Региональные власти, предоставив некоторые послабления участникам акций протеста, одновременно изгнали их с проезжей части проспектов и улиц.
Так, в Башкирии разрешили проведение митингов, демонстраций, шествий и массовых пикетов на «отдельных элементах обустройства дорог общего пользования», а именно только на тротуарах и пешеходных дорожках. Таким образом, массовые демонстрации, подобно проводимым в советское время по проспекту Октября в Уфе, становятся невозможным. При этом в Башкирии де-юре запрещены публичные мероприятия с перекрытием автомобильного движения. Однако как на практике будут проводить военные парады, строевые смотры и массовые народные гуляния во время праздников, при которых ограничение дорожного трафика неизбежно, новый закон разъяснения не дает.
— Получается, что если люди, никого не спрашивая, во время всеобщего ликования выйдут на улицы, как в случае с победой хоккейной команды «Салавата Юлаева», они автоматически становятся правонарушителями? — задается вопросом руководитель общественной организации «Толерантность» Эдвард Мурзин. — Я считаю любое ограничение жителей Башкирии в правах — антиконституционным.
Зато, согласно принятому башкирскому закону, отныне пикеты можно устраивать на железнодорожных, речных, авто— и аэровокзалах, а также на остановках общественного транспорта и в местах отдыха. Однако массовостью такие мероприятия похвастаться не смогут, поскольку, как говорится в законе, разрешено пикетирование только одним участником.
— Понятно, что подобные запреты появляются перед выборами, чтобы не допустить каких-то эксцессов, но надо понимать, что сегодня власти закручивают гайки на кипящем котле.
По словам г-на Мурзина, сегодня у общества наиболее низкий рейтинг доверия к власти, подобное недоверие люди испытывали только в конце 90-х годов прошлого века.
— Несколько месяцев назад мы проводили опрос населения и выяснили, что судам доверяют только 30% людей, прокуратуре — 26%, МВД — 24%, — говорит он.
Эдвард Мурзин уверен, что «формальные запреты могут превратить мирные акции в жесткое противостояние».
В свое время немало копий сломали о другой республиканский закон «О порядке уведомления о проведении публичного мероприятия», который был принят еще в 2005 году. Документ был подвергнут серьезной критике уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным, заметившим в специальном докладе о соблюдении на территории Российской Федерации конституционного права на мирные собрания, что «лидерство» по части изобретения казуистических формулировок, позволяющих максимально усложнить и запутать сугубо техническую процедуру подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, принадлежит властям Республики Башкортостан.
По мнению г-на Лукина, согласно региональному закону уполномоченный орган власти мог на первом этапе принять решение о регистрации или нерегистрации поступившего уведомления, а на втором — о его принятии или признании неподанным.
«Изюминка» двухступенчатой процедуры в том, что она позволяет органу власти объявить «не поданным» уже принятое и зарегистрированное уведомление», — отмечал омбудсмен.
Спустя некоторое время республиканская прокуратура оспорила в Верховном суде Башкирии отдельные положения этого закона, считая их противоречащим федеральному — «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Надзорное ведомство заметило, что местный закон обязывал митингующих предоставлять в органы обширный перечень документов, в то время как федеральный закон требует от организаторов публичных мероприятий лишь одну уведомительную заявку.
И, наконец, в 2008 году Верховный суд Башкирии удовлетворил требования республиканской прокуратуры о признании противоречащими федеральному законодательству некоторых положений закона РБ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» в полном объеме. Сейчас в спорном законе отсутствуют третья и пятая статьи, устанавливавшие дополнительные требования к организаторам публичного мероприятия, а также подверглась весьма серьезной корректировке четвертая, касающаяся принятия уведомления.
Парламент Башкирии обжаловал это решение в Верховном суде России, однако тот не согласился с доводами кассаторов. Новый республиканский закон «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования» тоже может ожидать такая же судьба.