В башкирской школе, где случилась кровавая бойня, работал один психолог

Родители мальчика утверждают, что Артем был изгоем в классе

Глава Башкирии Рустэм Хамитов признался, что когда увидел 17-летнего Артема Тахирова, напавшего на минувшей неделе с ножом на одноклассниц и учительницу в стерлитамакской школе № 1, то пожалел его. По словам руководителя региона, навестившего пострадавших в больнице сразу после произошедшей трагедии, «у этого мальчика уже осенью были видны определённые сложности в поведении».

Родители мальчика утверждают, что Артем был изгоем в классе
Фото: архив МК

- Очень жалко его. Он раненый, перевязанный, - рассказал Рустэм Закиевич. - Отношение к таким, особенным детям тоже должно быть другим. Давление, жестокость в отношении этих детей, то, что называют травлей, к сожалению, имеет свою оборотную сторону. Эти ребятишки не выдерживают такого давления и, собственно говоря, идут на такие поступки.

Напомним, 18 апреля ученик коррекционного девятого «Г» класса Артем Тахиров (имя изменено – ред.) прошел в свою школу с ножом и, заблокировав дверь в кабинет информатики, ранил двух одноклассниц и учительницу. Кроме того, подросток разлил по полу бензин и поджег его. Дети, спасаясь от пожара, пытались выбраться через окна, и одна из девочек, спасаясь о преступника, прыгнула со второго этажа, сломав ноги. Педагог Екатерина Першина получила множественные ранения и ожоги - она спасала своих подопечных. Ее состояние средней тяжести - 29-летняя дама долгое время проведет на больничной койке.

Рустэм Хамитов признал, что учительница «вела себя очень мужественно и достойно, смогла защитить ребят от бóльших сложностей». Глава РБ рассказал, что в региональном правительстве сегодня принимают меры, чтобы помочь пострадавшим.

- Хотя дело не в деньгах, даже не буду говорить об этом. В конце концов, это не имеет значения в этой истории, - сказал он.

Уже известно, что девятиклассник состоял в соцсетях в группах, пропагандирующих массовые убийства и поклоняющихся парням, расстрелявшим 13 детей в американской школе «Колумбайн». Родители мальчика утверждают, что Артем был изгоем в классе и подвергался издевательствам одноклассников. Учителя же твердят, что мальчик был агрессивен и на него не раз жаловались и дети, и педагоги. Подростка поставили на внутришкольный учет, но в комиссии по делам несовершеннолетних эти жалобы проигнорировали. Теперь ответственные за профилактику преступности среди подростков могут стать фигурантами уголовного дела - в следственном комитете уже возбудили уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей.

- Конечно, ищешь причину случившегося, - посетовал руководитель республики. - Причин много. Не только и не столько интернет. Интернет – это уже вторично. А первично – всё-таки недостаток общения, любви к такого рода детям, правильного воспитания в семье, конечно же, и в школе в том числе.

Рустэм Закиевич напомнил, что Артем давно состоял в разрушительных сообществах в соцсетях и не скрывал этого.

- Раньше это надо видеть, вскрывать и, безусловно, реагировать, - считает глава РБ. - Не давлением, не запугиванием, а пониманием, участием, соучастием. Тогда, конечно, можно защититься от таких случаев. Понятно, интернет, конечно, тоже надо мониторить, чтобы заранее увидеть, где какие мальчишки, девчонки, на каких площадках обсуждают такие сложные темы – суициды, нападения, уголовная тематика. Но одновременно, конечно, надо понимать, что глубинные причины намного сложнее. Интернет – это только верхушка. Поэтому общество в целом стоит перед задачей нового подхода к работе с такими ребятами. А эти особенные мальчишки и девчонки, с которыми происходят такие страшные вещи, требуют ещё большего внимания, ещё более глубокого отношения.

Рустэм Хамитов признает, что в школах нужны психологи.

- Может быть, не один, не два, а несколько человек, - полагает он. - А сегодня в этой большой школе, где учится 880 детишек, один психолог. Конечно, один педагог не справляется с такой нагрузкой. Кроме того, мы должны понимать, что и воспитательные процессы в школах должны соответствовать сегодняшним требованиям. Мы должны освободить учителя от рутины, бесконечной писанины, отчётности. Надо, чтобы учитель работал с ребёнком, а не с бумагами. С бумагами пускай чиновники работают, а учитель должен работать с ребёнком.

По словам Рустэма Закиевича, «в стране это уже пятый или шестой случай только за последние полгода».

- Надеемся, что у нас в республике и других субъектах Российской Федерации не будет этого происходить, - пожелал он. - Очень хотелось бы. Но в то же время понимаем, что такие ребятишки есть – озлобленные, недополучившие внимания, ласки, которые, к сожалению, готовы на такие поступки.

По мнению г-на Хамитова, «дело в том, что, вообще говоря, в нашем обществе всегда превалирует силовое воспитание: заставим, обяжем, ещё что-то из этой серии».

- В то же время мы знаем, что выдающихся успехов достигают семьи, которые относятся к своим детям с любовью, лаской, расположением, - говорит он. - И там вырастают другие дети. Мы их называем талантливыми, способными. А они стали такими, потому что родители их любят. Они их не тыркают, не муштруют, не наказывают. Они их любят. И детки другие, и глаза у них другие, и по жизни у них всё идёт по-другому.

Рустэм Закиевич считает, что «рыночная экономика жестока - она разводит людей, расщепляет общество на атомы».

- А нам нужно всё-таки стараться находить общие точки развития, - уверен он. - Мы же недаром говорим о патриотизме, о любви к родине. Это ведь элементы формирования нашего общества в команду. Мы понимаем, что все мы разные, у всех нас разные интересы, мы по-разному смотрим на многие вопросы. Но есть глубинные понятия, которые должны нас объединять в единую команду. Мы живём в республике, стране, и если не будем поддерживать друг друга, помогать друг другу, если будем переводить свои отношения только в формат конфликта, то, конечно, мы далеко не уйдём и разрушим наше общество.

Руководитель республики убежден, что «надо что-то делать с ожесточением нравов».

- Мы не можем идти по пути тех, как их часто называют, западных, цивилизованных государств, которые показывают нам антицивилизационные подходы к воспитанию и к тому, что происходит у них в школах, - говорит он. - Мы же тоже читаем, видим: расстрелы, поножовщина, убийства. Конечно, у нас это недопустимо. Эти события заставляют многое переосмыслить, пересмотреть. Надеюсь, что в определённой части мы и работу властных структур, там, где это возможно, перестроим. Но главное – будем работать с родительским сообществом. Мы обязаны изменить в том числе моральный климат и в семьях, и в школах. И власти должны быть более мягкими и внимательными по отношению к такого рода ребятам, может быть, даже с какими-то отклонениями.

Виновник расправы сегодня находится в СИЗО - на минувшей неделе суд арестовал его на два месяца до начала судебного процесса. А до этого маленького преступника вернули к жизни врачи после попытки самоубийства. Как только школьник пришел в себя - его допросили, и мальчик не отрицал, что намеревался «увидеть кровь и слезы одноклассников». Теперь мститель ответит перед законом по тяжкой статье Уголовного законодательства - за покушение на массовое убийство. Максимум, что грозит подростку - 10 лет в колонии общего режима, в нашей стране запрещено строго наказывать несовершеннолетних. Но, скорее всего, ученик коррекционного класса эту историю закончит в психушке - не зря же и учителя, и родители отмечали отклонения в его поведении.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру