Криминолог Альберт Курманов: «В Башкирии реально меньше стали брать взятки»

Победа над коррупцией - «вопрос не одного дня и ни одного года»

Проректор БАГСУ по учебной и научной работе Альберт Курманов считает, что «коррупция пронизывает всю нашу жизнь, все эшелоны власти», но уверен, что сегодня начало меняться сознание людей, которые не только негативно воспринимают коррупционные нарушения, но и понимают, что «не в этом счастье».

Победа над коррупцией - «вопрос не одного дня и ни одного года»
Фото: архив МК

«К сожалению, коррупция пронизывает всю нашу жизнь»

Г-н Курманов - профессор-криминолог и координатор антикоррупционного проекта «Чистые руки» партии «Единая Россия», а потому знает, что говорит.

- Сегодня меры, которые принимает государство и, в частности, правоохранительные органы, показывают, что борьба пошла не с коррупционерами, - полагает он. - Сейчас уже борются не с отдельными лицами, которые совершают преступления антикоррупционной направленности, идет системная борьба с коррупцией. Сегодня мы видим, что к уголовной ответственности привлекают вплоть до федеральных министров. Это о чем говорит? Государство выбрало для себя вектор поступательного движения в борьбе с коррупцией и уже с этой дороги не свернет. Я думаю, что результаты очевидны. Только в Башкирии за организацию преступного сообщества и получение взяток были привлечены девять работников одного из высших учебных заведений республики. Одной из целей уголовного наказания является превенция преступления. Она может быть общей и специальной. Мы общаемся со многими руководителями из органов государственной власти, из правоохранительных органов - сейчас реально стали меньше брать взятки. Если посмотреть официальную статистику, которая хоть на сто процентов и не отражает реальную ситуацию, потому что есть латентная (скрытая, - ред.) часть коррупционной преступности, но очевидно, идет динамика на снижение. Кто-то боится, кто-то уже понял, то, что можно потерять все, включая собственную свободу.

Альберт Курманов напомнил, что в конце июня президент страны Владимир Путин подписал указ, утвердивший план противодействия коррупции на ближайшие два года.

- В рамках этого системного документа поставлен ряд задач перед органами государственной власти, - рассказал он. - Эти задачи можно делить по направлениям: есть поручения профилактической направленности, когда органы государственной власти, общественные институты, средства массовой информации должны выстраивать свою работу так, чтобы не допускать коррупционных правонарушений и повышать гражданскую сознательность населения и чиновников в том числе. А второй блок направления работы – когда уже идет реальное пресечение преступлений.

Недавно Башкирская академия госслужбы и управления совместно с администрацией главы РБ провела бесплатный семинар по противодействию коррупции в учебных учреждениях.

- К сожалению, коррупция пронизывает всю нашу жизнь, все эшелоны власти, поэтому эта работа должна быть системной, - говорит Альберт Сафуатович. - Применительно к школам можно выделить два фактора. Первый – всем известные поборы, добровольно-принудительные «благотворительные» при поступлении в образовательное учреждение. Второй момент связан с закупкой материально-технического оборудования при заключении договоров гражданско-правового характера. На семинаре мы больше говорили о профилактике и о том, что нужно делать, чтобы жалоб от населения было как можно меньше.

«Порочная практика школьных поборов сложилась в 90-е»

- Как сами работники образовательных учреждений объясняют поборы?

- Эта порочная практика сложилась еще в далекие 90-е годы, когда действительно система образования испытывала серьезные финансовые трудности. Тогда это была вынужденная мера, когда за счет родителей, которые были готовы делать благотворительные взносы, система образования просто выживала. Но на сегодняшний день ситуация меняется, финансирование повышается, меняется заработная плата самих педагогических работников. Но негативные привычки остались. Может быть, отчасти, так удобнее работать. Закон суров, от этих негативных тенденций надо избавляться, хотим мы этого или не хотим.

Альберт Сафуатович уверен, что победа над коррупцией - «вопрос не одного дня и ни одного года».

- Опять же, надо работать над сознанием людей, начиная с младшего школьного возраста, - считает он. - Необходимо в рамках федеральных государственных образовательных стандартов уделить особое внимание формированию нетерпимого отношения к коррупционным нарушениям в образовательных учреждениях. Мы должны растить здоровое поколение и духовно, и физически, чтобы они априори отрицательно были настроены к коррупции.

- То есть новое поколение должно вырасти?

- Думаю, да. Ведь что такое взятка? Кто-то берет, но ведь кто-то и дает. То есть не всегда чиновники выступают инициаторами, хотя их обвиняют во всех смертных грехах. Недаром же появилась народная мудрость: «не подмажешь – не поедешь». И здесь с населением тоже нужно работать. Чтобы люди знали: к ответственности привлекают не только того, кто берет, но и того, кто дает. И, кстати, реально люди оказываются в местах лишения свободы за дачу взятки.

- Если брать сферы жизни обычного человека, в какой больше всего коррупционных проявлений, на ваш взгляд?

- Здесь даже не на мой взгляд надо опираться, а на серьезные социологические исследования: это сферы образования, ЖКХ, медицины и работа правоохранительных органов, чаще из служб называют органы ГИБДД. Если мы говорим о системе ГИБДД, то в этой сфере число поборов тоже снижается за счет привлечения техники. Результаты сегодня тоже очевидны. С дороги убирается человеческий фактор. На сегодняшний день все правонарушения на дорогах эффективно фиксируются камерами наблюдения, и граждане, нарушившие правила дорожного движения, уплачивают административный штраф без участия автоинспекторов.

«Главное не строгость, главное – неотвратимость наказания»

- А что статистика говорит о коррупции в высших эшелонах власти?

- Вы поднимаете серьезный вопрос. Мы обозначили четыре сферы, которые в общественном понимании наиболее коррумпированы. Если говорить о системном ущербе, который причиняется бюджетам всех уровней, то здесь больший вред причиняют коррупционеры на уровне высших эшелонов власти. О статистике здесь сказать сложно, потому что официальная статистика МВД фиксирует количество коррупционных нарушений в целом. В 2017 году на два миллиона преступлений - преступлений коррупционной направленности было 30 тысяч, из них дача и получение взяток было около девяти тысяч, из них мелкое взяточничество - около шести тысяч.

- Есть же еще такие коррупционные правонарушения, которые называются административным ресурсом…

- На сегодняшний день этим действиям дано четкое определение – конфликт интересов. И должностные лица, замешанные в конфликте интересов, как минимум, увольняются с работы. Но если в коррупционном правонарушении будем исходить из конфликта интересов, присутствуют признаки уголовно-наказуемого деяния, то нарушители также будет привлечены к уголовной ответственности.

- В Китае отрубают руки чиновникам, которые попались на взятке или другом коррупционном преступлении. Может, и нам стоит ужесточить Уголовный кодекс?

- У нас наказаний, связанных с физическим увечьем, в принципе нет в Уголовном кодексе страны, самое строгое – это пожизненное лишение свободы. Смертная казнь, как вы знаете, не применяется уже больше 20 лет. Пожизненное заключение назначается за преступления, связанные с посягательством на жизнь другого человека, за незаконный оборот наркотических средств и за сексуальное надругательство над малолетними. Но такой вид наказания за коррупционные правонарушения не предусмотрен. Мое мнение, как профессионала: тяжесть ответственности за преступления должна соответствовать степени их общественной опасности. Те 8-12 лет, которые взяточник проведет в местах лишения свободы, в изоляции от общества, это серьезное наказание. Здесь как криминологи говорят: главное не строгость, главное – неотвратимость. Каждый преступник должен знать, что его преступление будет выявлено, и он будет наказан, в том числе, помимо лишения свободы, материально. Сумма штрафа за такое преступление может в несколько раз превышать размер взятки. Это ощутимые суммы, которые измеряются миллионами рублей. Могут конфисковать имущество, которое было добыто во время совершения преступления.

- В нашем обществе не порицают коррупцию, напротив, воспринимают как некую доблесть…

- Вот у меня, если честно, такого отношения к коррупционерам нет. Он ведь залез в государственный карман, это бюджетные деньги, деньги населения, которые могли бы быть потрачены на медицину, на образование, на какие-то другие социально-значимые проекты. Как мы можем такого человека каким-то образом превозносить? Нет, конечно, он преступник, он должен за преступление отвечать. Мне много приходится общаться в академии с нашими студентами, это будущие юристы и управленцы в органах государственной власти, будущие работники правоохранительных органов - они доблестью коррупцию не воспринимают. Ситуация за последнее время меняется. Работая со специалистами, я вижу и понимаю, насколько серьезно меняются мышление и стереотипы поведения касательно коррупции. Кто-то боится, а кто-то понимает, что не в этом счастье.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру