Он напомнил, что его ведомство пыталось объединить туймазинских овощеводов, но эта попытка провалилась.
— Мы пригласили членов кооператива овощеводов и представителей торговли, — рассказал г-н Камалетдинов. — Они между собой переговорили, и затем каждый член кооператива втихаря, за спиной своих коллег, проводил с торговыми сетями собственные сепаратистские переговоры.
Председатель Башкирской торговой ассоциации Виталий Черевков полагает, что производители не думают о перспективе, гонясь за прибылью.
— Год назад с овощеводами из Туймазов начали вести диалог — есть большая потребность в свежих овощах, — говорит Виталий Черевков. — Возник вопрос: в каком виде товар попадет в магазины — в мешках и в грязных ящиках или мытый, чищенный и упакованный? Вот посмотрите на израильскую морковь — она калиброванная и в хорошей упаковке. А нам предлагают местную морковь с комьями земли. В Туймазах 136 фермеров, которые могли бы объединиться и построить упаковочную линию и складское помещение. Сейчас они несут куда большие затраты, например, обогревая теплицы. Но производители хотят сиюминутную выгоду — отправить через перекупщиков в Сибирь или продать сейчас и сразу.
По словам руководителя торговой ассоциации, овощеводы Туймазов не особенно стремятся попасть в башкирские магазины.
— Например, сетевик из Нефтекамска попросил в Туймазах пять тонн огурцов самовывозом. Ответ — вы нам не интересны, у нас есть заказы по 25 тонн, — поведал г-н Черевков.
Между тем глава комитета по торговле РБ Рустам Камалетдинов выступает против искусственного ограничения цен.
— Поставьте себя на место производителя: если ваша продукция востребована, вы будете держать рыночную цену, — поясняет он. — Если хотите занимать большую долю — будете снижать цену. Есть призывы ограничить наценку. Ну давайте тогда вернемся к плановой экономике. Мы занимаемся бизнесом или планированием?
По словам г-на Камалетдинова, «все регулируется двумя базовыми величинами — спросом и предложением».— Единственный возможный вариант влияния на цены — чем больше продукции, тем ниже цена, или она будет максимально справедливой, — считает он. — Любые ограничения приведут к дефициту.
В Госкомитете по торговле РБ намерены сократить цепочку поставщиков из Средней Азии. Как утверждает Рустам Камалетднов, сегодня продукты из Узбекистана, Таджикистана или Азербайджана «проезжают» мимо Башкирии и следуют на растаможку в Москву и Питер, и только потом фуры отправляются в среднюю полосу России.
— А здесь есть еще один оператор, который делает свою наценку, дальше эти продукты малым транспортом развозятся по магазинам, — рассказал он. — Какая будет наценка при такой цепочке поставщиков? Сами производители заинтересованы в прямых поставках, а удешевление цены увеличит оборот и сделает подконтрольными продажи. При этом есть задача не навредить местным производителям, но и замкнуть торговый бизнес напрямую с бизнесом этих стран для сокращения логистики. Это сократит издержки на доставку и количество посредников, сделает цены на овощи и фрукты более интересными.
— Существовавшие до этого поставщики отвалились по геополитическим причинам, но как только выстраивается цепочка новых партнеров, сразу начинается стабилизация и даже уменьшение цен, — уверен председатель Башкирской торговой ассоциации Виталий Черевков. — К примеру, предложение по помидорам было 180 рублей, на полке они уже стоили 230 рублей, почти как мясо. Местных помидоров нет, Турция — дорого, Азербайджан — тоже манат высокий. На сегодняшний день цена предложения — 110 рублей. Оказалось, что на прошлой неделе манат упал на 33 процента, и азербайджанцы могут завозить товар подешевле.
По словам Рустама Камалетдинова, уже проведен первый эксперимент — две фуры помидоров из Азербайджана пришли напрямую от производителя — некого крупного агрохолдинга, готового начать оптовые поставки в Башкирию. Рустам Камалетдинов считает, что, сократив путь автопоездов с овощами и фруктами, Уфа могла бы «транслировать продукцию в Сибирь и дальше на север».
По данным комитета по торговле, на башкирских прилавках сегодня достаточно отечественных продуктов. Так, 80 процентов сыров на полках — российские. Следом занимают товары из Белоруссии.
— Девальвация рубля подкрепила российских производителей продуктов, — считает г-н Камалетдинов. — Это стимулирует торговлю искать внутренние продукты. Себестоимость продукции растет, но как только доллар стабилизировался в районе 61 рубля, рынок достиг равновесия, определились цепочки поставок и цены, в конечном итоге они придут в окончательное равновесие, если не будет внешних катаклизмов.
Виталий Черевков рассказал, что сегодня ведется поиск поставщиков рыбы в Башкирию.
— Рыба, произведенная в республике, занимает на полках всего четыре процента, все остальное — океаническая, морская, речная, промысловая — завозная, — пояснил он. — Мы определяем поставщиков, которые могли бы ее завозить, однако производители утверждают, что на ближайший год у них все поставки расписаны.