МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Уфа

Последние пристанища россиян «уплотнят»

Захоронения будут использоваться дважды

 В прессу попал проект закона по повторному использованию захоронений. Речь идет о не имеющих признаков ухода могилах, к которым уже никто не приходит и не имеется информации об усопшем.

 Останки предлагается кремировать, а урны складировать в этаком хранилище невостребованных захоронений. Сообщается, что в мае начнется читка законопроекта в комитетах Госдумы РФ. Там же и станут известны критерии, по которым захоронение будет признаваться заброшенным.

Цель законопроекта – решить проблему нехватки земли под новые погосты вокруг крупных городов. Так, например, Южное кладбище Уфы должно было закрыться еще пять лет назад, а новые места для покойников появиться близ села Курасково. Но проект так и не воплотился в жизнь, а Южное кладбище разрастается, захватывая новые гектары Уфимского района.

Интересно, что использовать могилы - не новая идея. В 2008-2009 годах, задолго до инициативы минстроя РФ, в похоронной отрасли продвигался так называемый «тольяттинский опыт».

Как тогда рассказывал «МК» ныне покойный директор муниципального комбината спецобслуживания Валентин Святынчук, метод родился в Самарской области и долгое время считался перспективным. На могилках размещалось объявление для родственников с просьбой явиться в дирекцию кладбища, аналогичное уведомление отправлялось близким по почте. Если в течение двух лет обращение оставалось безответным, земля использовалась для повторного захоронения. Но только с условием, что с момента похорон прошло не менее 20 лет. За это время от останков ничего не остается – они просто минерализуются. Было подсчитано, что если такой метод использовать на Южном кладбище Уфы, то там вновь откроются для захоронений более десяти тысяч могил. Это может продлить жизнь кладбищу и позволит благоустроить заброшенные могилы, которых немало. Однако после некоторых разъяснений прокуратуры и правовой экспертизы «тольяттинский опыт» посчитали незаконным.

За год в Уфе хоронят примерно 9-10 тысяч человек, причем, что интересно, число покойников не меняется от социальных и экономических катаклизмов. Для того, чтобы предать земле такое количество умерших, ежегодно требуется 5-6 гектаров, а запас «похоронных» площадей не «резиновый».

Между тем каждому скончавшемуся государством гарантируется земельный участок для могилы, размер которой в ширину - 1 метр, в глубину – 1,5, а в длину – 2 метра. При этом расстояние между могилами не может быть меньше 1 метра по длинным и полуметра – по коротким сторонам.

Вопреки досужим сплетням места на кладбище в нашей стране купить нельзя. Согласно закону, каждый гражданин имеет право на посмертные квадратные метры, но где они будут находиться – не знает никто. Поскольку земля у нас находится в национальной собственности и не может быть продана под будущую могилу. Поэтому родственники начинают метаться в поисках престижного места, когда страшное уже случилось. Кто-то умудряется подкупить кладбищенское начальство, но большинство радо тому, что теперь близких разрешают хоронить в могилы давно усопших родственников, помещая новый гроб сверху старого захоронения и устанавливая общий памятник. Так, по крайней мере, можно будет поминать умерших, не бегая от одной могилы к другой.

Предполагалось, что в оставшееся время до закрытия Южного погоста в Курасково откроется новое кладбище «Западное» на 102 гектара, 40 из которых планировалось отдать под захоронения, а 60 оставить в резерве. Появление нового кладбище в Курасково предусматривалось Генпланом Уфы в 1993 году, но тогда в этот проект новой жилплощади для мертвых не смогли «вдохнуть жизнь». Решением городского совета просуществовавший год погост закрыли – якобы было много жалоб на то, что в могилах стояла вода.

Поскольку «тольяттинский опыт» уперся в правовой тупик, Валентин Святынчук ратовал за кремацию. При кремации нужно куда меньше места: так, в одну могилу можно вкапывать сколько угодно урн, создавая семейную усыпальницу. В октябре прошлого года Валентин Степанович умер, так и не увидев первого уфимского крематория. Однако теперь, благодаря российским законотворцам, может появиться другое, более простое, решение «жилищной» проблемы усопших.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах