МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Уфа

Градоначальник — на старте

Ирек Ялалов попросил не называть его мэром

Новый сити-менеджер Уфы Ирек Ялалов рассказал о своем видении развития города и его дорожной сети. В частности, он сообщил о возобновлении проектирования второй очереди проспекта Салавата Юлаева. По его словам, чтобы, наконец, вывести магистраль на Бирский тракт, нужно построить еще 7,5 километра.

На проектирование и строительство отводится пять лет. Кроме того, власти задумывают сделать Российскую и Комсомольскую улицы полноценными дублерами проспекта Октября, и уже состоялось первое рабочее совещание, посвященное этому проекту. А вот введение одностороннего движения в центре Уфы сити-менеджер посчитал хоть и нужным, но преждевременным шагом, поскольку не завершено расширение других улиц в южной части города.

Критику автовладельцев г-н Ялалов считает «частично справедливой».
— Три года назад я стоял у истоков программы расширения улиц, — пояснил сити-менеджер. — Это была моя идея, и если бы мы не расширили четыре десятка улиц, в центре настал бы коллапс. Еще нужно увеличить ширину около 110 городских артерий.

Градоначальник посетовал на нерациональное использование дорог, по его словам, «каждый автомобиль везет полтора человека».
— К тому же усугубляет ситуацию любовь наших людей к большим авто, малолитражки почему-то не пользуются спросом, — говорит он.

Как и его предшественник, г-н Ялалов критично относится к расконсервации проекта метрополитена, объяснив, что в городе хорошо развита сеть маршрутного такси и достаточно частных перевозчиков.
— Из любой точки города всегда можно уехать на автотранспорте, — говорит он. — И мы не уверены, что одна ветка метрополитена может решить проблему пробок. К тому же наши коллеги в других городах рассказывают о высоких издержках эксплуатации сооружений метро. Очень дорогое удовольствие построить метро, но не менее дорогое удовольствие его содержать. А плата за проезд и близко не компенсирует затрат.

Ирек Ялалов дал поручение изучить опыт построенных в последние годы метрополитенов в Новосибирске, Казани и Екатеринбурге, а также «проанализировать и понять помогло это городу или нет».
— Я склоняюсь к идее легкого метро — наземного монорельсового транспорта, или скоростного трамвая, что в десятки раз дешевле, но с тем же эффектом, — пояснил глава администрации Уфы.

Чиновник еще раз подчеркнул, что денег на строительство метрополитена в столице Башкирии нет.
— Среди городов-миллионников мы имеем самый маленький бюджет — 18 миллиардов, а все наши ближайшие соседи могут рассчитывать на 30-40 миллиардов рублей, — отметил Ирек Ялалов.

А вот раздражение горожан по поводу строительства многочисленных торгово-развлекательных центров сити-менеджер понимает, добавив, что появление в городе новых моллов становится бессмысленным, исключением являются только Затон и Шакша.
— Торговая сеть очень развита, нужно увеличивать число магазинов шаговой доступности, — поделился мнением мэр.

Как будет происходить общение с горожанами, главный управляющий Уфы еще не решил. Но дал понять, что открывать новый аккаунт в «живом журнале» ему не хочется. Глава города рассказал, что в блоге министра ЖКХ, который он открыл, когда работал на этом посту, было много личных оскорблений.
— Многие использовали эту страницу в интернете, как жалобную книгу, — рассказал г-н Ялалов. — Поймите, не нужен блог, чтобы заявить, что в кране нет воды, для этого есть другие инструменты. Были люди, которые пользовали личный дневник для оскорблений моей семьи. Когда человек прячется за маской-ником, то чувствует себя героем. А вообще все это очень похоже на написание анонимок. Анонимками изводили моего отца. Один в один все повторяется. Блог нужно вести для души, а не заниматься садомазохизмом и терпеть, когда на тебя льют грязь.

Ирек Ялалов считает, что журналисты искажают название его должности.
— Газеты допускают ошибку, называя меня мэром, — заявил г-н Ялалов. — В Уфе нет мэрии, следовательно, нет и мэра. Некоторые СМИ меня называют главой города — это тоже неверно. По уставу городского округа Уфа — его главой является председатель горсовета. Я — глава администрации городского округа Уфа — исполнительно-распорядительного органа городского округа. Моя задача — управление городом в размерах бюджета, который утвердили депутаты горсовета, и развитие города на перспективу. Со мной заключен соответствующий контракт на два года.
Интересно, что из репортажей муниципальных СМИ уже пропали слова «мэр», «глава города» и «градоначальник».

В соседних региональных столицах, где сохранилась и практика прямых выборов и введена новая контрактная система с сити-менеджером, подобным бюрократическим вопросом еще не озадачивались. Коллеги г-на Ялалова из Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Ижевска называют себя главами администрации и сити-менеджерами, в Оренбурге — главой города. В Казани со времен советской власти сохранился горисполком, а управляет городом Казгордума во главе с мэром-председателем.

Будут ли сами горожане выговаривать громоздкое длинное обозначение должности г-на Ялалова, неизвестно. Обозначение «мэр» прижилось в России в начале 90-х годов как самое короткое и емкое название должности руководителя исполнительной власти города. В Уфе оно носило неформальный характер и у предшественников г-на Ялалова вопросов не вызывало. Кстати, одна из программ телеканала «Вся Уфа» носит название «Спроси у мэра». Теперь, видимо, передачу переименуют в «Спроси у главы администрации городского округа город Уфа».

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах