МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Уфа

За два года у власти Хабиров «разбудил» Башкирию

На минувшей неделе исполнилось два года, как Радий Хабиров возглавил республику

11 октября 2018 года тогдашний глава республики Рустэм Хамитов сложил свои полномочия, а временно исполняющим обязанности назначили Радия Хабирова. Всё это происходило в День Республики Башкортостан – многие увидели в этом особый символизм, устроив импровизированный фейерверк на одной из главных площадей города, названной в честь Салавата Юлаева.

архив мк

Разбудил сонное царство

Надо признать, что за эти два года Хабиров «разбудил» республику. Сонное царство, которое установилось при прежнем главе РБ Рустэме Хамитове и в управленческой среде, и в обществе, проснулось, зашевелилось и занялось бурной деятельностью. Где-то эту деятельность имитировали, где-то напротив, следовали поговорке «заставь дурака Богу молиться» и в рвении угодить новому начальству расшибали себе лбы на посмешище, а иногда и при рьяном осуждении публики.

Но, как бы там ни было, в республике началось активное движение во всех областях, что несомненный плюс Радию Хабирову, который сам трудоголик, и сумел заставить плясать под свою дудку окружающих. Кто не справился с таким «режимом повышенной готовности», давно слились, выдержав в бешеном ритме максимум год. А самые крепкие до сих пор при власти и стараются делать свою работу, большей частью получая только шишки. Общество-то разбудили, помните? И это общество не хочет быть снисходительным к власти, подмечая любые ошибки.

Может быть, поэтому эксперты называют одним из провалов Хабирова за эти два года - кадровую политику.

Но у главы региона других людей нет, и он работает с тем человеческим материалом, который имеет. И надо отдать ему должное - берет все ошибки подчиненных на себя, признавая, что недоглядел, недодумал, недосмотрел и не успел проконтролировать. При этом проштрафившиеся чиновники за спиной шефа чувствуют себя прекрасно. И чтобы ни говорила общественность, «не сдавать своих» - это плюс Хабирова, а не минус. Его подчиненные не боятся в своей работе ошибаться и рисковать, зная, что в случае чего получат разнос наедине в кабинете начальства, но от порицания публики «шеф прикроет». Не за это ли неумение брать на себя вину в свое время шпыняли Хамитова?

У прежнего главы региона была другая метода - если проваливалось решение, даже принятое самим Рустэмом Закиевичем, то виноват всегда был исполнитель, которого с позором отправляли на помойку истории. Г-ну Хамитову нравилось находиться в ореоле непогрешимого правителя, которого подводят дураки-чиновники. Потому и опустилось на республику сонное царство. Все чиновники, во избежание несправедливого слива, считали лучшим ничего не делать, не высовываться и не «отсвечивать», чтобы не вызывать недовольства своего повелителя.

И надо же такому случиться, что Хабиров, который ведет себя с точностью до наоборот, признает ошибки и умеет извиняться, тоже не нравится общественности. Не менее интересно, что, когда у власти находился Хамитов, который имеет татарские корни, публика требовала на царство «настоящего башкира». Такой пришел: Радий Хабиров - что ни на есть настоящий, здесь никто не поспорит, но общественность опять ищет в нем черты «небашкирости». В общем, парадокс.

Не ошибается тот, кто ничего не делает

Сам Хабиров признает, что круто взялся за кардинальные изменения в республике, не подумав, что запускает на большие обороты заржавевшую от долгого простоя управленческую машину. Поэтому многие проекты не только воплотились не сразу, но и по ходу движения заваливались на бок, тормозили, пылили и чадили, мешая развиваться хорошим идеям. И надо отдать должное главе региона, который вручную менял запчасти и заново запускал свои задумки. И как бы то ни было, но дело пошло. Конечно, два года - небольшой срок, чтобы оценивать многие программы, рассчитанные на пятилетку, но ведь результаты есть и весьма впечатляющие.

В экономике - это появление особой экономической зоны «Алга» - Башкирия стала пятым регионом России, где появилось такое свободное экономическое пространство. Можно себе представить, каких трудов и упорства это стоило. И самое главное - лоббистских возможностей и личных связей самого Радия Хабирова.

Ну и нельзя не отметить регулярное проведение инвестиционных и промышленных часов, для которых нужно иметь невероятную упертость и лично раскачивать предпринимателей и районные власти. Эту практику взяли на вооружение многие регионы России, как и институт бизнес-шерифов, который появился в башкирских мэриях городов и районов.

Кто-то скажет, что идеи хорошие, но как они исполняются? Исполняются по-разному, где-то спустя рукава, а где-то с истовым чиновничьим рвением, но это и не важно. Важно, что под лежачий камень вода не течет, а не ошибается тот, кто ничего не делает.

Но в результате этих усилий Башкирия вошла в топ-10 регионов по инвестиционной привлекательности. Этот рейтинг составляет «Агентство стратегических исследований» и к нему весьма внимательно относятся в Кремле.

Эксперты отмечают, что наиболее привлекательными регионами для вложений инвестиций в первом квартале 2020 года стали две республики – Татарстан (91 млрд рублей, седьмое место среди субъектов России) и Башкортостан (51,34 млрд рублей, 15 место в РФ). При этом Башкирия демонстрирует существенный прирост – на 18,1 процента, в отличие от Татарии, где показатель снизился на 3,5 млрд рублей - минус 8,8 процента. Аналитики связывают это с активной работой представителей Башкирии на федеральном лоббистском поле, а также устоявшимися связями региональной администрации в Кремле, позволяющими получать большие экономические преференции.

Кроме того, Башкирия в 2020 году стала крупнейшим в ПФО получателем федеральных трансфертов – на 54,02 млрд рублей пополнился республиканский бюджет, значительно опередив другие регионы. Для сравнения, соседи из Саратовской области получили 48,51 млрд рублей, из Нижегородской области – 42,2 млрд рублей, из Татарии – 40,74 млрд рублей.

А ведь еще в самом начале своего правления Радий Хабиров шутил, что у дверей каждого российского министерства должен «сидеть башкир с папочкой». В шутке-то оказалось половина шутки, остальное - правда. Похоже, действительно сегодня дежурят у дверей российских ведомств лоббисты Башкирии. Хотя сам Радий Фаритович теперь считает, что лоббистов недостаточно и завидует Татарстану, люди которого засели в российском правительстве. Понятно, что эта мысль, появившаяся в голове руководителя региона, его в покое не оставит. Остается подождать, как он ее реализует.

Планов - громадье

Если говорить о достижениях в социальной политике, то только в этом году власти направили на программы по ремонту подъездов и благоустройству дворов почти четыре миллиарда рублей, обновив 380 дворов и отремонтировав 2185 подъездов. Жертвой этой программы, а вернее неумения выстроить правильную систему и заставить людей работать, стал прежний министр ЖКХ РБ Михаил Киреев.

Но сегодня программа пошла, и жители в ней, как положено, участвуют, и деньги подрядчики получают только после приема объектов. Глава региона недавно признавался журналистам, что многое хотел «взять с наскока», но жизнь показывает, что для воплощения любой идеи должно пройти время.

Как, например, это случилось с программой комфортной городской среды. Казалось, что это шапкозакидательские планы, а в итоге уже 16 городам и поселкам Башкирии выделили федеральные гранты на благоустройство. А три из них, получившие весомые деньги еще в 2019 году - Ишимбай, Белебей и Бирск - уже закачивают реновацию. Кстати, так то, если честно, люди отмечают, что города и районы начинают преображаться. Пусть точечно, как в Уфе, где появился сквер у восстановленного фонтана «Танцующие журавли», или улицах, где ставят бордюры, ограждения и новые фонари, но изменения происходят и в лучшую сторону. Даже в уфимской глуши - в Черниковке у дворца Машиностроителей появился парк «Первомайский» с фонтаном в центре озера, которое еще недавно было просто местной лужей. Скоро новое место отдыха откроется и в микрорайоне Сипайлово в парке «Кашкадан». Идет строительство вставки в Бельский мост - «непроходимость» этой переправы не один десяток лет мучает уфимцев. Сдвинулся с мёртвой точки и знаменитый уфимский долгострой – тоннель, планировавшийся как восточный выезд из Уфы. Причем Хабирову удалось снизить вложения республики в этот концессионный проект на 30 млрд рублей. Чего это стоило Радию Фаритовичу и какие связи он использовал, чтобы нагнуть участников концессии, остается только догадываться.

И не надо забывать, что для того, чтобы эти новации случились, Хабирову приходится лично заводить всю правительственную машину, чуть ли не самому рулить и преодолевать мощное лобби чиновников или не желающих работать, или желающих, но при этом зарабатывать на свой карман.

Свой-чужой

Кстати, уфимские чиновники не раз откровенно подставляли главу региона. Чего стоит только эта история с возведением высотки на улице Руставели, 5, которую начали строить впритык к другим жилым домам. Ведь, пока жильцы этих домов в отчаянии оббивали пороги Белого дома, в мэрии не видели в этом событии ничего страшного - разрешения-то строители получили. А может, и не получили даже, а купили нужные бумаги. Ведь если можно же предположить, что пойманные на днях на взятке в 10 млн рублей 32-летний начальник отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений Рустам Тухватуллин и его зам 38-летний Азат Шаяхметов брали деньги за разрешительные документы не только себе любимым, но и передавали «наверх». И, несмотря на то, что глава региона запретил стройку и велел рекультивировать котлован на Руставели, в администрации Уфы до сих пор пальцем не пошевелили.

Как нам рассказали в коридорах башкирской власти, Хабиров на мэрию обижен, но уверен, что мэр Уфы Ульфат Мустафин на своем месте, и ему просто надо помочь наладить эффективную работу, разогнав взяточников и казнокрадов. И теперь Хабиров надумал лично контролировать все точечную застройку.

Так, недавно глава региона дал от ворот поворот коммерсантам-варягам, выкупившим «А-кафе» возле цирка, чтобы возвести там очередные высотки.

В общем, руководитель республики, как хороший начальник, старается увести от огня тех, кому он доверяет. То же самое происходит с главой Ишимбая Азаматом Абдрахмановым. Общественность настаивает на его увольнении из-за инцидента на Куштау, где глава администрации, облачившись в маску и камуфляж, якобы громил палатки протестующих. А Хабиров знает этого чиновника с другой стороны - как эффективного менеджера, который вытягивает задуманные проекты по благоустройству и вплотную занимается наполнением свободной экономической зоны «Алга», расположенной в Ишимбайском районе. Из своей команды руководитель республики потерял только главу «Корпорации развития РБ» Раиля Сарбаева. Но, как говорят, Раиль Салихович допустил некую оплошность, которую Радий Фаритович воспринял как предательство. А этого он точно не прощает. Зато те, кто не предает, могут быть уверены - руководитель встанет за них грудью.  

Стоп, машина

Радию Хабирову часто кивают на транспортную реформу - мол, реформирование привело к тому, что люди дольше стоят на остановках. Люди дольше стоят на остановках, потому что за минувшие два года общественный транспорт привели в цивилизованный вид. Теперь по дорогам и утвержденным маршрутам ходят только легальные автобусы, а не частная дивизия, которая создавала собственные линии, ездила где хотела, чуть ли не от подъездов, и собирала на ржавых машинах черный нал. Пассажирские перевозки - небезопасная услуга, ведь речь идет о жизни и здоровье людей. Соответственно, государство не могло не вмешаться и даже обязано было привести к общему знаменателю этот опасный криминализированный рынок. Тут как раз возникает другой вопрос - почему при Хамитове в этой отрасли не наводили порядок и кому это было выгодно?

Транспортная отрасль - стратегическая, от автобусного сообщения зависит, как будет развиваться экономика и будут ли чувствовать себя комфортно жители отдаленных поселений. Поэтому и покупка автобусов для государственного автопредприятия «Башавтотранс», а его парк пополнился за это время свыше, чем на 700 машин, существенное вложение в развитие городов и районов. Не меньшее достижение, что в автобусах Башкирии теперь можно заплатить за проезд банковской или единой транспортной картой, дающей скидки на проезд. Во время вакханалии, творившейся на этом рынке еще три года назад, такое казалось фантастикой. А теперь это - реальность. И тогда, по оценкам экспертов, нелегальные перевозчики уводили около 15 млрд рублей в год.

А то, что местные власти до сих пор не отстроили расписание движения общественного транспорта и не сумели определиться с количеством машин на линиях, то при чем тут Хабиров? Такие вещи прерогатива муниципалитетов в каждом конкретном районе. Ну не может же глава региона, даже с имеющейся в его характере гиперответственностью, быть битым за всех? В том числе и за занимающих не самые высокие посты государственных служащих, которые недорабатывают или халатно относятся к своим обязанностям.

Мнение экспертов:

Арсен ШАЯХМЕТОВ, ведущий научный сотрудник БАГСУ

«Ковидный локдаун региону удалось пройти с относительно небольшими потерями»

Одна из первых новаций, предложенная Хабировым, позволила во многом решить проблему коммуникации общества и власти. Система «Инцидент-менеджмент» отслеживает наиболее живо обсуждаемые темы в сети, а также в течение нескольких минут регистрирует обращение гражданина в свободной форме на страницах органов власти в социальных сетях и отводит исполнителю три часа на решение вопроса, причём ответственный специалист должен самостоятельно связаться с автором обращения, отчитаться ему о принятых действиях. Пожалуй, на сегодняшний день это единственная новация, не вызывающая резонансного обсуждения, а помогающая сотням граждан ежедневно решать свои вопросы.

С 2018 года бюджетные расходы на здравоохранение начади расти по экспоненте. В 2020 году Башкирия стала лидером ПФО и шестым регионом в стране по этому показателю. В селах и деревнях начали активно разворачиваться ФАПы, в городских больницах – делаться ремонт, закупаться оборудование. Конечно, немалую долю расходов составили меры по борьбе с коронавирусной инфекцией. Тем не менее вопрос кадрового обеспечения до сих пор стоит остро.

Несмотря на то, что основной экономический удар, связанный с коронавирусом, пришёлся на регионы с развитой углеводородной промышленностью и машиностроением, можно констатировать, что локдаун и последующие месяцы республике удалось пока пройти с относительно небольшими потерями. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса также возобновили свою работу. В сельском хозяйстве Башкирии, несмотря на аномальную жару, удалось показать даже два процента роста к прошлому году – это объясняется и сохранившимся спросом на продукты питания, в отличие от непродовольственных товаров и услуг, и эффектом от господдержки. Синергетический эффект дало и приглашение возглавить правительство Андрею Назарову – крупному бизнесмену, сопредседателю «Деловой России», имеющему также широкие связи в Москве.

Дмитрий МИХАЙЛИЧЕНКО, политолог

«Ситуация с Куштау – это, скорее, беда, чем вина республиканских властей»

Минувшие два года стали очень противоречивым временем для Радия Хабирова. Но ближайший год обещает стать ещё большим испытанием – вторая волна вируса принесёт тяжелые последствия как для человеческого капитала, так и для экономики. Необходимо будет балансировать между двумя крайностями – спасением людей и спасением экономики. Актуализируется и дело вокруг «Башкирской содовой компании» – необходимо сохранить контрольный пакет предприятия в республиканской собственности и урегулировать возникающие риски вокруг перераспределения собственности. Изначально БСК, пользуясь всесторонней поддержкой федеральных и региональных властей, проводила практически феодальную политику в республике. Противостояние на горе резко изменило ситуацию – после критики процесса приватизации Путиным теперь уже собственники компании находятся под угрозой уголовного преследования, а БСК, вероятно, вернется под государственный контроль. На сегодняшний день пока не ясно, насколько растянется процесс, какие новые повороты в деле нас ждут, и, главное, какова будет дальнейшая судьба БСК. Очередной виток пандемии отодвинул тему в информационном поле, но она ещё не раз «выстрелит» – так или иначе нас ждёт громкий и непрогнозируемый передел собственности.

Сегодня Хабирову нужно разрулить ситуацию с БСК и продолжить работу. Сложности могут возникнуть по линии отношений с федеральным центром. По повестке видно, что есть ряд игроков, которые хотят сформировать дискурс об отставке главы региона. Это делается для того, чтобы вступить с ним в переговоры и получить внутриэлитные преференции. Этот фон осложняет работу главы Башкирии, даже несмотря на то, что никакой̆ отставки по факту не планируется. А ситуация с Куштау – это скорее беда, чем вина республиканских властей. Очевидно, решение о разработке шихана принимали на самом верху. Понимая структуру принятия решений в нашей стране – источник проблемы нужно искать в лоббистах. Думается, республиканские власти должны быть благодарны активистам и лидерам общественного мнения, которые сохранили Куштау.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах