МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Уфа

Политолог: «Интересно будет проследить за карьерой выборных оппонентов Хабирова»

Николай Евдокимов отмечает, что борьба за главный пост в Башкирии стала самой конкурентной в стране

Вступивший в должность глава Башкирии Радий Хабиров набрал больше 80 процентов голосов избирателей, а количество бюллетеней в его пользу в пять раз превысило число набранных голосов всех остальных кандидатов вместе взятых.

pixabay.com

Напомним, соперниками г-на Хабирова, который баллотировался от «Единой России», стали представители парламентских партий, таких как КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», и так называемых «малых» - «Яблоко», «Гражданская сила», «Патриоты России», «Партия пенсионеров за социальную справедливость». Почему все эти кандидаты не сумели стать достойными соперниками фавориту избирательной гонки?  

Политолог БАГСУ Николай Евдокимов отмечает, что борьба за главный пост в Башкирии стала самой конкурентной в стране. Губернаторские выборы прошли в 16 регионах, но нигде больше не выдвинулось сразу восемь кандидатов.

- Партии были представлены широко: и парламентская оппозиция, и, конечно, партия власти, и непарламентские партии, и несистемная оппозиция, - говорит Николай Анатольевич. - Но результат мы видим – остальные семь кандидатов все вместе набрали в пять раз меньше голосов. Я думаю, одной из главных причин столь низкого результата оппозиционных политических объединений стала плохая связь кандидатов с партиями. Согласно республиканскому закону, в выборах главы региона не могут участвовать самовыдвиженцы. В итоге кандидатам, возможно, было все равно, от какой партии идти на выборы. С другой стороны, партии тоже оказались не особо разборчивы. У многих из них нет сильных лидеров, которых можно было заявить на выборах главы республики. «Малые» партии, не считая «Яблока», имеют небольшую численность приверженцев в регионе, поэтому на высокие результаты рассчитывать не стоило. В такой партии всего 60-70 членов, они даже наблюдателей не могут набрать. Что уж говорить о какой-то системной работе? Естественно, кандидатам пришлось вести работу в отрыве от партийных структур.

- Такие кандидаты и набрали не более одного процента голосов, а шесть процентов для КПРФ и четыре для ЛДПР — это хорошо?

- Шесть процентов для коммунистической партии – это плохой результат. В российской политической науке есть точка зрения, что у нас порядка трети избирателей имеют левые взгляды. Это не обязательно КПРФ - это и «Справедливая Россия», и некоторые мелкие партии типа «Коммунистов России». Как бы то ни было, это 30 процентов электората. Но в итоге КПРФ и «Справедливая Россия» в совокупности на башкирских губернаторских выборах набрали лишь восемь процентов. Если добавить другие партии, округлить, то дотянем до десяти процентов. Причем два кандидата - Иван Сухарев, баллотировавшийся от ЛДПР, и коммунист Юнир Кутлугужин, уже участвовали в выборах главы региона в 2014 году. И если Иван Сухарев хотя бы повторил предыдущий результат, то КПРФ набрала в два раза меньше. Это, конечно, провал.

- Может, тому причиной некие антилевые тенденции, появившиеся в Башкирии?

- Конечно, нужно учитывать специфику, ведь электорат в Башкортостане отличается от общероссийского. Здесь высокая доля сельского населения, которое ходит на выборы. Отсюда – традиционно высокая явка. Кроме того, избиратели довольно консервативны, то есть редко голосуют за оппозицию. Вообще, в республике большая часть избирателей изначально лояльно настроена к власти и всегда за нее голосует. А кандидаты от парламентской оппозиции не смогли качественно организовать избирательную кампанию. Например, так называемые «Антидебаты» на БСТ, где дали возможность высказаться всем кандидатам, превратились по сути в групповое интервью с Радием Хабировым. Избиратели всегда четко реагируют на такие вещи. Люди видели, что кандидаты сами не воспринимают себя ровней руководителю республики и ставят себя на ступень ниже. Электорат голосует за лидера, им нужен человек, способный за собой повести. Не все претенденты так себя вели, были попытки проявить себя. Но они начинали с нуля, поэтому им оказалось сложно раскрутиться. С этой точки зрения интересно проследить за их дальнейшей карьерой, смогут ли они капитализировать приобретенную известность.

- Получается, что харизматичный Хабиров сумел заработать на выборах очки и для «Единой России»…

- Действительно. Предполагалось, что партия, с учетом общего тренда снижения ее популярности в стране, может негативно сказаться на ходе выборов для Хабирова. Некоторые эксперты считали, что она «съест» 15-20 процентов его голосов. Однако этого не произошло. Предполагаю, что «Единая Россия» никак не повлияла на ход выборов. При этом Радий Хабиров тоже не слишком себя ассоциировал с партией, делая ставку в основном на собственные результаты и планы, которые выстроил для развития республики.

- Но политологи оценили его решимость, потому что в других регионах действующие губернаторы, чтобы избавиться от имиджа партии власти, решили идти на выборы как самовыдвиженцы…

- Это так. К тому же заслуживает большого уважения то, что у нас не стали менять избирательное законодательство, не предусматривающее на выборах главы региона самовыдвиженцев, как это произошло в других субъектах.

- Для вас не стало удивлением, что известный в соцсетях блогер Владимир Кобзев набрал меньше одного процента голосов?

- Влияние соцсетей преувеличено. У ряда оппозиционных сил есть мнение, что избирательную кампанию можно провести в социальных сетях, и если не победить, то громко заявить о себе. Это иллюзия, это абсолютно не так. Общество и электоральное поведение граждан устроено совершенно иначе. И число подписчиков в соцсетях не является стопроцентным показателем лояльности. Не все подписчики готовы отдать свой голос за кандидата, а многие и вовсе подписаны сразу на нескольких претендентов. Пока политически активный сегмент пользователей интернета узкий. В перспективе – да, соцсети наберут вес, и избирательные кампании будут преимущественно проходить в интернете. Но пока что только одна социальная сеть у нас политизирована по-настоящему. А, согласно исследованиям, для 70-75 процентов пользователей интернет является средством развлечения.

- То есть голосовали, в основном, не интернет-пользователи?

- Да, и кто такой блогер Кабзон они вряд ли знают. Это совершенно другой сегмент. Пока что предвыборные кампании строятся на принципе встреч кандидатов с людьми. Население часто голосует по принципу «я его видел» или «он приезжал».

- Почему победу Хабирова назвали одной из самых чистых по стране?

- Свою роль сыграло и большое количество наблюдателей от разных политических сил, общественных организаций, движения «Голос», которое вряд ли можно заподозрить в лояльности к власти. Безусловно, сигналы о нарушениях были. Но нужно разделять фальсификацию от технических нарушений – у нас очень часто их объединяют. Технические нарушения – это чисто человеческий фактор, ошибки, которые будут всегда.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах