МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Уфа

Башопера рассчитывает привлечь в театр молодёжь «Севильским цирюльником»

Опера Россини на уфимской сцене ставится не впервые

Башкирский театр оперы и балета пополнил репертуар оперой, входящей в топ-10 самых исполняемых в мире. "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини спустя более тридцати лет вернулся на башкирскую сцену.

bashopera.ru/Татьяна Ломовская

Попытка номер пять

 

Под конец года Башкирский театр оперы и балета представил главную оперную премьеру сезона - комическую оперу-буфф итальянского композитора Джоаккино Россини "Севильский цирюльник" по одноимённой пьесе французского классика Бомарше. Вообще-то, башкирские меломаны уже второй год ждут обещанную премьеру русской оперы "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, которую в башкирской столице намеревался поставить знаменитый российский режиссёр Андрей Кончаловский. Первоначально премьера анонсировалась на конец декабря 2024 года, затем была перенесена на декабрь 2025 года, но в итоге, как выяснилось, ждать её в обозримом будущем и вовсе не стоит. Директор Башкирского театра оперы и балета Александр Алексеев объяснил, что бюджет "Бориса Годунова" в постановке московской команды во главе с Кончаловским в итоге оказался просто неподъемным, превышающим общий годовой бюджет театра, так что от широко разрекламированного проекта было решено отказаться.

А репертуар Башоперы в конце сезона пополнился оперой совершенно другого плана - одной из самых популярных итальянских опер "Севильский цирюльник". Эта опера Россини на уфимской сцене ставится не впервые. Во время Великой Отечественной войны эвакуированный в башкирскую столицу Киевский театр оперы и балета имени Тараса Шевченко впервые познакомил уфимскую публику с этим шедевром мирового оперного наследия. В советское и постсоветское время в Башопере было ещё несколько постановок "Цирюльника". Нынешняя стала пятой, вернувшись в репертуар театра спустя тридцать два года. Единственным исполнителем, который принимал участие в предыдущей постановке оперы в 1993 году, стал художественный руководитель Башоперы Аскар Абдразаков.

- 1993 год был тяжёлым временем для всех нас, но спектакль выпустили замечательный, - вспоминает Аскар Абдразаков, исполняющий в новой постановке партию учителя музыки Дона Базилио. - В образе Фигаро тогда был прекрасный Радик Арсланович Гареев. И для меня было огромной честью принимать участие в этой постановке, поскольку я только пришел в этот театр в 1991 году, и это была одной из моих первых постановок в этом театре. У меня до сих пор остаются в памяти эти прекрасные мгновения. 

К слову, идея вернуть оперу "Севильский цирюльник" в репертуар башкирского театра принадлежит именно Аскару Абдразакову. Несмотря на то, что худрук Башоперы уже успел и сам зарекомендовать себя талантливым режиссёром, чьи постановки опер "Дон Кихот" Массне и "Садко" Римского-Корсакова имеют большой успех у публики и были показаны на исторической сцене Большого театра, Абдразаков пригласил поставить "Цирюльника" молодого московского режиссёра Сергея Широкова, который, прежде всего, отличился на телевидении: у него в копилке наград имеется сразу четыре телепремии ТЭФИ.

 

«Чтобы постановка была лёгкой, как бокал шампанского»

 

Сергей Широков является режиссёром многих программ канала "Культура", при этом имея профессиональное музыкальное образование. Он - ученик знаменитого Владимира Федосеева, главного дирижёра Большого симфонического оркестра имени Чайковского.

- Наша команда впервые в вашем замечательном городе по приглашению художественного руководителя Аскара Абдразакова. Для нас это настоящий эксперимент и возможность поработать с артистами этого прекрасного театра, - заявил режиссёр-постановщик Сергей Широков. - Нас поразили потрясающие голоса, полное погружение в работу над ролями. Мы с артистами очень легко взаимодействовали, легко нашли контакт. Опера построена на мелких мизансценах, и мы тщательно отрабатывали каждый контакт. В постановке есть своя изюминка: мы постарались внедрить кое-какие детали, связанные с проекцией. У нас потрясающий художник по свету из Большого театра Айвар Салихов.

Все лето постановочная группа прорабатывала фабулу спектакля, а репетиции с артистами начались в сентябре.

-  Репетиции были очень интенсивными, мы друг друга выжали в хорошем смысле этого слова, - признаётся режиссёр.

В качестве художника-постановщика над спектаклем работал автор самых успешных башкирских театральных постановок последних лет Иван Складчиков, неизменно восхищающий публику своими фантазийными костюмами и впечатляющими декорациями. Но в этот раз декорации оказались не столь роскошными, как раньше.

- Нашего замечательного художника Ивана Складчикова особо представлять не надо. Это лицо театра. И всё в его костюмах и декорациях действительно потрясает, - отметил худрук театра Аскар Абдразаков. - Хотя приоткрою занавес. Я попросил Ивана: пожалуйста, поменьше декорации в этот раз. Потому что этот спектакль требует много хождений, много всего интересного, и для нас, для театра, очень важно, чтобы постановка была очень лёгкой, как бокал шампанского. Чтобы можно было всё быстро поставить и быстро всё убрать. Это очень важно, потому что спектакль очень веселый, красочный. И нужно, чтобы монтировщики всё быстро успевали менять.

