МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Уфа

Министр торговли РБ: «Башкирские продукты завоевывают федеральные рынки»

В 2023 году товарные рынки продемонстрировали рост

«У башкирских товаров есть большие возможности заполнить полки»

− Действительно, в Совете Федерации создана рабочая группа по вопросам развития потребительской кооперации, на которой совместно с Центральным союзом потребительских обществ РФ (Центрсоюз) мы обсуждаем различные вопросы, принимаем решения о том, как развивать отрасль, - говорит Алексей Николаевич. - И на последнем совещании мы поднимали в основном вопросы юридического и законотворческого характера. Потому что сегодня есть несколько нормативных актов и законов, которые регулируют деятельность потребительской кооперации, и там, к сожалению, встречаются разночтения по некоторым направлениям.

Одна из главных задач - привести законы в соответствие, чтобы в них не было разночтений. В противном случае могут возникать разные трактовки при проверках контрольно-надзорных органов или при деятельности операторов. Сейчас решение этих вопросов происходит в судах, а это служит сдерживающим фактором для развития отрасли.

− Мы активно развиваемся по отдельным направлениям, мы действительно первые, кто подписал соглашение с Центрсоюзом о создании оптово-продовольственного рынка на нашей территории, - продолжает г-н Гусев. - Оно было подписано в рамках поручения премьер-министра Мишустина - республика воспользовалась возможностью заключить такое пилотное соглашение, и, в случае удачного нашего опыта, мы уверены, он будет распространен на другие регионы страны.

В последние несколько лет экономика Башкирии претерпела серьезные изменения. Они были запущены во время пандемии, когда прервались товарные цепочки и ощущался дефицит или вовсе отсутствовали определенные позиции.

− Сейчас, во время санкционного давления, которое испытывает Россия, тоже происходит смена поставщиков, изменяется ассортимент на товарных полках в ритейле, - разъясняет Алексей Николаевич. - И, с одной стороны, это минус, потому что прерываются посреднические связи, могут исчезать товары, к которым мы привыкли. Понятно, что ряд товаров, которые производили иностранные компании или компании с иностранным участием, сегодня с полок исчез. А с другой стороны, это большие возможности для того, чтобы наши местные российские товары, в данном случае - республиканские, заполнили этот вакуум. И кооперация выступает драйвером этого процесса, потому что сами ее принципы основаны на выстраивании товарно-логистических цепочек на всех этапах производства.

Башкирии необходимо развивать также переработку и сбыт. Для региона это важно еще и потому, что в нем большое количество сельскохозяйственных предприятий и кооперативов.

− Если мы не создадим эффективную систему сбыта для них, то возникает проблема — как выгодно продать произведенный товар? – рассуждает Алексей Гусев. - Потребительская кооперация направлена на удовлетворение потребностей конечного жителя с точки зрения качества, ценообразования, ассортимента и удобства приобретения товаров. Именно во взаимодействии сельскохозяйственной и потребительской кооперации мы сможем создать эффективный механизм, который позволит нам, в том числе, снабжать регион продуктами, то есть обеспечить промышленную безопасность.

Продовольственная безопасность, в первую очередь, заключается в том, чтобы необходимые товары были в наличии, причем это должна быть продукция, произведенная локально, на этой территории.

− Чем больше расстояние от производителя до покупателя, тем больше факторов, которые влияют на скорость доставки товара, на его стоимость и другие характеристики, - сообщает глава торгового ведомства Башкирии. - Наша задача - увеличить объем товаров, произведенных именно локальным производителем. Это нужно сделать как в региональном, так и в федеральном ритейле.

«По рынку сбыта Башкирия может конкурировать с Москвой и Петербургом»

В 2023 году товарные рынки продемонстрировали рост — Алексей Гусев считает, что это связано с изменившимися условиями работы и открывшимися новыми возможностями.

- Естественно, это и работа на результат всей нашей команды — правительства, - говорит он. - Одним из движущих факторов стало принятие в 2022 году изменений в республиканские нормативные документы, где сфера торговли, в том числе и оптовая, стала приоритетной для региона. Сегодня участники рынка, инвесторы, которые занимаются развитием оптовой и розничной торговли, могут получить те же самые преференции, что и сельхозтоваропроизводители и промышленные предприятия. Это, конечно, дало определенный драйвер для развития.

Значительно увеличились объемы инвестиций в отрасль. Если три-четыре года назад министерство торговли вело три-четыре проекта с общим объемом инвестиций около восьми млрд рублей, то на сегодня оно сопровождает порядка 140 инвестиционных проектов, а общий объем инвестиций составил 70 млрд рублей.

