- Жизнь цивилизаций и планет
- Из дирижёра в композиторы
Жизнь цивилизаций и планет
Главный дирижёр Госоркестра РБ Дмитрий Крюков уже выступал как композитор, но к такой большой форме, как симфония, обратился впервые. Презентация Первой симфонии 34-летнего дирижёра и композитора прошла на сцене ГКЗ "Башкортостан" и привлекла вниманием уже одним только фактом: её продолжительность составляет почти два часа! Симфония Дмитрия Крюкова была исполнена в трёх отделениях, тогда как обычно продолжительность симфоний редко превышает 40-45 минут, и, как правило, они исполняются в одном отделении.
- Симфония №1 - самая длинная классическая симфония в истории музыки: её продолжительность составляет 1 час 55 минут, - заявил Дмитрий Крюков накануне премьеры.
Действительно, предыдущий рекорд принадлежал британскому композитору Брайану Хевергелу: его Симфония №2 "Готическая", написанная с 1919-го по 1923 год, звучала 1 час 39 минут. С тех пор никто таких длинных классических симфоний не писал - ни в XX, ни в XXI веке. Так что произведение уфимского маэстро Дмитрия Крюкова действительно достойно Книги рекордов Гиннесса. Но чем всё-таки обусловлен такой грандиозный масштаб?
- Это обусловлено тем, что я стремился охватить огромный период времени этим произведением: будь то человеческая жизнь, жизнь цивилизации, планет, галактики - всё хотелось отразить, - пояснил Дмитрий Крюков. - Но это я хотел, а что получилось - судить слушателям. Рассчитываю, что каждый человек оценит это произведение по-своему. И даже если я сейчас скажу, чем вдохновлялся, всё это условно. Каждый вправе воспринимать по- своему.
Симфония состоит из четырёх частей, при создании которых композитор черпал вдохновение из самых разных источников. Например, в первой части - это старинная музыка Средневековья - IX-XIV веков - от григорианских хоралов до песен мейстерзингеров. Во второй части автор вдохновлялся творчеством одного из своих кумиров - Антона Брукнера, пытаясь представить, как великий композиторов написал бы симфонию, будь он нашим современником.
- Но не в плане композиторского мастерства, техник, а в ощущении брукнеровской музыки, когда человек словно находится на вершине горы и охватывает всё мироздание, - пояснил Дмитрий Крюков. - Я копирую адажио из Седьмой симфонии Брукнера, только в конце у меня грандиозная кода.
Как выяснилось, автора вдохновляла не только средневековая, старинная музыка, но и башкирские народные мелодии.
- Третья часть - материал крайних разделов, которые я изначально предполагал использовать в одной из частей "Легенд древнего Урала", написана по материалам многих башкирских народных песен. А четвертая часть создана в форме финала последнего произведения Густава Малера, его Десятой симфонии, которую он не завершил, - рассказал Крюков.
Из дирижёра в композиторы
И Антон Брукнер, и Густав Малер - явные фавориты Дмитрия Крюкова, их произведения Госоркестр под управлением маэстро исполняет каждый сезон. Любопытно, что Малер при жизни приобрёл европейскую славу великого дирижёра, а вот его симфонии современники не слишком ценили. Путь главного дирижёра Госоркестра Башкирии как композитора только начинается. Но на его счету есть уже несколько произведений: в феврале прошла премьера симфонической саги "Легенды древнего Урала", а в июне - Концерта для кларнета и скрипки с оркестром, в котором солировал гендиректор оркестра, один из лучших российских кларнетистов Артур Назиуллин.
- В последнее время Дмитрий Крюков развивается не только как блистательный профессиональный дирижёр, но и как очень интересный композитор, - отметил Артур Назиуллин. - Я исполняю его произведения не потому, что он мой друг и сотрудник Госоркестра, а потому, что это хорошо написанная музыка, производящая на меня прекрасное впечатление. В профессиональном мире не существует дружбы и непрофессиональной работы. Я бы никогда не взялся за произведения, которые могли бы маня дискредитировать как исполнителя.
Дмитрий Крюков рассказал, с какими трудностями ему пришлось столкнуться во время работы над столь масштабным полотном, как двухчасовая симфония.
- Мне бы хотелось какие-то кирпичики вложить в то, что музыка ещё не кончилась, и можно ещё найти какие-то пути и писать небанальные сочинения, именно в тональной музыке, понятной всем. Но чтобы это не было бесконечным повторением миллион раз уже сделанного - вот это я и попытался сделать, - поделился маэстро. - Но что бы я ни хотел выразить, какую бы масштабную симфонию ни задумал, создать что-то, чего не было до тебя, практически невозможно. Это практически исключено в нашей отрасли. То есть, какую бы я гармонию ни сыграл, какой бы аккорд - всё это сотни раз уже использовалось. Вот это главная трудность, и нужно найти те ходы, которые ещё не так сильно разработаны.
Но, несмотря на трудности, с которыми автор столкнулся, его Первая симфония, судя по реакции публики, её вполне впечатлила. В финале зал дружно встал и устроил маэстро овацию. Кстати, среди зрителей была мама героя вечера, которая специально прилетела на премьеру из Перми - родного города Дмитрия.
- Композиторский талант Дмитрия Крюкова однозначно начался с Башкирии. Именно здесь он развивается, и мы не знаем, что будет через 20-30 лет. Возможно, мы будет говорить о нём, как говорим про Шаляпина или Нуреева, что Уфа стала тем местом, который развил талант этих исполнителей и авторов, - отметил Артур Назиуллин.