требует более тщательной проработки.

- То есть там, где много денег, там и нарушения…

- В принципе это естественно, и все понимают, почему это происходит.

- Насколько, на ваш взгляд, реально отучить чиновников совершать такие нарушения?

- Я думаю, что реально. Мы постараемся сейчас активнее применять нормы, они существуют в Кодексе об административных нарушениях, о дисквалификации руководителей, часто допускающих такие «ошибки». Мы считаем, что это действенная мера. Сейчас будем стараться применять эту практику и, если чиновник допускает двукратное нарушение, будем отправлять документы в суд для принятия соответственного решения о его дисквалификации. Я думаю, что для любого чиновника это серьезный аргумент в будущем подумать: «А стоит ли это делать?»

- В Башкирии таких случаев пока не было?

- На данный момент да, пока этого не было. Но руководителям и чиновникам, которые участвуют в картельных соглашениях, надо понимать, что они нарушают не только закон «О защите конкуренции», но и могут стать фигурантами уголовного дела за ограничение конкуренции. Сейчас, наверное, и органы МВД, и СК, и прокуратура будут активнее применять нормы статьи 178 УК, которая как раз предусматривает ответственность за заключение именно картельных соглашений.

- А какие монополисты есть на рынке республики, которых хорошо бы ограничить?

- Надо понимать, что в соответствии с нормами законодательства РФ у нас есть естественные монопольные виды деятельности, а есть просто на некоторых рынках организации, которые сами заняли монопольное положение. Для того чтобы их выявить, нам надо провести определенную работу, нам надо это доказать. Что касается естественных монопольных видов деятельности, это же понятно – это электроэнергетика, тепло- и водоснабжение, это водоотведение, холодное водоснабжение – это основные сферы, чему мы уделяем самое большее внимание и где фиксируется достаточное количество нарушений. И, конечно же, очень важно, это имущество. Это права на имущество, которые, к сожалению, иногда не совсем законным путем передаются собственникам, которыми являются органы либо государственной власти, либо органы местного самоуправления, каким-либо тем или иным юридическим лицам или физическим лицам. Это тоже существенная часть, где существуют нарушения, что упомянуть стоит обязательно. Тем более не секрет, что в отношении некоторых таких случаев в соответствии с решениями, которые в том числе мы выносили, сейчас расследуются уголовные дела.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру