«В столице нас называли кинопсихами»
Начинал юный охотник за звездами с простенького фотоаппарата «Любитель», со временем перешел на «Зенит», а сегодня снимает на цифру.
— Думаю, ни один человек не останется равнодушным, увидев эти фотографии, — отметил организатор выставки — председатель рескома профсоюза работников культуры РБ Александр Кузьменко. — Николай Юрьевич обладает удивительным даром поймать момент и остановить время. Мы знакомы больше десяти лет, и профсоюз работников культуры не в первый раз проводит выставку Николая Посникова. Он из золотого поколения, по-настоящему интеллигентен, а это на сегодняшний день очень большая редкость.
На экспозиции автор представил около восьмидесяти работ.
— Это малая доля того, что есть у меня в архиве, — говорит он. — Но невозможно объять необъятное. Почти каждый год коллекция пополняется, сейчас в ней более тысячи известных фамилий. Довольно интересные люди живут со мной под одной крышей.
Первую «звездную» фотографию Николай Юрьевич сделал более полувека назад — в 1959 году. Тогда в объектив начинающего фотолюбителя попал Борис Чирков, приехавший в Уфу на гастроли вместе с театром имени Пушкина.
— Потом я с этим снимком подошел к нему, попросил автограф, и он написал: «Коле, знаменитому фотографу», — вспоминает Николай Посников. — С этого и пошло увлечение. Хотя, может быть, все началось еще раньше. Раньше в магазинах продавали открытки с фотографиями актеров, мне в детстве они очень нравились.
Почти каждый свой отпуск Николай Посников проводил в Москве. Приезжая в столицу, он всегда старался оказаться в центре культурных событий, чтобы сделать тот самый снимок.
— Про нас говорили: кинопсихи ходят, в гостиницах вылавливают звезд, — смеется он.
Фотографии Николая Посникова есть в архивах многих российских знаменитостей. Своим кумирам художник высылал снимки по почте или старался передать лично, как он сам говорит, «при оказии». В столице уфимец всегда носил с собой папку с отпечатанными фотографиями, чтобы взять автограф. Как правило, знаменитости с удовольствием расписывались на своих фото и благодарили фотографа за удачный снимок. Так что сегодня в коллекции Николая Юрьевича не одна сотня фотографий с автографами звезд, от ироничной подписи Евгения Вестника «Я был о себе лучшего мнения» до восторженного росчерка Дмитрия Дюжева «Николай, вы Боттичелли».
— У меня, наверно, внутри сидит цензор, — улыбается Николай Юрьевич. — Я абы какие фотографии не показываю, вот если фото что-то из себя представляет, то я обнахаливаюсь и преподношу его. Многих артистов я встречаю спустя 10-20 лет, и старая фотография, которая, может, в то время и не понравилась бы, вызывает восхищение: «Ой, какие мы молодые!».
Попала в объектив фотографа и молодая Майя Плисецкая. Снимок сделан возле Большого театра. Спустя несколько лет жизнь снова свела Николая Посникова и великую балерину.
— Я подношу ей снимок для автографа, она взглянула и говорит спутнику: «Вот как надо снимать», — с гордостью вспоминает Николай Юрьевич.
Но один случай по-настоящему обескуражил фотографа. На Московский кинофестиваль приехала английская балерина и актриса Лесли Карон, известная по таким шедеврам, как «Американец в Париже» и «Длинноногий дядюшка». Позже она сыграла с Рудольфом Нуреевым в фильме «Валентино». Николаю Посникову удалось сфотографировать иностранную звезду в компании Иннокентия Смоктуновского.
— Неплохая фотография получилась, — рассказывает Николай Юрьевич. — Через пару лет подхожу со снимком к Смоктуновскому за автографом. Он взял фотографию, взглянул на нее, разорвал и пошел дальше. Мне это было настолько удивительно! Вроде не безобразно снято. Может быть, из-за того, что на ней он вместе с англичанкой?
Два букета Владимира Высоцкого
Предметом особой гордости Николая Посникова стала серия фотографий Владимира Высоцкого. На одной из них певец и актер запечатлен с букетом цветов, а на другой в руках у Владимира Семеновича уже два букета.