— Это связано, в том числе, с тем, что ранее республика при очень удачном географическом расположении была недооценена с точки зрения складской логистики, - полагает министр торговли и услуг РБ. - Мы находимся в центре территории, на которой расположены пять городов-миллионников, где проживает большое количество потребителей. И по рынку сбыта мы можем конкурировать с такими агломерациями, как Москва, Санкт-Петербург и другие направления. В процессе общения с инвесторами мы демонстрируем привлекательность республики для размещения подобной инфраструктуры.

Регион уже привлек большое количество инвестиционных инициатив, направленных на строительство инфраструктурных объектов для транспортно-логистических компаний.

- В этой сфере у нас очень большая емкость, географическое расположение обуславливает большую коммерческую привлекательность и эффективность таких проектов, - считает г-н Гусев. - Поэтому мы, естественно, в этом направлении будем активно работать. Мы видим, что наша территория интересна для крупных инвесторов, например, маркетплейсов, которые принимают решение строить свои центры в Башкирии. Тут же возникает интерес и у наших производителей, которые работают с этой площадкой, в размещении своих складских помещений поблизости. Почему? Потому что в этом случае они получают дополнительное конкурентное преимущество по сравнению с другими игроками. Ведь сегодня для потребителя, покупающего товар на маркетплейсах, решающим фактором выбора становится срок доставки.

Кроме этого, в рамках проекта «Продукт Башкортостана» сейчас создается собственный интернет-маркет. В первую очередь в него будут вовлечены дипломанты программы — а их сегодня около 30.

— Это производители продуктов, для которых мы хотим создать такой сервис, - рассказал министр торговли. - Санкционное давление повлияло на представленность товаров в ритейле. Наша задача - не просто занять полку, потому что поставить товар на полку — это всего лишь возможность доступа потребителя к этому товару. Самое главное, чтобы потребитель не просто увидел этот товар, а захотел его купить. Цена, упаковка, маркетинг, продвижение продукта имеют большое значение. Знакомство покупателя с продуктом - важный момент, потому что в ритейле основной товарооборот формирует не уникальный покупатель, который пришел, купил и один раз попробовал, а тот, который приходит регулярно. И здесь нужно синхронизировать возможности ритейла и производителя.

«Нужно, чтобы рост цен был не галопирующим, а оставался в рамках инфляции»

Ритейл — это сложный механизм с точки зрения логистики, выкладки, восприятия товара. И производителям нужно учиться понимать его механизмы, начиная с правильного составления документов при поставке той или иной партии и заканчивая созданием качественного товара, который будет максимально востребован у потребителя.

− Мы видим, что у нас каждый год растет представленность башкирских товаров на полках как в нашей республике, так и в федеральном ритейле, - говорит он. - При этом скажу больше: в последние несколько лет ритейл очень сильно поменял свою политику с точки зрения работы именно с локальным производителем. Наверное, на это повлияли некие экономические реалии.

По мнению руководителя башкирского министерства торговли, тенденция обусловлена тем, что, во-первых, продукты, произведенные на территории республики, пользуются популярностью — они больше нравятся потребителям с точки зрения вкусовых качеств. Во-вторых, в торговых сетях понимают, что близость производителя позволяет экономить на логистике.

- Мы видим, что цены растут, - соглашается Алексей Гусев. - Наша задача сделать так, чтобы этот рост был не галопирующим, а оставался в рамках инфляционных процессов, которые происходят в экономике. И здесь могу сказать, что республика с этим неплохо справляется. Если посмотреть индекс потребительских цен, то в республике показатели ниже, чем в ПФО, и ниже, чем в России. Наша задача - сохранить эту тенденцию в 2024 году, чтобы рост цен был более контролируемым и более прогнозируемым.

Для популяризации товаров башкирских производителей в республике начали проводить гастрономические фестивали. Они помогают развивать туризм и знакомить гостей с вкусными местными продуктами.

− Нельзя рассматривать туризм без отрыва от общественного питания, - полагает глава торгового ведомства региона. - Потому что вы можете приехать и увидеть совершенно шикарную природную территорию или замечательный памятник, но если вас вкусно не накормят, не окажут теплый прием, то вам вряд ли захочется вернуться. Туризм и общественное питание — отрасли, которые всегда идут бок о бок. И, естественно, мы будем прилагать максимум усилий для того, чтобы таких мероприятий, как гастрономические фестивали, у нас проходило как можно больше.

По словам г-на Гусева, в 2023 году Башкирию признали одним из лучших направлений событийного туризма, а несколько мероприятий получили награды.

- Чем больше будет таких мероприятий, тем больше туристов посетят регион, - уверен Алексей Николаевич. - То есть о Башкирии будут узнавать по всей России и в иностранных государствах.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах