По мнению Дмитрия Шаронова, битум, предусмотренный российскими стандартами качества дорог, «не склеивает» должным образом дорожную одежду. А использование высококачественных битумов, которые разработали в институте, не предусмотрено государственными стандартами, поэтому подрядчики выбирают битум, который есть на рынке.
В институте уже производили опытные партии компаундированных битумов, которые использовали для строительства 10 километров - с 22 по 32-й на трассе Белорецк-Учалы. И дорога там простояла 18 лет без колеи и трещин. Причем битум имел себестоимость на 30 процентов ниже, чем обычный. Такой же битум использовали на Каменной переправе, и эта дорога, в отличие от трассы Уфа-аэропорт, уже десять лет стоит без ремонта.
- Необходимо решить две задачи – принять в республике более жёсткие стандарты строительства автодорог, закон это позволяет, – сказал директор института. - Второе: обеспечить бесперебойные поставки тяжёлой нефти для производства качественного битума.
В Башкирии битум производят три предприятия, но это не высококачественный материал, поскольку для производителей битум - побочный продукт и в общей доле производства нефтепереработчиков занимает не более одного процента.
- Сегодня получилось так, что высококачественный битум никто в Башкирии производить пока не может и не производит, - комментирует научный руководитель института нефтехимпереработки, доктор технических наук, профессор Эльшад Теляшев. - У нас в регионе есть прекрасные тяжелые нефти, из которых можно получать отличные битумы – это арланские нефти, например. Но для того, чтобы из них выпускать топливо, нужно очень серьезно затрачивать средства – это и каталитические производства, и водород для того, чтобы убирать серу. Поэтому на любом заводе возникает вопрос: на что делать упор? Понятно, что на другой нефти, из которой проще выпускать дешевое топливо. Те нефти, которые хороши для топлива, не очень хороши для битумов, и наоборот. Потому и требуется самостоятельное производство, которое будет перерабатывать тяжелые башкирские нефти и производить битум, как целевой продукт.
По мнению г-на Теляшева, все оборудование для нового производства можно сделать в республике на заводах в Туймазах и Салавате.
- С момента принятия решения, старта проектирования до пуска нового битумного завода может пройти максимум полтора года, и мы начнем выпускать свой великолепный битум, - пообещал он.