Но не тут-то было. Погорелова с головой окунулась в быт, а вынырнула чуть ли не лучшим уфимским кондитером. И теперь ей можно даже новогоднюю елку не наряжать обычными игрушками, потому что в ее квартире повсюду съедобные игрушки — имбирные рождественские пряники и на елке, и на столе.
Десерт на каждый день
Стоит сразу сказать, что до декретного отпуска Даша особых кулинарных умений за собой не замечала. Готовила для семьи, но без изысков.
— В детстве возиться на кухне мне не довелось. Почему-то мама считала, что это не самое веселое занятие, и говорила что-то в духе «вот вырастешь, тогда и будешь готовить», — вспоминает девушка. — Она действовала из лучших побуждений, ведь дети на кухне — это настоящий хаос. Так что готовить что-то серьезнее яичницы я начала лет в 15. Печь действительно что-то интересное по форме и содержанию стала лишь в декрете, три года назад.
Первая партия рождественских пряников появилась в конце декабря. Дарья сделала несколько наборов в подарок коллегам супруга. В тот же вечер ее муж Дима вернулся и сообщил: «Есть еще пара заказов. Сделаешь?». Так и пошли первые заявки. Готовить на заказ первый раз Погореловой было особенно страшно: она не знала, понравится ее стряпня клиентам или нет.
— А потом я, конечно, запостила фотографии пряников во все соцсети, — объясняет Даша. — И мне начали писать и звонить друзья и знакомые с просьбами испечь для них новогодние пряники. Так и закрутилось. Последний заказ я отдала 31-го декабря, в шесть вечера. Сегодня пересматриваю снимки тех пряников и понимаю, что они были далеки от совершенства. Но людям, тем не менее, нравились.
Удивительно, но после новогодних праздников заказы не уменьшились, а наоборот увеличились. Кухня в однокомнатной квартире Погореловых превратилась в настоящую пекарню. Правда, процесс выпечки ненадолго останавливался — Даша могла готовить только в то время, когда спал ее маленький сын Радислав. Так что основная работа приходилась на ночное время. — Когда в семье есть малыш, спланировать день сложно. График сна ребенка, болезни и многое другое влияли на мою активность. Но семья меня поддержала в творческом порыве. Мама с папой помогали с малышом, супруг клеил подарочные коробки и даже месил тесто для пряников. Да-да, семья — моя сила, моя энергия.
Наверное, Даша так и продолжала бы печь пряники у себя дома, но клиенты практически вынудили девушку начать дело по-крупному. Заказов становилось все больше и больше, счет уже шел на тысячи пряников.
— Я стала относиться к своему проекту гораздо серьезнее после того, как мне на помощь пришла подруга Лейла Афанасьева, — объясняет девушка. — Я уже готовилась к рождению второго ребенка. А Лейла нашла пекарню, которая пустила нас на постой для выпечки большого количества изделий. Дома это делать было уже нереально. Лейла же пошла с нашим продуктом в магазины. В торговых точках продукция понравилась, но для реализации нужны были определенные документы. И это моя напарница тоже взяла на себя. К моменту, когда я родила дочку, наши пряники продавались уже в двух магазинах! Сегодня сетка выросла до 20 точек продаж. Недавно первая партия пряников уехала в Москву, и, кроме того, мы открыли собственную точку в крупном торговом центре Уфы.
Кстати, предыдущие профессии девушек сильно повлияли на успех их теперешнего дела. Лейла работала маркетологом, Дарья — пиарщиком и журналистом. Именно это помогло им понять аудиторию продукта, проанонсировать свое дело по нужным каналам, презентовать, продумать упаковку и мерчендайзинг. К слову, супруг Даши и тогда, и сейчас принимает активное участие в налаживании семейного бизнеса. Например, совсем недавно он делал стойки под пряники для магазинов и занимался всей необходимой документацией.
— Спросите, зачем нам все это надо? Кажется, мы с Лейлой нашли дело, которым хотим заниматься. Это же так здорово — ходить на работу с удовольствием!
Съедобные игрушки
Сейчас Погорелова и Афанасьева выпекают около трех сотен пряников в день, а иногда и больше. На создание одного сладкого подарка уходят целые сутки. Именно столько времени проходит от момента замеса теста до упаковки уже расписанного пряника — этим занимаются восемь художников. Девушки стараются никому не отказывать, неважно, сколько человек хочет заказать — одну штуку или тысячу. Клиентов хватает, даже несмотря на довольно дорогую цену сладкое изделие мастерицы оценили в 100 рублей. Интересно, что самый дорогой пряник — формата А3 — стоил заказчику около 2,5 тысячи.
— Все изготавливается только из натуральных продуктов. Печем каждый пряник мы с Лейлой сами. Контроль качества ингредиентов строжайший. Кроме того, у нас уникальный дизайн. Работа с каждым пряником кропотливая.
Конечно, не все у начинающих кондитеров так гладко. Разумеется, Дарья и Лейла сталкиваются с проблемами.
— В принципе, все вопросы решаемы. Но какие-то трудности, конечно, бывают. Например, пока сложнее всего спланировать расход пищевой краски: ее нужно заказывать и ждать. Поскольку объемы растут каждый день, порой бывает непросто все рассчитать. Кроме того, у нас нет оборудованного склада для хранения ингредиентов. Поэтому мука, масло, сахар, лимоны, яйца закупаются ежедневно. Это неудобно и дорого. Но пока можем работать только так, не все сразу получается.
Разумеется, с открытием собственного сладкого бизнеса жизнь девушек полностью изменилась.
— Сейчас горячая предновогодняя пора, домой прихожу только ночевать, — вздыхает Даша. — И готовит дома моя мама, которая приехала мне на помощь. Очень круто, когда есть на кого положиться. Всегда приходится чем-то жертвовать: сном, общением с близкими. Раньше мы любили с Лейлой и на маникюр сходить, и в кофейне поболтать. Теперь расходуем свое время более эффективно.
Даша и Лейла советуют всем желающим открыть свое дело и просто начинать действовать.
— Надо брать и делать. Хорошо, когда в голове есть план, а еще лучше, когда есть с кем. Мы с Лейлой — команда. В этом наша сила. Каждая из нас компетентна решать любые задачи.
Более того, Погорелова уверена, что плюсов в работе на себя очень много.
— Во-первых, удобный график, — объясняет она. — Можно работать с утра до ночи, а можно и пару часов в день. В зависимости от задач. Во-вторых, управление делами и финансами. Мы знаем, где усилиться и как оптимизировать. В-третьих, это же наше родное! И команду мы подбираем под себя. Иметь свое дело, безусловно, выгоднее по деньгам. Но надо помнить, что это и огромная ответственность за продукт, за сотрудников, за клиентов.
К слову, кризис уфимок совершенно не пугает.
— Сколько в этом декабре мы сделали новогодних пряников, пока точно не знаю. Корпоративных — несколько тысяч, отгрузки в магазины будем считать в январе. Думаю, тоже счет идет на тысячи. Под Новый год мы готовим разные новогодние наборы: игрушки на елку, 3D-композиции, варежки на резинке. Здорово, что заказчики заказывают не просто скучные лого компании. Один корпоративный клиент, например, заказал пряники в виде карты Башкирии.
Дарья и сама в прошлом году наряжала домашнюю елку своими пряниками.
— Правда, через полчаса в зоне досягаемости сына все игрушки были понадкусаны и обгрызены. Я сама очень люблю наши пряники, но стараюсь сдерживать себя — берегу фигуру, — смеется она.
Конечно, пряничные леди не исключают падение спроса на свой продукт. Но унывать по этому поводу не собираются.
— Ну, упадет спрос — ничего страшного, — улыбаются кондитеры. — Мы сейчас наращиваем каналы сбыта. Будем продавать меньше, но увеличим количество точек.
Даша и Лейла уже давно знают, какое желание загадают в эту новогоднюю ночь. Девушки мечтают о настоящем уютном пряничном домике и непременно в центре Уфы. На сегодняшний день такая роскошь им недоступна из-за огромных цен на аренду помещений на центральных улицах. Тем не менее уфимки настроены очень решительно и надеются все-таки осуществить заветную мечту.