МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Уфа

Гармония гармони

Во Францию талантливые уфимские баянисты попали при помощи благотворителей

Существует представление, что музыканты — неисправимые романтики. Оно вполне оправдано относительно учащихся и преподавателей детской музыкальной школы №9 имени Искужина, расположенной в уфимском микрорайоне Затон.

Получая невысокое жалованье, здешние педагоги воспитывают лауреатов международных конкурсов десятками. Только за последний год ими стали 23 юных музыканта. Среди них — дуэт баянистов Камиля Агадуллина и Эмиля Шамратова. Минувшим летом юные баянисты ездили во Францию на фестиваль «Роза ветров». Важная в профессиональном плане заграничная поездка талантливых ребят не состоялась бы, если б ни помощь благотворительного фонда «Урал».

Секрет успеха, по словам юных музыкантов, в таланте и трудолюбии, но каждый раз перед выходом на сцену мальчишки читают про себя молитву.
— Без этого не должен обходиться ни один важный момент в жизни, — добавляет пятиклассник Эмиль.
— Оказалось, что наши дедушки играли на баяне, — признаются мальчики. — А теперь и мы постоянно устраиваем дома концерты.

Камиль играет с 4,5 лет, а Эмиль с семи, но разница между ними всего один класс.
— Просто я ходил в подготовительную группу, — объясняет Камиль. — Но вместе мы сразу сыгрались, уровень примерно одинаковый, да и произведения нам правильно подбирают, мелодичные, как мы любим.

Камиль часто выступает как сольный артист, причем не только на профессиональной сцене.
— Иногда меня приглашают играть на свадьбах, — улыбается школьник. — Там я, конечно, классику не играю, все больше народные мотивы.
А Эмиль хотя и не прославился пока как солист, но уже неплохо импровизирует.
— Не знаю, как-то само собой получается, — размышляет 11-летний паренек. — Еще могу подобрать по слуху даже какую-нибудь популярную песню, что по радио крутят.

Музыканты перед началом игры внимательно и сосредоточенно смотрят друг на друга. Камиль всегда играет первые партии, Эмиль — вторые. Со стороны кажется, что между ними устанавливается чуть ли не телепатическая связь.
— Нужно просто настроиться, чтобы начать вместе, — объясняет Камиль. — Когда я понимаю, что мы оба готовы, едва заметно киваю, и мы начинаем играть.

Отправлять талантливых ребят на конкурсы у администрации школы средств нет — дотационные деньги расходуются на инструменты, ремонт и прочие школьные нужды. А попасть на международные конкурсы юным музыкантам помогают спонсоры. Например, баянисты смогли показать свою отличную подготовку во Франции благодаря благотворительному фонду «Урал».

— На целый микрорайон «Затон», в котором сегодня живет 25 тысяч человек, приходится всего одна музыкальная школа, — говорит директор школы Ахият Гаитбаев. — Поэтому в школе учатся целыми династиями: сегодняшние второклашки — правнуки и праправнуки учащихся прошлых лет.

Преподаватели сетуют, что обучение в музыкальной школе сейчас считается дополнительным образованием.
— Как же оно может быть дополнительным, когда мы даем ребятам комплексные знания? — негодует Ахият Гаитбаев, который также учит ребят игре на курае. — Здесь и музыкальная литература, и сольфеджио, и обязательные занятия в оркестре и хоре. После обучения ребята поступают в профессиональные музыкальные училища и вузы.

Школа на хорошем счету не только у самих учащихся и их родителей, но и у работников администрации города, отдела культуры Ленинского района. Учредители регулярно выделяют деньги на покупку инструментов, поэтому острой нужды в музыкальном инвентаре нет.

— Школу посещают без малого три сотни детей. При этом мы почти столько же просто не можем принять, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Желтова. — Ребятишкам приходится ждать освобождения места, ведь в течение года происходит отсев, его мы называем естественным отбором, когда ребенок решает уйти из школы.

Список профильных дисциплин школы довольно широк: обучение ведется аж по 16-ти специальностям, в том числе игре на курае и думбыре, поэтому и учеников огромное количество. Помимо привычных инструментов, дети здесь учатся играть на синтезаторе. Осваивают компьютеры в музыкальных целях — это отдельная специальность.

Если бы у музыкальной школы №9 было новое и просторное здание, то она, наверняка, стала бы называться детской школой искусств, ведь здесь есть даже отделение раннего эстетического развития.
— К нам приводят четырехлетних малышей, которых мы стараемся развить всесторонне, — рассказывает заслуженный работник культуры РБ Ахият Гиниятович. — У нас они занимаются до семи лет пением, рисованием, лепкой, ритмикой, английским языком, знакомятся с этикой.

В зависимости от успехов кто-то может уйти, например, в художественную школу.
— Нет сомнений, что в школу идут энтузиасты, — признает директор. — Оклад преподавателя, если он работает на одну ставку, составляет 4,5 тысячи рублей, потому все учителя работают по призванию.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах