«У нас с вами мощные тюркские корни»
У 44-летнего Селима Байрактара богатая кинобиография, но российскому зрителю он известен, прежде всего, по роли евнуха Сюмбюль-аги в популярном сериале "Великолепный век". В столице Башкирии, где главный начальник ханского гарема провел несколько дней, он пользовался особым успехом у женской аудитории: чтобы сфотографироваться с актером, дамы выстраивались в очередь. Не устояла даже министр культуры республики - на открытии фестиваля Амина Шафикова с явным удовольствием позировала с обаятельным гостем перед многочисленными фотокамерами. А уж когда на открытии праздника актер признался, что перед поездкой в Уфу изучал историю башкирского народа и мастерски сыграл на кубызе, восторги дам разделила и мужская часть аудитории - актера единодушно признали "своим".
- У нас с вами мощные тюркские корни и нам надо обязательно сохранить нашу историю и культуру, - сказал Селим Байрактар.
Журналисты следовали за ним по пятам - пожалуй, ни один из звездных гостей не пользовался таким успехом у многочисленных представителей СМИ, освещавших фестиваль. Некоторые даже пытались говорить с актером по-башкирски, поскольку тот общался исключительно на турецком. Впрочем, рядом с актером постоянно находился переводчик, так что пообщаться со звездным гостем не составило труда даже тем, кто не владел ни одним из тюркских языков.
- Уфа - фантастический город: здесь я сразу почувствовал себя как дома, - признался Селим Байрактар.
Кстати, не меньший восторг у него вызвала и столица Татарстана, где он побывал весной этого года на кинофестивале мусульманского кино. Вообще-то фестиваль должен был проходить осенью, но его перенесли на апрель, и он стал главной культурной составляющей XI Международного экономического саммита "Россия - Исламский мир. Kazan Summit 2019". В башкирской столице у турецкого актера даже нашлись знакомые, с которыми он встречался в Казани. А еще раньше самый знаменитый телевизионный евнух побывал на Украине, где пользуется не меньшей популярностью.
- Мой герой - не мужчина и не женщина - это человек, можно сказать, без пола, - пояснил Селим Байрактар, кстати, единственный из участников сериала получивший роль безо всяких кинопроб - она изначально предназначалась именно ему.
- Почему выбрали именно меня? Может, потому, что я большой мастер по части женских эмоций и даже могу исполнить танец живота... Но должен признаться, что роль евнуха далась мне нелегко. Я изучал историю Османской империи и много узнал о кастрации мужчин в то время. Мой герой в детстве перенес мучительную операцию, навсегда изменившую его судьбу. Жизнь евнухов в гареме была очень трудной и безрадостной. Некоторые из них годами не выходили на улицу, нередко болели туберкулезом и рано умирали. Но мой герой Сюмбель-ага - продержался долго. Это очень интересный персонаж. Он - сердце гарема, хранитель множества тайн - он в курсе всего, что происходит во дворце.
По словам актера, у его героя «были и любовные переживания, ведь потребность в любви живет внутри любого человека».
- Тем более что он все-таки родился мужчиной, а тестостерон, как известно, вырабатывает даже кора надпочечников, хотя и в малых количествах, - рассказывает Селим. - Самым трудным для меня было выработать нужную походку - пришлось изрядно постараться, ведь из-за своего увечья евнух не мог ходить широким размашистым шагом. Много работал над мимикой, жестами. Любопытно, что после этой роли многие спрашивали, не гей ли я? Однажды даже стюардесса поинтересовалась: "Вы гетеросексуал?" Но евнух - не гей, он просто глубоко несчастное существо, переживающее ужасную трагедию. У меня не было никаких предрассудков по поводу этой роли - это же настоящий подарок для любого актера.
«Жил в долг, работал и клоуном, и официантом»
Селим Байрактар признается, что с детства мечтал стать артистом, но отец его выбора не одобрял.
- Я родился в Ираке, а во время иракско-иранского конфликта семья решила перебраться в более спокойное место, в Турцию - на родину предков. Помню, как мы ехали в телеге, запряженной лошадьми и снаряды буквально летали у нас над головами, - вспоминает актер. - Четыре года мы прожили в Эскишехире, а потом переехали в Анталью. Актерская профессия всегда манила меня, еще с тех пор, как мальчишкой я смотрел кино и представлял себя на месте героев. Однажды, когда я еще учился в лицее, мы с товарищем увидели объявление о наборе в театральную студию. Нас приняли, хотя пришло 650 человек, а мест было только десять. Тогда я впервые вышел на театральную сцену. У нас был передвижной театр: с грузовиком вместо сцены, а занавесом служила обычная палатка. Мой отец был недоволен мои выбором, он считал, что актеры ведут неправильный образ жизни, а вот мама всегда поддерживала меня. Кстати, мой младший брат тоже стал актером - ему уже не нужно было спорить с отцом по поводу выбора профессии, как пришлось мне, когда я решил поступить в университет учиться на актера.
Селим вспоминает, что конкурс был огромный - 600 человек претендовали на пять мест.
- Я поступил, но отец говорил: "Закончишь и будешь сидеть без работы, чем ты будешь зарабатывать на жизнь?" И он оказался прав: найти работу в театре, действительно, было не так просто, пришлось даже какое-то время поработать клоуном в цирке, официантом в ресторане... Денег не хватало, я постоянно жил в долг. Помню, в Анкаре мне давали продукты под обещание, что заплачу завтра. Но на другой день я шел в другой магазинчик и обещал то же самое. А потом пробирался домой, старясь не попадаться на глаза лавочникам. Потом, конечно, я все оплачивал, но это было трудно. Но я очень благодарен своему отцу: думаю, если бы он так не противится моему выбору, я бы никогда не стал таким известным. Трудности меня очень закалили, заставляли двигаться вперед.
Про свою личную жизнь актера особо не распространяется: известно, что он был женат на солистке симфонического оркестра, но когда одна из уфимских журналисток попыталась расспросить гостя о его супруге, переводчик сразу заявил, что Селим не женат.
- А почему вы не женитесь, господин Байрактар, почему не женитесь? - не отставала настырная репортерша, чем несколько смутила звездного гостя. Тем не менее он одарил даму обезоруживающей улыбкой.
- Он говорит, что пока целиком посвящает себя творчеству, - пояснил переводчик, а сам актер пожал даме руку и взяв из ее рук телефон, собственноручно сделав со своей собеседницей селфи.
Новость о том, что сердце восточного красавца свободно, разлетелась мгновенно: молодые девушки и дамы постарше наперебой старались завладеть вниманием актера.
- В России очень привлекательные женщины, как и на Украине, где я тоже бывал на фестивале, - заметил Селим. - В Османском гареме, куда попадали самые красивые девушки, были и украинки, и девушки тюркских народов, и вот им, конечно, было легче в плане изучения языка. Я сам для роли Сюмбюль-аги изучал старо-турецкий. Владею и арабским, в России выучил несколько русских выражений. А в Уфе со мной и по-башкирски говорили - кое-что я понимал и без переводчика. Я очень рад, что приехал сюда. Все-таки фестиваль этнического и национального кино - это очень важно. Такое кино помогает помнить свои корни, понять, кто мы и обрести внутреннюю гармонию.