В чем суть вопроса
Теперь глава Башкирии получит право проверять достоверность сведений в декларации о доходах и имуществе, как кандидатов на должность сити-менеджера, так и самого руководителя администрации. Недостоверность этих сведений, равно как и другие нарушения антикоррупционного законодательства, могут стать поводом для обращения губернатора в суд с требованием досрочной отставки мэра. Аналогичные полномочия он получает в отношении городских депутатов. В прежней редакции устава глава региона мог требовать досрочной отставки сити-менеджера за нарушение условий его контракта, но правом начать процедуру лишения полномочий депутатов не обладал.
С начала 2000-х годов федеральный центр планомерно выстраивает властную вертикаль. По сути, речь идет о такой модели взаимоотношений в государстве, в рамках которой существует прозрачная система властной иерархии. Однако Конституция России предполагает, что один из важных элементов властных отношений - местное самоуправление – не является элементом государственной власти. Это привело к тому, что встроить местную власть в формируемую вертикаль оказалось делом проблематичным.
Между тем в большинстве регионов доминирование региональной власти, не говоря уже о федеральной, над муниципальной администрацией является абсолютным. Естественно, в этих условиях снижается авторитет руководителей муниципалитетов, постоянно появляются слухи об отставках мэров, что ещё больше умаляет их роль в системе политических отношений. Как следствие, руководители многих муниципалитетов стали пассивными, перестали проявлять инициативу, а в своих решениях целиком и полностью ориентируются на позицию «как бы чего не вышло». Это дает негативный эффект: люди, видя неспособность местной власти решить элементарные вопросы, стали обращаться напрямую к региональным руководителям, а то и вовсе к президенту. Но и мэров тоже можно понять – любое проявление ими самостоятельности порождает слухи о повышенных амбициях, росте влияния, конфликту, как правило, мнимому, с региональной властью.
Не локальный, а федеральный тренд
Всё это привело к осознанию необходимости пересмотра модели взаимоотношений между региональной властью и муниципалитетами. При этом надо помнить специфику нашей страны, в которой, чем выше руководитель, тем выше уровень доверия к нему со стороны людей. Иначе говоря, каким бы успешным не был мэр или глава районной администрации его популярность, за исключением редких случаев, и близко не сравниться с популярностью президента страны или главы региона. Это ведёт к тому, что местная власть, в глазах людей, становится главным виновником всех бед. Потому, что отвечает за всё, что связано с непосредственной, ежедневной жизнью населения. И так как именно муниципальные чиновники – это первый институт, с которым сталкиваются при обращении граждане, то и негатив распространяется, в первую очередь на них.
Тем не менее, следует признать, что конфликтный потенциал изначально заложен в нынешней модели взаимодействия региональной и муниципальной власти. Это связано с правовым статусом самих муниципалитетов. Механизм распределения власти в стране таков, что, фактически, выделяя деньги муниципалитетам, региональная власть не может их контролировать. Это порождает многочисленные нарушения со стороны местных чиновников. В первую очередь, речь нужно вести о нарушениях коррупционного характера.
В ряде случаев, в том числе в Уфе, да и в республике в целом, подданническая политическая культура, основанная на принципах иерархии и компромисса, нивелирует возможные негативные последствия злоупотреблений на местах. Но факт остаётся фактом – выделяя деньги, региональная власть, с формальной точки зрения, не может контролировать целесообразность их использования муниципалитетами. Потенциально это может породить ситуацию, когда муниципальный руководитель, близкий к криминальным структурам, фактически окажется неподотчётен региональному руководству, то есть превратиться в местного князька, на которого нет управы.
Чего хочет избежать Кремль?
Ответ на этот вопрос – прост. Кремль активно использует антикоррупционный тренд в преддверии президентских выборов, а также стремится исключить возможные конфликты а la Екатеринбург или Ярославль. Многие регионы знают печальный опыт противостояния между губернаторами и мэрами. В том числе с теми градонеачальниками, которых обвиняли в коррупции.
Классический пример – конфликт губернатора Приморья и мэра Владивостока. Конфликт этот имеет давние традиции, уходя корнями ещё в биографию бывшего главы приморского города Виктора Черепкова. Но и новые управленцы не отстают от предшественника. Этой весной началась новая волна противостояния, связанная с неприятием местной политической элитой губернатора Владимира Миклушевского. В результате, мэра Владивостока Игоря Пушкарева обвинили в коррупции, и он оказался в СИЗО. Под арестом побывали не только работники мэрии, но и ряд сотрудников администрации губернатора Приморского края.
Резонансным является противостояние мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана и губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Г-н Ройзман известен, в первую очередь, как основатель общественного движения «Город без наркотиков». Биография у мэра Екатеринбурга богатая, хотя и неоднозначная. Известность у Евгения Ройзмана, пожалуй, больше, чем у губернатора области Евгения Куйвашева. Поэтому конфликт был предсказуем, тем более что г-н Ройзман стал мэром, выдвигаясь от партии «Гражданская платформа». В этом смысле екатеринбургское противостояние носит наиболее логичный характер и напоминает нормальную политическую борьбу. Во всяком случае, так было, пока Ройзмана не сняли с выборов под предлогом того, что он не смог пройти муниципальный фильтр.
С 2012 года до прихода в регион пользующегося поддержкой президента Дмитрия Миронова в Ярославской области наблюдался перманентный конфликт между губернатором и муниципальной властью. Бывший мэр Ярославля Евгений Урлашов, арестованный ещё в 2013 году, до сих пор пользуется популярностью у горожан. Окончательно г-н Урлашов был отстранён от занимаемой должности лишь после вынесения судебного решения осенью прошлого года. Однако, с приходом нового мэра ситуация не стала проще. Новый мэр Владимир Слепцов, как и многие представители региональной элиты с большим недоверием относится к губернатору Миронову. Г-н Миронов «варяг», но при этом, будучи выходцем из силовых структур, начал активно выстраивать региональную властную вертикаль под себя, что, естественно, не понравилось представителям старой региональной элиты, к которым относятся и многие руководители муниципалитетов.
Поменяется ли расклад в республиканских элитах?
Расклад сил, безусловно, поменяется: полномочий и ответственности у главы Башкирии становится больше. Но, объективно говоря, фигура уфимского сити-менеджера и без этих поправок была встроена в республиканскую вертикаль власти. Аналогичное касается и депутатов уфимского горсовета.
Так что, фактически, принятые поправки в устав города вряд ли как-то кардинально поменяют положение нынешнего мэра Ирека Ялалова. Конечно, возможно, эти поправки дадут повод некоторым повод поразмышлять о новой линии противостояния и прочих конфликтах, однако если посмотреть на ситуацию системно, а не локально – то тренд усиления контроля региональной власти над муниципальной станет очевидным по всей стране.
И связан этот тренд с попыткой встроить муниципальных руководителей в региональные вертикали власти. В преддверии выборов президента страны – актуальность такого рода действий вполне понятна.