Сам Иван Складчиков признался, что в работе над этой постановкой ему пришлось непросто: нужно было сохранить свой собственный узнаваемый стиль и в то же время найти компромисс с задумкой режиссёра. А тот решил, что делать классическую костюмную оперу ему неинтересно. Менять место и время действия, как это часто случается в так называемых "режиссерских" операх, тоже не стали. А просто решили добавить некого интерактива. Например, максимально приблизить артистов к публике, решив, что можно исполнить пару-другую арий прямо в зрительном зале, непосредственно общаясь с публикой в партере.

Упомянутые "детали с проекцией" присутствовали на протяжении всего спектакля. Во время исполнения увертюры можно было наблюдать на большом экране, как исполнители главных партий в сценических костюмах садятся в маршрутное такси, чтобы через несколько минут, когда авто притормозит у театра, войти в зрительный зал и прошествовать на сцену.

 

«Главная формула сегодня: за деньги – да»

 

Во втором акте режиссёр решил немного похулиганить, заставив исполнительницу главной женской партии исполнить песню модной рэперши Инстасамки "За деньги - да". Конечно, провокационный трек был представлен в оркестровой аранжировке и исполнялся на итальянском языке. Так что оценить режиссерскую задумку смогли только те, кто смотрел на экран с русскими субтитрами над сценой и хорошо знаком с треками рэперши. Но таких среди поклонников оперного искусства явно не наблюдалось. Перед премьерой режиссёр-постановщик намекал на "сюрприз", который ждёт зрителей.

- Мы постарались вытащить фабулу сегодняшнего дня, то есть то, что сегодня на поверхности. Это деньги, подкуп, нечестные отношения друг с другом. Даже то, что любовь всё равно покупается, - пояснил Сергей Широков. - В нашем случае Бартоло - тяжёлый, жёсткий антигерой, который держит в своих лапах несчастную Розину, и она просто всем говорит "да". Когда ей предлагают выйти замуж за солдата, она говорит "да". Предлагают за студента - она снова говорит "да". К сожалению, самая главная формула сегодняшнего дня: за деньги - да. Без денег вы ничего не сможете. Надеемся и для аудитории это будет понятно. 

Постановочная команда признаётся, что очень хотела бы видеть на оперных спектаклях больше молодёжи, хотя дирижёр Юрий Медяник отметил, что по сравнению с другими городами в Уфе гораздо больше молодых поклонников классической музыки. 

- Я в первый раз дирижирую "Севильским цирюльником", но музыка этой оперы мне хорошо знакома, - говорит Юрий Медяник. - Моя старшая сестра - вокалистка, закончили консерваторию в Италии и очень много пела главную женскую партию Розины, поэтому эта музыка у меня на слуху.

Юрий Медяник рассказал, что первоначально в партии Розины пробовались аж пять солисток театра, но постепенно кто-то отсеивался по разным причинам. По слухам даже из-за того, что некоторые солистки не желали исполнять песню рэперши, посчитав это абсолютно неприемлемым.

- Давайте тогда сделаем оперу из песенок из соцсетей. Зачем Россини в это впутывать? Это полный бред. Если они считают, что гениальной музыки Россини недостаточна, то я не знаю. Значит, лучше не участвовать в этом. Скорее всего, меня уволят теперь, я не знаю… — заявила солистка Башоперы Диляра Идрисова журналистам РЕН ТВ.

В итоге конкурсную гонку за партию Розины выиграла молодая исполнительница Гульнара Валеева, в репертуаре которой партии Джильды в "Риголетто" Верди, Гарсии в "Дон Кихоте" Массне, Церлины в "Дон Жуане" Моцарта и в национальных башкирских постановках.

- Есть моменты для меня экспериментальные, естественно, - кратко прокомментировала певица телевизионщикам новый образ.

Вообще-то, партия Розины чаще исполняют меццо-сопрано, а у Гульнары Валеевой более высокий голос - сопрано. Между тем в труппе достаточно и сопрано, и меццо-сопрано: как опытных, так и молодых. И если уж режиссёр так хотел, чтобы исполнительница главной женской партии соответствовала героине Бомарше - юной девушки, счастью которой мешает её опекун, зловредный доктор Бартоло, партию которого блестяще исполнил Рим Рахимов, то ему было из кого выбирать. Так что, возможно, слухи об отказе солисток исполнять провокационный рэп и имеют под собой какие-то основания.

Стоит отметить, что публика приняла спектакль на ура. Аплодисменты звучали на протяжении всего спектакля. А что до номера из "другой оперы", так его заметили разве что журналисты, на что, собственно, и было рассчитано: имя скандальной рэперши попало в новостные заголовки, и на февральском представлении оперы ожидается аншлаг.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах