Эксперт: «Отсутствие в Башкирии коррупционных дел снижает уровень доверия к власти»

В большинстве регионов ПФО проблемы коррупции дают о себе знать весьма заметно

Как бы ни критиковался современный политический режим в России, нужно признать: последние годы отмечены целой чередой скандалов на федеральном и региональном уровне, следствием которых стали приговоры чиновникам высокого ранга. При этом эти регионы можно разделить на две части: те, где недавно губернаторы потеряли должности из-за коррупционных дел, и те, где ситуация пока касается только чиновников муниципального уровня.

В большинстве регионов ПФО проблемы коррупции дают о себе знать весьма заметно
Фото: архив МК

Коррупция в ПФО: неоднозначные лидеры и неочевидные аутсайдеры

Одним из субъектов, подпортивших в недавнем прошлом свой имидж, стала республика Марий Эл. Ровно год назад теперь уже бывший глава этого региона Леонид Маркелов был арестован и этапирован в Москву по подозрению в получении взятки в размере 235 млн рублей. Сегодня бывший губернатор находится под арестом, приговор ему пока не вынесен. Но тема коррупции в этом регионе по-прежнему актуальна. На минувшей неделе на официальном портале правительства Марий Эл опубликовали документ за подписью нового главы региона Александра Евстифеева об отставке начальника управления по профилактике коррупционных и других правонарушений Евгения Лебедева. Отметим, что г-н Лебедев был назначен на эту должность летом 2016 года, причем с ним заключали пятилетний контракт. Хотя официальная причина отставки не содержит упоминаний о коррупции, но сам по себе уход чиновника, занимавшего «антикоррупционный» пост, не может не вызывать слухов о коррупционном следе.

Не обошли стороной коррупционные дела даже такой высоко управляемый регион, как Республика Мордовия. Здесь в Дубенском районе вынесен приговор бывшему главе администрации Енгалычевского сельского поселения. Мужчина признан виновным в служебном подлоге и мошенничестве. Ущерб составил смешные 22,5 тысячи рублей. Приговором чиновнику назначено наказание в виде 2,5 года лишения свободы условно. Похоже, здесь речь идет о политических мотивах коррупции, а точнее, внутриэлитном конфликте, который решается под предлогом коррупции.

Большое число коррупционных дел в Татарстане. Значительный резонанс в республике вызвало возбуждение уголовного дела в отношении председателя федерации профсоюзов Татарии Татьяны Водопьяновой. Она подозревается в коммерческом подкупе, сопряженном с вымогательством. Казалось бы, профсоюзы не имеют отношения к государственной власти. Но не в этом случае. Г-жа Водопьянова неоднократно избиралась депутатом Госсовета Татарстана, вхожа в высокие кабинеты власти, являясь типичным представителем региональной элиты.

Ещё больше проблем региональной элите доставляет так называемое «дело врачей», раскручивающееся в Татарстане. Оно началось с возбуждения уголовного дела против первого замминистра здравоохранения республики Елены Шишмарёвой и продолжилось выемкой документов в управлении Росздравнадзора по республике Татарстан и в республиканской офтальмологической клинике. Правоохранители подозревают, что было допущено нецелевое использование средств, попросту говоря - деньги были разворованы.

Казалось бы, больше уже некуда. Но нет, ситуация в Удмуртии ещё хуже. В прошлом году здесь отправили в отставку губернатора Александра Соловьёва, а в начале апреля этого года бывшему губернатору предъявили обвинение по двум эпизодам получения взятки в особо крупном размере. Некоторые подчинённые бывшего главы региона не отстают от экс-начальства. В марте в связи с обвинением в присвоении или растрате чужого имущества в особо крупном размере взяли под арест заместителя директора «Фонда капительного ремонта Удмуртии» Алексея Горбунова. Он обвиняется в присвоении 13 млн рублей и рискует получить до 10 лет лишения свободы.

В Можгинском районе бывший глава Аркадий Вершинин незаконно приватизировал служебную квартиру стоимостью два млн рублей, которая ранее была приобретена районной администрацией в муниципальную собственность. На период замещения муниципальной должности ее предоставили г-ну Вершинину. Воспользовавшись ситуацией, глава приватизировал госимущество. В связи с этим межрайонная прокуратура направила в суд дело о признании договора приватизации недействительным. Г-н Вершинин был вынужден вернуть квартиру и подать в отставку с поста руководителя муниципального района.

О глубине кадрового кризиса в политической элите Удмуртии может свидетельствовать и приговор в пять с половиной лет в колонии строгого режима, вынесенный бывшему чиновнику администрации главы региона Александру Косыреву за развратные действия в отношении несовершеннолетних. Тут, как говориться, без комментариев.

Есть проблемы и в Чувашской республике, правда, несколько меньшего масштаба. В Чебоксарах суд признал бывшего первого заместителя министра спорта Алексея Яковлева виновным в злоупотреблении полномочиями. Чиновник получил четыре с половиной года колонии общего режима и был лишен права на три года занимать должности в органах власти. Кроме того, суд обязал бывшего первого замминистра спорта выплатить 10,3 млн рублей ущерба в бюджет региона. Сам Яковлев свою вину в инкриминируемом ему преступлении не признал, заявив, что обжалует приговор.

Кировская область обрела скандальную славу благодаря процессу против губернатора Никиты Белых. А в начале этого года в федеральный розыск был объявлен вице-спикер областного законодательного собрания Владимир Гукасов, подозреваемый в мошенничестве. Одновременно по подозрению в получении взятки был задержан начальник межмуниципального отдела управления Росреестра.

В Нижегородской области был арестован руководитель управления федеральной налоговой службы по Нижегородской области Владимир Шелепов, обвиняемый в получении взятки в особо крупном размере. Большой резонанс вызвал также арест депутата гордумы Нижнего Новгорода, руководителя «Управления муниципальных кладбищ» Николая Ингликова, в отношении которого возбуждено уголовное дело о получении взятки. К тому же в СИЗО уже находятся два депутата областного законодательного собрания - вице-спикер Олег Сорокин и его сын Никита Сорокин. В розыске находится вице-мэр Нижнего Новгорода Сергей Миронов.

В Самарской области уволен руководитель департамента строительства мэрии Самары Сергей Рубаков - он подозреваемый в деле о взяточничестве и находится под домашним арестом.

Целая группа уголовных дел по обвинению в коррупции прокатилась по Ульяновской области. В частности, возбуждено уголовное дело о хищении более 10 млн рублей из регионального фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса. Бывший заместитель начальника инспекции федеральной налоговой службы по Железнодорожному району Ульяновска Александр Кирилин признан виновным в хищении 3 млн рублей государственных средств - он отправился в колонию на пять лет.

Все эти события произошли за первые три месяца 2018 года и свидетельствуют, что антикоррупционный тренд в ПФО активно разыгрывается и как инструмент политической борьбы, и как средство наведения порядка в сфере государственного и муниципального управления.

Башкирские разборки

Какое место среди регионов ПФО занимает Башкирия? Насколько глубоко коррупция проникла в региональную систему управления? Последние месяцы резонансных коррупционных дел в республике не было. Тем не менее назвать ситуацию благополучной было бы неправильно. Широкой общественности памятны уголовные преследования вице-мэров Уфы. В октябре 2017 года Октябрьский суд Уфы приговорил бывшего заместителя градоначальника 43-летнего Ильдара Хасанова к трем годам условно и штрафу в миллион рублей. В марте Хасанов попался правоохранителям с поличным, пожелав получить 1,8 млн рублей отката от сотрудников военно-спортивного фонда «Башкортостан». Не меньший ажиотаж вызвало так называемое «дело Александра Филиппова» - тогда первого вице-мэра Уфы. Бывшего чиновника, уволенного из уфимской администрации за утрату доверия, обвиняют в неуплате налогов. До сих пор находятся под следствием бывший глава управления капитального строительства Марат Гареев, отстраненный от должности судом, и руководитель управления земельных и имущественных отношений администрации Уфы Раиль Еникеев, которых подозревают в нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных по национальной программе «Жилище». Довольно часто появляются сообщения об уголовном расследовании за взяточничество руководителей муниципалитетов и сельских поселений.

Год назад на прямой линии Рустэм Хамитов жестко раскритиковал строительный блок уфимской мэрии. Это дало основания уфимскому сити-менеджеру Иреку Ялалову решиться на перезагрузку работы строительного блока, в результате чего ключевые чиновники этой сферы покинули свои посты, вплоть до главного архитектора Уфы Ильдара Ибрагимова. В последнюю неделю республику всколыхнула новость об аресте руководителя уфимской адвокатской палаты Ромео Фарукшина, как говорят, одного из приближенных к президенту АП РБ Булату Юмадилову. Г-на Фарукшина, который также является заместителем председателя президиума БРКА, задержали с мечеными деньгами башкирские чекисты. По версии следствия, он обещал уфимскому юристу успешную сдачу экзамена на получение адвокатского статуса за 200 тысяч рублей, а потом в процессе переговоров увеличил мзду до 250 тысяч.

Безусловно, коррупционные скандалы снижают уровень доверия власти, однако полное отсутствие коррупционных дел снижает этот уровень доверия еще больше. Конечно, кто-то полагает, что в Башкирии уровень коррупции запредельный, однако, как видим, в ряде соседних регионов ситуация гораздо серьезнее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру