Вот и отличница из гимназии №91 Рената Ахмадинурова пробилась в очный этап только по обществознанию, хотя рассчитывала писать олимпиаду еще и по английскому языку.
Если «счастье» улыбнулось
— Не получилось пройти заочный тур: слишком высок оказался порог баллов, — рассказывает девушка. — По английскому удалось написать на 87, а по обществознанию я набрала чуть меньше, но тут все-таки прошла в очный этап.
Действительно, конкурс по английскому языку — традиционно один из самых высоких, хотя база у девушки очень хорошая. 91 гимназия является лингвистической, у всех школьников проводится пять-шесть часов английского в неделю, и даже есть предмет технический перевод.
Рената признается, что гуманитарные предметы даются ей проще всего, хотя и с точными науками все в порядке — школьница идет на золотую медаль.
— Но я себе это целью никогда не ставила, — улыбается она. — И родители никогда не загоняли делать уроки, не старались воспитать из нас сестрой отличниц.
А ведь родители Ренаты — педагоги. Папа — доктор социологических наук, а мама преподает философию в одном из уфимских вузов. Видимо, от них Рената переняла живой интерес к этим предметам.
— Готовясь к олимпиадам по обществознанию, нужно учебники читать, — говорит школьница. — Но я никогда не читаю. Мне больше нравится знакомиться с идеями философов, я ведь и сама люблю порассуждать.
Именно поэтому, по мнению самой девушки, ей удалось пройти заочный тур олимпиады и удачно написать эссе.
— Я выбрала для себя тему счастья, — рассказывает участница. — Я всегда стараюсь браться только за такие темы, о которых раньше размышляла и уже успела составить собственное мнение, иначе эссе будет состоять из каких-то шаблонных банальных фраз.
Самым главным ценителем писательского творчества дочери является мама Нина Алексеевна, которую никак нельзя назвать жестким критиком.
— Она, конечно, делает иногда замечания, — смеется Рената. — Но, в основном, хвалит, говорит, что сама бы так не смогла написать. И сразу на душе становится приятно: мамина похвала очень воодушевляет.
Но интерес к предмету привил школьнице ее учитель по обществознанию Андрей Фролов, уроки которого с открытыми ртами слушают все в классе.
— Бывают ведь учителя, которые просто заставляют прочитать параграф, — объясняет школьница. — А он подает предмет живо, с жизненными примерами, причем такими, которые близки нам, молодым людям.
Еще одним любимым школьным предметом девушки является история, хотя большим знатоком ее Рената себя не считает.
— Меня исторические темы и события очень трогают, — объясняет она. — Словами описать это состояние сложно, но мне очень нравится анализировать давние события, изучать все подводные камни — это очень нескучный предмет.
Девушка очень надеется на успех в олимпиаде «Покори Воробьевы горы», ведь МГУ у нее в приоритете. В середине февраля выпускница впервые побывала в главном вузе страны, участвую в очном этапе Ломоносовской олимпиады.
— Причем испытание проходило в самом новом корпусе университета, — рассказывает девушка. — Там так красиво, атмосфера прямо настраивает на активное обучение. Да и студенты, которые помогали организаторам проводить этап, очень позитивные, общаются между собой как-то по-особенному.
Ренатины страсти
Московским госуниверситетом уфимка грезит не так давно, раньше ей хотелось учиться вместе с сестрой Региной, которая уже на втором курсе экономического факультета СпБГУ.
— Я и сейчас еще думаю, выбираю, — размышляет школьница. — Еще хороший уровень образования в ВШЭ, там я тоже писала олимпиаду.
Но выпускница пока что даже не может определиться с факультетом: границы ее желаний простираются от факультета международных отношений до экономфака и факультета философии.
— Но я ничуть не переживаю, что до сих пор не определилась, — смеется она. — Все-таки в крайнем случае всегда можно перевестись с неугодной специальности на другую, у меня много таких знакомых.
А пока что девушка старается чередовать активную подготовку к финальному испытанию с не менее активным отдыхом. С шести лет девочка занималась спортивными бальными танцами и около четырех лет назад перешла на современные.
— Я теперь танцую в «Тодесе», — рассказывает она. — Но до сих пор мои первые места по бальным танцам являются самой большой гордостью, даже большей, чем за участие в олимпиадах.
Когда Ренате было четырнадцать лет, ее партнер покинул дуэт, фактически сделав выбор за свою напарницу.
— Как раз в то время нужно было решать, уходить в профессионалы или нет, — вспоминает она. — Возможно, если бы не случилось той ситуации, я сделала бы неверный выбор, а теперь локти кусала бы. Но решила, что все к лучшему, тем более что с танцами окончательно не распрощалась.
Но если девушка проводит свой досуг не на танцполе, то отправляется гулять с друзьями — на них у нее всегда найдется время.
— Но скоро мы разъедемся, — говорит она. — Двое уезжают учиться в Прагу: сначала год будут учить язык, потом поступать в университет. Сейчас вообще на Чехию какой-то ажиотаж.
Но Ренату перспектива остаться в родной стране и получать здесь образование ничуть не огорчает: напротив, для нее это принципиально важно.
— Я не рвусь за границу, — рассуждает школьница. — Мне кажется, здесь можно найти себе достойное применение. Я бы не отказалась совершать недолгие поездки, на стажировку, например, но обязательно с возвратом домой.
И все же в родной Уфе девушке оставаться не хочется по ряду причин.
— Это естественно, что здесь уровень образования ниже, чем в МГУ, — говорит она. — Кроме того, я всегда была домашней девочкой, но в 18 лет уже пора становиться самостоятельной. И для меня поступление в столицу является хорошим способом сильно изменить собственную жизнь.
За несколько дней до решающего испытания Рената старается скрыть волнения даже от самой себя.
— Хотя я прекрасно понимаю, что у нас есть большое преимущество перед другими дисциплинами, — добавляет она. — Мы ведь будем писать эссе, а для него нет точной формулы, которую можно вызубрить, потому списать, конечно, не получится. В эссе видно индивидуальность и общий уровень интеллекта — меня это и успокаивает.
Но для хорошего результата к школьнице «должно прийти вдохновение».
— Я уже много раз замечала, что на автомате не могу начать писать, — смеется она. — Мне обязательно нужен правильный настрой: дома, например, я сажусь за сочинения ближе к вечеру. Вот и на очном туре очень надеюсь, что удастся настроиться на нужную волну.