Катализатор слухов
Разговоры о том, что кто-то из региональных руководителей лишится своей должности – любимая тема региональных экспертов и обиженной элиты и контрэлиты. Учитывая, что политическое и информационное пространство в стране, а тем более в регионах, скудное – темой для слухов подобного рода может служить, что угодно.
Очередным поводом для подобных разговоров стала наделавшая много шума статья в одном из интернет-изданий. Журналисты назвали пять признаков того, что губернатора какого-либо региона скоро сменят. К этим критериям отнесли наличие уголовных дел против ближайшего окружения, критика в статусных федеральных СМИ, публичные отповеди со стороны президента Путина, конфликт губернатора с федеральными органами власти и недовольство со стороны населения. Надо признать, что критерии, может быть, неполные, но вполне чёткие и справедливые.
Резонансных уголовных дел в ПФО почти нет
По мнению авторов, почти на 100 процентов будет отправлен в отставку глава региона ближайшее окружение которого вляпалось в уголовщину, не говоря уже об уголовном преследовании самого губернатора. Эксперты расценивают это не только как снижение управляемости в регионе, но и как сигнал о том, что в их регионах большие проблемы.
Тем не менее, в ПФО мы почти не видим таких случаев. Резонансные события, конечно, были, но они пришлись на первую половину года - достаточно вспомнить арест Александра Соловьёва, возглавлявшего Удмуртию. Заслуживает внимания отставка Виктора Савельева, исполнявшего обязанности председателя правительства в той же Удмуртии. Его функции до недавнего времени исполнял сам Александр Бречалов. Естественно, ни о какой отставке г-на Бречалова речь идти не может – он только недавно был избран на должность главы Удмуртии. Недавнее увольнение мэра Саратова Валерия Сараева за нарушения на выборах никак не скажется на только что получившем свой пост губернаторе области Валерии Радаеве.
Федеральные СМИ пока осторожны
Вторым очевидным признаком называют критику губернатора в крупных федеральных СМИ. Речь идёт об информационных агентствах «большой тройки» («РИА Новости», «Интерфакс», «ТАСС»), федеральных телеканалах, а также изданиях, принадлежащих «Национальной медиагруппе» Ковальчуков. В частности, должны насторожить негативные публикации в крупных изданиях вроде «Ведомостей» или «Коммерсанта». Как полагают эксперты, если же критика идёт в малоизвестных федеральных изданиях, то это всего лишь свидетельство того, что у оппонентов главы региона есть деньги, которые они могут тратить на отстаивание своих интересов в прессе.
Здесь следует сказать, что в последнее время крупные федеральные СМИ часто обращают внимание на проблемы, возникающие в тех или иных субъектах ПФО, но при этом сами главы не критикуются. Скажем, Нижегородская и Самарская области часто подвергаются обструкции за отставание в темпах подготовки к чемпионату мира по футболу, в Ульяновской области большой резонанс вызвало обращение жителей Теренгульского района в администрацию президента против строительства китайского цементного завода. Но при этом СМИ скорее информируют, чем формируют негативный образ глав этих субъектов.
В отношении главы Башкирии Рустэма Хамитова, как и руководителей ряда других субъектов, периодически появляются заказные статьи в небольших малоизвестных изданиях, именуемых «сливными бачками», но едва ли их стоит рассматривать всерьёз – в случае недовольства федеральный центр использует «тяжелую артиллерию», а не маргинальные информресурсы – это удел игроков мелкого калибра.
Президент пока спокоен
Ещё одним важным критерием является публичное недовольство главы государства руководителем региона. Причём, эксперты считают, что речь идёт именно об открытых сигналах, посылаемых через СМИ, а не о встречах тет-а-тет. Губернатору следует волноваться, если он получает от Владимира Путина более чем одно критическое замечание подряд.
Среди регионов ПФО можно отметить лишь один сигнал, фиксирующий недовольство президента. Во время встречи Владимира Путина с главой Марий Эл Александром Евстифеевым, президент передал ему жалобы и обращения жителей региона. Но это никак не может рассматриваться как потеря доверия. Во-первых, г-н Путин находился с визитом в республике, а это уже хороший знак для ее руководства. Во-вторых, г-н Евстифеев лишь недавно занял пост главы Марий Эл, сменив на этой должности Леонида Маркелова, ныне находящегося под стражей из-за обвинений в коррупции.
Основное внимание – конфликту с центром
По мнению наблюдателей, признаком надвигающихся проблем может стать публичный конфликт главы региона с какой-либо федеральной структурой. Например, негативным сигналом для губернаторов и глав может быть начавшая в регионе проверка Счетной палаты или конфликт с ОНФ. Сюда же можно отнести отказ в получении федерального финансирования для региональных проектов. На наш взгляд, сюда следует также добавить наличие острых проблем, раздражающих Кремль.
В этом контексте, наиболее напряженная ситуация с Татарстаном. Татария остаётся единственным регионом, где глава субъекта по-прежнему называется президентом, что тоже раздражает Кремль. В модных телеграмм-каналах активно ходят слухи о возможном объединении Татарстана, например, с Самарской или даже Новгородской областями.
Элиты соседней республики не довольны нежеланием Москвы продлевать договор о разграничении полномочий между регионом и федеральным центром. В отличии от Башкортостана руководство Татарстана не дало внятных комментариев, как будет развиваться ситуация с преподаванием татарского языка. Очевидно, что, несмотря на категоричное заявление Путина, в соседней республике эта проблема далека от решения. Впрочем, и ситуацию в Башкирии нельзя идеализировать. В вопросе с национальными языками действия республиканских властей вызывают нарекания. Впрочем, у них есть время до 1 декабря 2017 года для того, чтобы привести в соответствие образовательные процессы с требованиями прокуратуры и Рособрнадзора.
Главная сложность – определить отношение населения
Несмотря ни на что, мнение граждан имеет существенное значение для судьбы главы субъекта. Раздражение жителей может проявляться в виде регулярных публичных скандалов или отразиться на результатах выборов. Можно вспомнить ситуацию 2011 года, когда губернаторов субъектов, где «Единая Россия» набрала наименьшее число голосов, в скором времени отправили в отставку. Но всё же данный критерий наиболее сложный для анализа, так как предполагает не только мониторинг социальных проблем и конфликтов, но и серьёзное изучение общественного мнения, что далеко не во всех регионах имеет место быть.
Одной из наиболее заметных социальных проблем в последнее время следует признать пикет «обманутых дольщиков» из Татарстана, который они провели в Москве у здания минстроя РФ, тем самым вынеся региональную проблему в федеральную повестку. В Чувашской республике большой резонанс вызвало обращение жителей города Алатырь к Владимиру Путину, в котором они пожаловались на некачественное жильё, в которое их переселили из ветхого. Это говорит о том, что региональной власти люди не доверяют решение этого вопроса, а сам случай может вызвать резкую реакцию центра, зная, как пристально сегодня президент следит за реализацией программы переселения из ветхого и аварийного жилья. В Оренбургской области негативным фактором выступает забастовка против низких зарплат и условий труда работников сельскохозяйственного предприятия АПК «Раннее» в Ташлинском районе. Наиболее серьёзная ситуация сложилась, пожалуй, в Самарской области, где было заявлено о планах по сокращению 7-8 тысяч сотрудников на «АвтоВазе». В областном центре есть угроза остановки работы самарского филиала «Нестле Россия» из-за введенного властями региона запрета на движение большегрузов по городским дорогам. В Башкирии также существует проблема обманутых дольщиков и властям предстоит много поработать для того, чтобы максимально оперативно ее решить. Для этого требуются и законодательные инициативы, и усилия республиканского правительства.
Что же в итоге?
Очевидно, что судить о развитии ситуации и перспективах того или иного губернатора по единичным или не имеющим системы случаям нельзя. Здесь важную роль играет сочетание всех пяти вышеуказанных признаков или нескольких из них. Полагаем, что в ближайшее время бессмысленно говорить о возможности отставок глав в республиках Марий Эл, Удмуртия и Мордовия, а также в Пермском крае, Кировской и Саратовской областях. То есть там, где главы регионов были назначены совсем недавно (в том числе весной), либо, где уже состоялись губернаторские выборы. Маловероятна также отставка руководителя Пензенской области Ивана Белозерцева, который возглавляет регион менее двух лет – с сентября 2015 года. На наш взгляд, едва ли состоится и отставка Минниханова в Татарстане – Кремль, несмотря на имеющиеся проблемы с этим регионом, не пойдёт на обострение отношений со сложным субъектом накануне президентских выборов. Для отставки Рустэма Хамитова в Башкирии нет достаточных оснований. Из оставшихся регионов, можно ожидать изменений в Самарской и Нижегородской областях, а также в Чувашской республике. Впрочем, как будут развиваться события, мы узнаем уже в ближайшее время.