— Я не был его поклонником, хотя какие-то интересные песни у него были, — признается фотолюбитель. — Но тут его поклонница, с которой я много лет общаюсь, подошла ко мне с просьбой: «Коля, сними Высоцкого». Она откуда-то узнала, где он появится, и с букетом цветов ждала, пока он подъедет. Высоцкий вышел из машины с букетом, нес он его, по-видимому, Марине Влади. А моя знакомая преподнесла ему еще один, что-то теплое ему сказала, и он ушел. Я снимал их длиннофокусным объективом, четыре кадра сделал. На этом знакомство с Высоцким закончилось, но снимок остался, и теперь я вроде как нос поднимаю.
Позже те самые снимки Николай Посников обнаружил на обложке дисков с песнями великого барда.
— Одна так переснята, как будто и не мой снимок, а другая неплохо сделана. Но нигде не указано, что это моя работа. Я всегда говорю, что если б по десять копеек получал за снимок, я бы, наверно, миллионером был, — смеется он.
Есть в архиве уфимского охотника за звездами и серия фотографий Марины Влади.
— Я все время думаю, как бы с ней повидаться и подарить ей снимки, — мечтает фотограф. — Она, наверное, была бы довольна, увидев на них себя совсем молодой.
Есть в архиве уфимца и другие уникальные кадры. Как-то молодой Посников с приятелем решили навестить Фаину Раневскую. Легендарная актриса, которая не любила журналистов и сторонилась поклонников, согласилась принять молодых людей.
— Мы созвонились с Фаиной Георгиевной и нагрянули на свидание к ней, — рассказывает Николай Юрьевич. — Проговорили с ней два часа, хотя до этого она сказала, что может уделить нам несколько минут, пока Мальчик, так звали ее собачку, гуляет на улице. Потом домработница запустила Мальчика в квартиру, а мы сидели и слушали, затаив дыхание. Она рассказывала, как однажды она лежала на диване, читала книгу. А над ней висел какой-то большой гипсовый барельеф — мадонна с младенцем. Вдруг внутренний голос сказал: «Надо встать». Как только Фаина Георгиевна поднялась с дивана, гипсовая мадонна рухнула. «От меня бы мокрое место осталось. Я думаю, что это? Какое-то предчувствие, что ли», — спрашивала она у нас.
Разумеется, поклонники талантливой актрисы не могли не воспользоваться моментом и попросили у Фаины Георгиевны разрешения сфотографироваться вместе с ней.
— Мой друг Костя получился более-менее нормально, а сам он волновался так, что на нашей с Фаиной Георгиевной общей фотографии никакой резкости нет. Так что фото существует, но там узнать меня трудно, — улыбается фотограф.
Так что на выставку попал снимок, где рядом с Раневской сидит приятель фотолюбителя, сам же Николай Юрьевич остался за кадром.
Несмотря на то, что большинство биографов отзываются о Фаине Раневской как о даме эксцентричной и своеобразной, Николаю Посникову она запомнилась иной.
— Это женщина удивительная и занятная. Никаких нецензурных слов я в тот вечер не услышал, — говорит он.
Алла на шее
Почетное место на выставке автор отвел главной героине своего фоторомана — красавице Алле Ларионовой. Когда-то молодой Посников увидел актрису в фильме «Двенадцатая ночь» и заболел красавицей с экрана. Затем было знакомство с картинами «Анна на шее», «Садко». Знаменитую актрису и уфимского фотографа связывала трогательная дружба: он писал ей письма, а приезжая в Москву, всегда приходил в гости с букетом цветов и сувенирами. Она всегда гостеприимно встречала уфимца и даже прилетала в Уфу поздравить Николая Юрьевича со сцены в день его 50-летия, подарив дорогие часы.
Фотография Аллы Дмитриевны, снятая в уфимской гостинице, стала первой работой фотохудожника, растиражированной во всесоюзном масштаб.
— Я послал ее когда-то в журнал «Советское фото» для рецензии, чтобы услышать мнение профессионалов, — рассказывает Николай Посников. — Они прислали ответ: «Фотографии не возвращаем и не рецензируем». А позже я увидел в витрине огромного книжного магазина на проспекте Калинина книгу «Мастерство фотолюбителя», открытую на странице с тем самым снимком. Там была указана моя фамилия. Недавно в журнале «Биографии» вышло три или четыре материала с моими фотографиями Надежды Румянцевой, Натальи Кустинской, Людмилы Хитяевой. Это было очень неожиданно.
А вот фотографий мужа Аллы Дмитриевны — Николая Рыбникова — на экспозиции нет.
— Я его фотографировал, но у нас не сложились теплые отношения, — поясняет Николай Посников. — У них семья была немножко своеобразная. Это все-таки были разные люди, так думал не только я. Когда они приезжали с труппой в Уфу, в разных номерах жили. Как-то раз, когда она возвращалась в Москву с гастролей, я ее провожал в аэропорт. В то время в продаже появились большие ящики вареных замороженных крабов. Она закупила две упаковки — себе и Георгию Юматову с Музой Крепкогорской. Я спросил: «Вас, наверно, Николай Николаевич встречает с багажом?». А она ответила: «Ой, что ты, мы давно в эти игры не играем, чтоб встречать-провожать».
Запомнился Николаю Посникову и юбилей любимой актрисы. Он приехал в Москву с подарками день в день, чтоб лично поздравить Аллу Дмитриевну. Долго звонил в дверь.
— Стояла гробовая тишина, — рассказывает он. — Наконец открывает Николай Николаевич. Я говорю: «А где именинница?». А она в Надыме на гастролях. Я попросил передать подарки из Уфы. «А, это вы все время фотографии присылаете? Не хотите выпить?» — предложил он. Принес стопочку, бутербродик с икрой, выпили, не проходя в квартиру, поздравились.
Что касается башкирских звезд, то их в коллекции Николая Юрьевича практически нет.
— Я, как москвичи, которые не знают, где находится Третьяковская галерея, и думают: «Время будет, еще сходим», — шутит он. — Мне интересно то, что недоступно, что не каждому дано увидеть. Поэтому за уфимскими звездами не охочусь. Правда, есть у меня свои кумиры среди звезд татарской эстрады. Вот приезжала недавно Хамдуна Тимергалиева. Говорят, она в первый же день в Уфе спросила, где я и почему к ней не подхожу. Мы с ней очень любим друг друга.
«Мой стиль — ни одного резкого снимка!»
Отличительная черта фотографий Николая Посникова — это мягкий свет и одухотворенные лица его персонажей. При этом сам мэтр профессионалом фотодела себя не считает, ведь он работает для души, а не за деньги.
— Я всегда смеюсь: Посников отличается тем, что не имеет практически ни одного резкого снимка. Это фирменный стиль. Этим и интересен, — уверен он. — Щелкаю обыкновенными мыльницами, а потом выбираю что-то интересное. Сейчас сканирую старые пленки, но они получаются очень зернистыми. Те фотографии, которые когда-то печатал сам, гладенькие, хорошие, не то, что теперешние.
Мода на селфи на фоне звезд фотохудожнику непонятна.
— Очень не люблю назойливых людей и сам стараюсь не приставать, — говорит он. — Я старался найти актеров, если у меня была готовая фотография на руках, а не просто идти за автографом. Другое дело, конечно, иностранные звезды, которые сегодня есть, а завтра нет, и я не успею сделать им снимок в подарок. Поэтому их просил, чтоб расписывались хотя бы на бумажечках.
Зарубежные звезды и не подозревают о том, что где-то в Уфе хранятся фотографии тех лет, когда они были молоды. Одна из немногих актрис, которым Николаю Юрьевичу удалось передать фотографию, стала Джина Лоллобриджида. В тот день с уфимцем случился конфуз: он не заметил, что чернильная ручка, которую он протянул прекрасной итальянке, протекла. Джина с удивлением посмотрела на свои испачканные пальцы, а сконфуженный уфимец скрылся, оставив ей на память два снимка.
Как признается сам фотограф, в жизни ему очень повезло. Он пожил в те времена, когда звезд такой величины можно было запросто поймать на улице.
— Это сейчас все с охраной, с пистолетами, — говорит Николай Юрьевич. — Меня убивает, когда идешь на какой-то концерт или спектакль и слышишь: «Съемка запрещена». Мне уже не интересно само действие, если не могу сфотографировать. Хотя я во всеоружии: фотоаппарат всегда с собой.
Выставка продлится до конца апреля, однако организаторы не исключают, что экспозицию придется продлить из-за внимания к ней публики. Такие приятные прецеденты в биографии Николая Посникова уже случались.