«Снимали не национальное, а федеральное кино»
Три года потребовалось съемочной команде сериала "И это все Роберт", чтобы осуществить амбициозный проект - собственными силами снять сериал, который сможет доказать: профессиональные сериалы можно делать не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Автором идеи и продюсером проекта стал уфимский бизнесмен Марат Ахметшин, владеющий каналом UTV. Общий бюджет восьмисерийной криминальной драмы "И это все Роберт" в итоге составил 129 миллионов рублей - средний бюджет для российских сериалов, как было заявлено на презентации башкирского экшн-проекта.
Презентовали сериал с размахом, собрав в уфимском кинотеатре практически всю съемочную команду и даже пригласив из Москвы представителей федеральных СМИ, которым не только оплатили дорогу и проживание, но и обеспечили культурную программу, в том числе устроили экскурсию по башкирской столице, где, в основном, и проходили съемки сериала. Впрочем, что место действия криминальной драмы именно Уфа, догадаются, пожалуй, только те, кто бывал в башкирской столице, для остальных это просто среднестатистический российский город.
- Это была моя принципиальная позиция - снимать не национальное, а федеральное кино. Поэтому в сериале "И это все Роберт" нет национального колорита, - объяснил продюсер Марат Ахметшин. - Айнур Аскаров уже снял фильм "Из Уфы с любовью" - и у него это прекрасно получилось. Я к нему отношусь с огромным уважением, но это локальная история. Что касается нашего сериала, то мы снимали его с расчетом на показ по всей территории России, поэтому уходили от того, чтобы педалировать тему Башкирии. Зритель в любом месте России должен понимать, что такая история может случиться и в его городе.
В центре криминальной драмы - история учителя Роберта Богданова, преподающего физику в провинциальной школе. Герой, загнанный в угол обстоятельствами - вечным безденежьем, проблемами в личной жизни, отчаянием от невозможности оплатить дорогостоящую операцию дочери, у которой неожиданно обнаруживается опухоль мозга, в итоге становится на криминальный путь. Начинается все с того, что Роберт, став невольным соучастником ограбления платежного терминала, в ходе которого погибает наркодилер, попадает под прицел сразу двух сторон - полиции и местного криминального авторитета по кличке Хан. Один раз пойдя на сделку с совестью и не заявив о преступлении, герой двигается все дальше по криминальному пути и в итоге вместе с подельников лихо взрывает терминалы, а затем и вовсе решается на дерзкое ограбление инкассаторской машины. Другого выхода Роберт просто не видит - это единственный шанс спасти дочь. Над сценарием работала целая команда - Айдар Акманов, сценарист нашумевшего фильма "Из Уфы с любовью" и недавней "Сестренки", Дмитрий Резаев, продюсер Марат Ахметшин и московский режиссер Андрей Линич, снимавший такие популярные сериалы, как "СОБР", "СОБР-2". В качестве оператора и сопродюсера выступил опытный Рияз Исхаков, еще в 2001 году организовавший собственную студию "Р.И. Продакшн", которая работала над множеством проектов для ВГТРК "Башкортостан" и специальных, в том числе подводных съемок для центральных каналов - НТВ-кино, ОРТ, РТР. В команду также взяли главного художника Башкирского театра драмы, обладателя "Золотой маски" Альберта Нестерова.
«Кино - это терпение и ожидание»
Одним словом, команду продюсер собрал вполне достойную, денег не пожалел, хотя изначально было понятно, что проект не окупится. Но работали, так сказать, на перспективу: главное было доказать, что Башкирия может быть привлекательна для большого кино. В итоге уфимский кинопроект стал одним из немногих региональных проектов, которые были отобраны для участия во внеконкурсной программе "Пилота", благодаря чему он и обратил на себя внимание видеосервиса START, который купил права на картину.
- Очень приятно, что премьера нашего сериала состоялась именно на START, который активно развивает российский кинематограф. Мы ждем, что наше кино найдет своего зрителя, а видеосервис нам в этом поможет, - отметил на презентации исполнительный продюсер сериала Тимур Абдуллин.
Самым сложным было подобрать актерский состав, в многочисленных кастингах принимали участие не только актеры всех башкирским театров, но и претенденты из других регионов. К примеру, главного героя – Роберта - нашли в Екатеринбурге, им стал артист театра "Волхонка" Александр Сергеев, до этого известный разве что узкому кругу театралов. В главной роли Сергеев снимался впервые.
- Все-таки театр мне ближе, - признался Сергеев журналистам. - Актеру нужны зрители - это вам скажет любой актер театра. Хотя сам по себе опыт интересный. Здесь все происходит быстро - вошел в кадр и играешь: нет долгих репетиций, как в театре. Но, с другой стороны, кино - это терпение и ожидание. Приходилось часами просиживать на съемочной площадке в ожидании своих эпизодов. При этом, опять же, ты должен быть готовым в любой момент войти в кадр и сыграть - никто не будет ждать, пока ты "влезешь" в роль. Конечно, я сочувствую своему герою, который в силу обстоятельств вынужден поступать так, как ему не свойственно. Но я не должен думать, как поступил бы я. Характер и поступки героя прописаны в сценарии, и я просто должен это сыграть. Но, не скрою, вечерами я начинал думать о герое, о ситуации, в которую он попал, но, честно говоря, не знаю, как поступил бы на его месте.
