Омбудсмен Башкирии: «Собственники предприятий должны нести ответственность перед людьми»

Со стороны контролирующих органов нужен более принципиальный подход

Омбудсмен Башкирии Рим Каюмов настаивает, что для соблюдения прав граждан необходимо вносить изменения в законодательство страны. Например, главный правозащитник республики уверен, что пора привлекать к уголовной ответственности не только директоров предприятий, где не выплачивается зарплата, но и собственников, которые принимают решения, но остаются вне действия Уголовного кодекса.

Со стороны контролирующих органов нужен более принципиальный подход
Фото: архив МК

«Пришло время страховать работников»

Также г-н Каюмов считает, что если предприятие обанкротилось, то внешний управляющий обязан получать зарплату вместе со всеми работниками, а не вне очереди.

- Сегодня самое массовое нарушение конституционных прав человека – это невыплата заработной платы при банкротстве предприятия, - рассказывает Рим Фидаевич. - Из республиканских должников по зарплате - 77 процентов банкротящихся предприятий. А по закону о банкротстве долги считаются погашенными при отсутствии у должника какого-либо имущества. Таким образом взыскать в пользу коллектива уже ничего невозможно. Зачастую конкурсная масса реализуется за бесценок, часто аффилированным структурам. Как правило, люди не только зарплату не получают, они теряют рабочие места. Сейчас такая проблема в Ишимбае.

Как утверждает г-н Каюмов, согласно законодательству, предприятие-банкрот в первую очередь гасит внеочередные платежи, такие как налоговые отчисления и… зарплату управляющему.

- На мой взгляд, конкурсный управляющий должен получать зарплату вместе со всеми работниками предприятия-банкрота, - говорит он. - И нужно привлекать к ответственности все-таки собственников предприятия, а не работодателей. Это предложение я вносил и на совете уполномоченного по правам человека РФ, и в российское правительство - нужно не только изменять закон о банкротстве, но и об исполнительном производстве. Люди идут в суды и получают исполнительные листы. Но если исполнительное производство приостанавливается, все обязанности по погашению задолженности передаются конкурсному управляющему. Я этой проблематикой занимаюсь давно и внес предложения, которые, на мой взгляд, помогли бы разрешить ситуацию.

Также Рим Каюмов уверен, что «и со стороны контролирующих органов нужен более принципиальный подход».

- Предприятия, которые имеют задолженность по заработной плате, не должны перерегистрироваться - это следует запретить, - полагает он. - Потому что бывает так, что одно предприятие закрывают, где оставляют долги, и открывают другое. На мой взгляд, это категорически не должно делаться. Такие предприятия надо своевременно выявлять и проверять: не совершается ли преднамеренное банкротство. Возбуждать уголовное дело, проводить расследование, привлекать к ответственности в том числе и владельцев. Я считаю, что это очень просто – ведь именно собственник курирует все, в том числе и финансовые моменты, а не нанятый им директор.

Рим Каюмов уверен, что пришло время страховать работников, иначе при банкротстве предприятий люди остаются без средств к существованию.  

- Закон о банкротстве очень сложный, - объясняет он. - Если человек получил работу, когда предприятие уже банкротилось, то его долг по зарплате оказывается в четвертой очереди, после всех, кому задолжали до начала процедуры несостоятельности и тех, кто уже уволился. И эти люди, скорее всего, вообще ничего не получат. То есть нужно совершенствовать законодательство о банкротстве.

«Тюремные предприятия не всегда могут конкурировать на рынке»

По мнению Рима Фидаевича, с этой же проблемой сталкиваются обманутые дольщики.

- Ведь там тоже часть предприятий-застройщиков – банкроты, - поясняет он. - В республике проводилась колоссальная работа: с 2011 года решен вопрос почти 3,5 тысяч дольщиков, а сейчас пошла новая волна нарушений, опять у нас в зоне риска оказались три-четыре тысячи человек. Владимир Путин в своем послании четко сказал, что нужно уходить от долевого строительства и перейти к проектному финансированию, чтобы ответственность несли не люди, а застройщики и банки. И второе – тут тоже надо привлекать к ответственности. Люди ведь берут кредиты, но остаются без жилья. Они обращаются к нам, и это очень тяжелый вопрос. А застройщик, по сути, не несет никакой ответственности.

По словам Рима Каюмова, аппарат уполномоченного по правам человека в РБ ежегодно получает около пяти тысяч жалоб «по самой разнообразной тематике, которая охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека». Наиболее распространенные обращения - связанные с жилищными правами, на втором месте - трудовые отношения и лекарственное обеспечение.

- Отдельным блоком идут жалобы на правоохранительную систему и из мест лишения свободы, - рассказал Рим Фидаевич. - И самое главное - никто не говорит о правах потерпевших. А ведь заключенные должны потерпевшим по искам за причинение морального и имущественного вреда суммарно около 1 млрд рублей, но выплатить эти деньги они не в состоянии. Трудовая занятость в системе исполнения наказаний составляет 30-35 процентов, а заработная плата в местах лишения свободы в среднем 300-1500 рублей. Почему? С человека, который работает, осуществляются вычеты за вещевое довольствие, за питание. Если осужденный не работает, все за счет государства. Низкая занятость связна с тем, что кого-то из заключенных надо переучивать, потому что нет профессии. Их обучают, для этого в системе ФСИН есть все условия. Но у нас рыночные отношения и тюремные предприятия не всегда могут конкурировать на рынке. Тут, конечно, необходима помощь государства. Может быть, вводить налоговые льготы тем предприятиям, которые работают именно с учреждениями ФСИН. Ведь если заключенный не имеет возможности погасить долг, то и его права косвенно нарушаются.

Как рассказал Рим Фидаевич, единственное, что предусмотрел законодатель - это условно-досрочное освобождение, которое возможно только при погашении долга потерпевшим или если пострадавший не возражает против выхода на свободу своего должника.

- Ежегодно по УДО освобождается где-то 1800 человек, - говорит он. - И вот здесь законодатель закрепил права потерпевших: обязательным условием должно быть погашение задолженности и согласие потерпевшей стороны.

«С каждым годом растет число больных редкими заболеваниями»

Также, как полагает омбудсмен, права потерпевших нарушаются и при нераскрытии преступлений.

- Самое ценное у человека – это жизнь. Есть такое понятие – «право на жизнь», - объясняет он. - Охарактеризовать право на жизнь в республике, наверное, будет сложно. У нас только от преступлений погибла тысяча человек, при ДТП погибло 550 человек, при этом около 20 погибших - несовершеннолетние. А процент раскрываемости преступлений - только 60 процентов. Значит, права остальных 40 процентов, пострадавших от рук преступников, так и остаются нарушенными. В эту сферу нарушений прав потерпевших попадают и необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел и необоснованное их приостановление.

- В последнее время стала актуальной тема лекарственного обеспечения. Почему это случилось?

- В этом году это было связано с затягиванием закупочной процедуры - изменилось законодательство, а закупки следовало прогнозировать. С каждым годом растет число больных редкими, генетическими заболеваниями, которые называются орфанными. Сегодня это один больной на 10 тысяч населения. Лечение очень дорогостоящее - если взять, допустим, синдром Хантера, лечение стоит до 30 млн и выше. А таких больных у нас более 400 человек, хотя еще три-четыре года назад была цифра около 200. На лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в минувшем году в республике было выделено около 1,5 млрд, в сентябре правительство РБ выделило еще 300 млн рублей дополнительно. Причем, 24 заболевания из этого дорогостоящего списка финансируются из региональной казны. Конечно, денежных средств не хватает. Должно быть софинансирование из федерального бюджета - тогда проблема будет решена.

Как утверждает главный правозащитник республики, большая часть проблем в регионе - «системные».

- Например, проблема с обеспечением жильем социально незащищенных граждан возникла не сегодня и даже не вчера, а складывалась десятилетиями, - рассказывает он. - В Башкирии зарегистрировано более 82 тысяч семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по различным основаниям. А в 2012-2017 годах в эксплуатацию было сдано всего 30 тысяч квартир. Люди стояли в очередях десятилетиями. Некоторые муниципалитеты, что греха таить, вообще не строили. И без комплекса принятия мер – это, конечно, вопрос был неразрешимый. Но сегодня в республике по поручению Рустэма Хамитова разработана концепция обеспечения отдельных категорий граждан жильем, и она сейчас начала успешно действовать в девяти муниципальных районах и на двух территориях в Уфе. Концепция предполагает, что до 2025 года все нуждающиеся, стоявшие в очереди до 2016 года, получат квартиры. Ощутимыми темпами этот вопрос начал сдвигаться с мертвой точки. Отрадно, что это удалось сделать в нашем регионе. В других субъектах страны нет таких концепций.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру