В последние несколько лет в аэропорту произошел мощный технологический скачок: появились телескопические трапы, низкозольные перронные автобусы «Неоплан», современные машины для противообледенительной обработки самолетов, которые способны автоматически смешивать спецжидкость в зависимости от температуры воздуха и погодных условий. Всего автопарк службы насчитывает более 150 единиц спецтехники.
С переходом на международные стандарты именно специалист перронной службы определяет, выпускать ли авиалайнер в рейс, безопасен ли будет взлет воздушного судна. Потому кадровый состав службы проходит жесткий отбор по многим критериям. Каждый работник, обслуживающий воздушные суда, проходит предсменный и послесменный медицинский контроль. Ведь на перроне не должно быть случайных людей: в каждого специалиста, водителя вкладывают немало знаний, без которых он не выйдет на смену.
Среди сотрудников большинство – мужчины. Это и понятно, ведь основной костяк службы – водители автомобилей, специалисты по наземному обслуживанию воздушного судна, ремонтный персонал, выполняющие тяжелую физическую работу. Сотрудники службы занимаются буксировкой самолетов, подогревом салонов и двигателей, эксплуатацией телескопических трапов, заправкой самолета водой и кислородом, обеспечивают воздушное судно электропитанием.
«Есть в работе в авиаотрасли своя магия»
Специалист по наземному обслуживанию воздушных судов Дамир Зайнуллин – один из тех, кого первым видят пассажиры, приземлившиеся в уфимском аэропорту. Он встречает воздушное судно на перроне аэровокзала. Также в его обязанности входит техническое обслуживание самолета, осмотре двигателей, фюзеляжа, шасси на наличие вмятин, забоин на лопатках двигателя. Важно исключить все повреждения, чтоб быть уверенным в безопасности полетов на сто процентов.
- Когда самолет садится, мы получаем задание от мастера смены и следим за информацией наших диспетчеров: какой борт на какой стоянке окажется, - поясняет он. - За 15-20 минут я должен быть на том месте, где буду встречать самолет. Бывает, что прибывший самолет стоит у нас по 3-4 часа. Пока экипаж отдыхает, мы на три часа ставим подогреватель салона. Если стоянка самолета короткая, то всю свою работу мы должны успеть сделать за 40-45 минут.
Самое важное, чтобы самолет был исправен, поэтому на специалистах службы лежит огромная ответственность.
- Чаще всего нужно обращать внимание на двигатели, чтобы не было забоин на лопатках. Когда самолет отбуксирован на стоянку, я получаю информацию, каким количеством топлива заправить судно. На это требуется 15-20 минут. Заправка самолета водой занимает около десяти минут, столько же – обработка туалета.
Когда самолет готов к взлету, специалисты по наземному обслуживанию воздушных судов проверяют, чтобы были закрыты все люки, двери, убран трапа, чтобы не было посторонних предметов для буксировки самолета.
- Пока самолет находится в небе, мы производим уборку стоянок, оборудования. Кроме того, у нас есть документация, которую нужно изучать, узнавать информацию о случаях, которые происходят в других аэропортах. Раз в месяц проводится тренировка по эвакуации самолета в случае выкатывания за пределы взлетной полосы. Так что работы у нас много. Чаще всего нам приходится взаимодействовать со службой организации наземного обслуживания – супервайзерами, водителями, с диспетчерами, реже – с экипажем.
Об авиации Дамир Зайнуллин мечтал еще со школы.
- Дело в том, что наши соседи работали в аэропорту бортмеханиками и бортинженерами. Они-то меня и заинтересовали авиацией, - делится он. - Я закончил Егорьевское авиационно-техническое училище в 1981 году. В аэропорту я уже больше 20 лет. Начал работать в должности авиатехника по ремонту самолетов и двигателей, а не так давно стал специалистом. Работа интересная, потому что связана с техникой. Раньше мы занимались ремонтом двигателей, заменой агрегатов и шасси. Сейчас это делают специалисты авиакомпаний, и наша работа немного упростилась. Но магия авиации все равно осталась – ведь, согласитесь, есть что-то удивительное в том, что такая огромная машина с легкостью взлетает в небо. Авиация затягивает - люди привязываются к этой работе.
«Важны все элементы нашей работы»
Специалист по наземному обслуживанию воздушных судов Фаниль Нухов – один из тех профессионалов, кто занимается полным осмотром воздушного судна до и после полета, готовит его к вылету, заправляет водой, топливом и спецжидкостями.
- Что самое сложное? Все элементы нашей работы ответственные, потому что важна каждая деталь, обращать внимание необходимо на любую мелочь, - говорит он. - Ведь мы несем ответственность за каждый рейс. Я и мои коллеги готовим самолет, а это значит, что он должен быть исправен даже больше, чем на 100 процентов. Для меня главное, чтобы экипаж доверял нам и знал, что мы все сделаем на высшем уровне.
В уфимском аэропорту Фаниль Нухов трудится уже 28 лет – устроился в воздушную гавань после окончания авиационно-технического училища гражданской авиации.
- Лично для меня лучше работы нет. Мне кажется, это связано с тем, что в аэропорту очень интересно. Нравится как техническая составляющая моей специальности, так и общение с коллегами из других российских городов. Летный экипаж, проводники – это ведь люди технически подкованные, с такими коллегами всегда приятно перекинуться парой слов. Интересно узнавать что-то новое о технике, о работе, да и в целом о нашей отрасли.