Дольше всех искали исполнительницу роли дочери главного героя - Полину, которую в итоге сыграла уфимская школьница, воспитанница местной студии творческого развития Константина Хабенского Полина Зиновьева, которая, кстати, после съемок поступила в Школу-студию МХАТ.
На роль криминального авторитета Хана пригласили питерского актера Рамиля Сабитова, а подельника Роберта сыграл актер Туймазинского татарского театра Марат Хасанов, которого утвердили на роль буквально после того, как он произнес пару фраз на пробах. С массовкой проблем вообще не было - башкирские любители кино откликались на призыв по первом зову и готовы были сниматься практически бесплатно.
- В республике и, прежде всего, в Уфе многие знали о фильме и активно нам помогали, поэтому все вопросы решались намного быстрее, чем на московских или питерских проектах, - отметил Рияз Исхаков. - Попробуйте, например, согласовать перекрытие моста и сброс в реку броневика где-нибудь в Московской области.
- А еще мы гоняли на броневике по набережной Уфы - московские каскадеры, участвующие в съемках, были в восторге - такой свободы они не чувствовали давно, - вторит Исхакову режиссер сериала Андрей Линич.
Один из самых сложных и зрелищных каскадерских трюков - падение инкассаторской машины в реку - снимали при выезде из Дюртюлей. Мост через Белую, разумеется, перекрыли, устроив сорокаминутную пробку, но никто из очевидцев особо и не роптал - когда еще увидишь съемки большого кино.
От Дюртюлей до Исландии
К слову, многие массовые сцены с участием горожан снимали на опен-эйре "Симфоническая ночь" в уфимском амфитеатре в 2018-м, во время "Весеннего школьного бала" в 2017-м. В Башкирском театре оперы и балета специально для сериала был поставлен акт оперы "Борис Годунов" Мусоргского, которой нет в репертуаре театра. А титульную партию пригласили исполнить народного артиста Башкирии Аскара Абдразакова. Съемки проходили не только в Уфе, но и в горах Ишимбайского района, на виноградниках Кушнаренковского района и в песчаном карьере Иглинского, где взрывали сейф, и в специально построенном самодельном бассейне в Чишмах - там была завершена работа по экшн-сцене падения инкассаторского броневика с Дюртюлинского моста, а точнее то, что происходило уже под водой.
Что касается башкирской столицы, основного места съемок, то здесь где только ни снимали - от аэропорта и набережной до кладбища и свалки. Эпизод с убийством наркодилера, сбитого несущейся на огромной скорости машиной, отсняли в одном из дворов Черниковки, мафиозные разборки - на ипподроме "Акбузат", драматичные сцены операции - в шестой уфимской больнице.
Кроме уфимских улиц и живописных пейзажей Башкирии зрители увидят фантастически красивые пейзажи Исландии, о которой грезит дочь Роберта, и в Израиле. В Исландию съемочная группа вылетала дважды: сначала небольшой группой - оператор, продюсер и исполнительница роли Полины, а второй раз уже большим составом во главе с режиссером.
- Там очень много снимают, взять "Игру престолов", "Викингов" - процесс хорошо отлажен и к тому же там хорошее освещение, солнце всегда на уровне горизонта и очень красиво. Люди приветливые и профессиональные - работать легко и приятно, - делится впечатлениями режиссер.
Последние эпизоды сериала доснимали этой осенью в Уфе, в частности сцену операции, которую героине по сюжету все-таки проводят в Израиле.
- Сцену сложнейшей операции снимали в операционной шестой больницы Уфы. А юной актрисе пришлось остричь свои роскошные волосы, - рассказывает оператор-постановщик и продюсер Рияз Исхаков.
Кстати, съемочная группа сериала могла похвастаться наличием полного комплекта профессионального света.
- Перелет из Москвы или Петербурга в Уфу занимает два-три часа и при необходимости можно быстро все доставить на площадку, - делится продюсер. - А решающим фактором выбора натурных съемок стало разнообразие локаций в относительной близости к городу и возможность реализовать сложные каскадерские трюки.
Трюков в сериале достаточно, и они действительно очень зрелищные - это и сцена с горящим человеком, выбегающим из Башкирской оперы, или уже упомянутая сцена падения броневика с моста, которая на экране длится от силы пять секунд, но подготовка к которой началась за несколько месяцев до самих съемок.
- Мы изготовили макет броневика - внутри пусто, только каркас. Собрали конструкцию на Дюртюлинском мосту - монорельс, внутри которого проходит трос. Один конец троса прикрепили к броневику, другой - через лебедку тянет грузовая машина, - рассказал Рияз Исхаков о съемках самой главной экшн-сцены.
- "И это все Роберт" - доказательство того, что профессиональные сериалы с высокой стоимостью сегодня можно снимать не только в Центральной России, - считает кинокритик, программный директор фестиваля "Пилот" Егор Москвитин, тоже побывавший на презентации сериала в Уфе. - А еще это пример того, как история, которая сначала может показаться зрителю очень знакомой, от эпизода к эпизоду становится все самодостаточнее и оригинальнее. И хочется верить, что преимущество региональных кинокомпаний в следующие годы будет использоваться еще чаще.