МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Уфа

Зухра Гордиенко: «Сейчас цель одна - надо идти к завершению СВО и к нашей победе»

Глава Кигинского района Башкирии много раз бывала в зоне СВО

Жители Башкирии собирают 101-й гуманитарный конвой, в котором будут новогодние подарки для военнослужащих на Украине. Одна из активных участников поездок на линию фронта - глава администрации Кигинского района Башкирии Зухра Гордиенко. Она много раз бывала в зоне СВО и лично знакома с каждым военнослужащим из своего района и даже готова остаться «за ленточкой», если будет необходимо.

«И у меня есть страх, но это нормальный инстинкт самосохранения»

− Если мои знания, навыки и компетенции понадобятся на специальной военной операции - я готова, пойду служить, - признается Зухра Маулитбаевна. - Почему? Потому что вся страна борется с фашизмом, с нацизмом, вся страна объединилась - и если нужны будут такие, как я, то конечно же, я пойду, как наши ребята.

Глава Кигинского района отдает себе отчет, что выезжать лично на линию фронта опасно.

- Но если не выезжать в зону СВО, то какой ты руководитель, какой ты лидер? – вопрошает она. - Какой ты глава, если ты не можешь объединить людей, помочь нашим ребятам? И понятно, что и у меня есть страх — но это нормальный инстинкт самосохранения.

Зухра Гордиенко не считает выезды на СВО мужским делом. Говорит, что никто не сравнивает, сколько поездок на счету глав районов.

- Я из тех людей, которые никогда не будет стоять в стороне, если у других случится беда, - поясняет она.

Мэр Кигинского района отмечает, что, когда начались события на Донбассе, российское общество не замечало, что происходит, так как напрямую это никого не касалось.

− Наверное, человеку свойственно не видеть то, что он не хочет видеть, - полагает г-жа Гордиенко. - Однажды я была свидетелем пожара - в деревне горел дом. Приехала пожарная машина, вода заканчивается, а люди все ведут себя по-разному - кто-то бежит с ведрами, а кто-то снимает происходящее на телефон. А были люди, которые убедились, что пожар далеко от них, и спокойно продолжили заниматься своим хозяйством. Я обратила на это внимание, потому что эту ситуацию можно сравнить с СВО. Почему мы должны помогать тем, кто сегодня с оружием в руках отстаивает границы России? Потому что, если все будут снимать на телефон или пойдут пить чай, сгорит вся деревня.

Как объясняет Зухра Гордиенко, на Украине в беде оказались братья России, а кроме того, под угрозой был российский суверенитет и независимость.

- И поэтому все должны сейчас «бегать с ведрами» и сделать все возможное, чтобы потушить этот пожар, - уверена она. − И когда началась мобилизация, я считаю, мы начали это понимать. Все мои многочисленные родные в этой ситуации остались в России. Среди них есть военнослужащие, которые после 24 февраля уже были с ранениями и до сих пор лечатся. Нет семьи, которой бы не коснулась эта ситуация. Я видела молодежь - у нас же мобилизовали и очень молодых ребят в 22-23 года, и часть из них пошли добровольно. И старшие товарищи, побывавшие в Чечне и горячих точках, предлагали им остаться. Но они все равно ушли - гордость берет за наших ребят.

По словам г-жи Гордиенко, из Кигинского района в зоне СВО сейчас находится более 100 человек.

- Практически не осталось деревень, в которых нет участников СВО, - говорит она. -Безусловно, мы все переживаем — и мужчины и женщины. Потому что до сих пор не было событий такого масштаба. Военные операции были всегда, но сейчас мы буквально наблюдаем за СВО в прямом эфире. И военные действия сейчас более масштабные из-за применения современных технологий.

«Все военнослужащие понимают, зачем они находятся на СВО»

Некоторые из военнослужащих только прописаны в Кигинском районе, но уже давно заключили контракты и вошли в ряды профессиональной армии. Но сейчас к Зухре Гордиенко, как к главе района, за помощью приходят родители, бабушки и дедушки военных, и все данные о них фиксируются.

− В нашем районе мобилизованных было немного, - поясняет она. - Несколько вернулись, когда вышел закон, что отцы троих детей не подлежат мобилизации. Изначально отправились 52 человека, потом некоторые вернулись по состоянию здоровья. В январе на специальную военную операцию уехали 44 человека, скоро будет уже год, как они там находятся. Знаю всех по именам и фамилиям. Жаль, что наши ребята раскиданы по всей линии фронта, а не находятся вместе, так бы они друг друга поддерживали.

По словам Зухры Гордиенко, военнослужащие, в особенности те из них, что были мобилизованы, «очень устали».

- Есть среди кигинцев мобилизованные, которые не были в отпуске ни разу, - объясняет она. − Тех, кто находятся на севере Донецка, в отпуск не отпускали. Их некем заменить было — таких несколько человек. Конечно, они скучают по родине, они устали, и, когда мы приезжаем, это чувствуем.

Бывать в зоне СВО и самой г-же Гордиенко «морально тяжело».

- Однако в последний свой приезд мы почувствовали, что приближается мир, - говорит она. − Прекрасные дороги - их привели в порядок, везде что-то строится, ремонтируется, восстанавливается Мариуполь. Появилась надежда, что скоро будет победа. На улицах гуляют люди, они делают покупки, обрабатывают земельные участки, кто-то перекрывает крыши. В населенных пунктах близость военных действий не чувствуется, но, когда ближе подъезжаешь к линии фронта, конечно, слышатся раскаты. И понятно, что мы тоже опасаемся за свою жизнь, так устроен человек.

Глава района рассказывает, что командиры всегда хорошо отзываются о военнослужащих из Башкирии.

— Вот у нас есть ребята: Хаким и его братья, - припоминает она. - Они быстренько соорудили там баню – парней ценят за золотые руки. Они в любом месте из любого материала могут построить баню. У нас есть Наиль - он собирает тракторы, которые стоят полуразобранные. За него командир держится, потому что очень ценны его руки, парень умеет все делать. Артур, «Муса» у него позывной - у него есть боевой опыт, и он помогает найти ребят, узнать о ком-то, если нет связи. Он едет, находит и пишет: все нормально, он живой. Виталий «Теплый» - уже два раза был в отпуске. Он говорит: медали не надо, дайте отпуск, поеду к родным и близким. У него двое ребятишек дома, супруга, мама. Он подвиг совершил - я думаю, что скоро о нем услышит вся Россия.

По словам Зухры Маулитбаевны, «все военнослужащие, конечно, понимают, зачем они там находятся».

— Это уже не мальчишки, а мужчины с серьезным отношением к жизни, в которых чувствуется сила, - говорит она. − Если будет нужно, они готовы отдать жизнь за родину. Как глава, я пытаюсь увековечить память ребят, которые, к сожалению, не вернулись. С теми, кто придет, нам надо выстроить работу. Многие мои одноклассники прошли первую чеченскую кампанию - и про них, как и афганцев, забыли. Мне бы не хотелось, чтобы это произошло с участниками СВО. У тех ребят были семейные проблемы, травматический синдром. Я думаю, что должны появляться специальные реабилитационные центры — не больницы, а хорошие санатории с правильным психологическим подходом. Понятно, что должно быть особое внимание и уважение к тем, кто прошел боевые действия.

«Просто удивительно, как весь народ сплотился»

По мнению главы района, уже сейчас мирная жизнь, которая продолжается в Башкирии, диссонирует с тем, что переживают участники СВО.

− Есть у них некий запрос: вы что, не понимаете, где мы? – сетует Зухра Гордиенко. - И приходится на него отвечать. Я говорю, что жизнь идет, дети растут. Надо и Новый год справить, и какой-то другой праздник. Тут надо выдержать золотую середину: нельзя уходить в чрезмерное празднование, но в то же время нельзя совсем уйти в уныние. Для людей это важно.

Несмотря на то, что в Башкирии продолжается мирная жизнь, многие жители Кигинского района вовлечены в повестку СВО.

− Бабушки, которые еще помнят войну, помнят послевоенное время, начали вязать носки и покупать на свои небольшие пенсии тушенку, - рассказывает мэр Кигов. - Просто удивительно, как весь народ сплотился. Я всегда буду говорить спасибо моему дорогому Кигинскому району — у нас нет больших предприятий, которые могли бы помочь, но каждый предприниматель, каждый человек вносит свой вклад. Кто не может помочь деньгами, приходит плести маскировочные сети. У нас очень многие плетут сети, это очень важно. Вот приезжаешь на позицию — там говорят: ничего не надо, у нас все есть, привезите рукодельные сети, они очень нужны, потому что фабричные сети враг распознает в оптические прицелы.

В ближайшее время маскировочные сети нужны будут для зимы — белого цвета. И их уже начали плести в районе. Кроме сетей, на фронте нужны автомобили — их везут все районы Башкирии. Иногда новые, иногда нет.

− Машины очень нужны для перемещения, потому что территория большая, - поясняет Зухра Гордиенко. - Просят также бани. Как-то попросили привезти хлеб — у нас в Кигинском районе пекут очень вкусный хлеб. Мед всегда идет на ура. Не скажу, что с питанием стопроцентно решены все проблемы. Есть какие-то запросы, ребята покупают продукты и за свой счет - практически в каждом районе, в каждом населенном пункте есть военторг. Мы отправляем все, и никто ни от чего не отказывает. Носки тоже идут как расходный материал, нужно нательное белье. Всегда рады тепловизорам.

Она отмечает, что в сборе помощи нужно участвовать всем жителям республики, потому что «даже 100 рублей имеют значение».

- Благодаря большому числу внесших свой небольшой вклад людей удается приобрести что-то действительно важное, - поясняет г-жа Гордиенко. − Армия не всегда успевает поставить все необходимое. Что-то выходит из строя моментально. Мы привезли машину — а она сгорела. Понятно, что не сразу могут организовать поставки. В целом у нас ребята очень многим снабжены, они рассказывают об этом. Сейчас цель одна - надо идти к завершению СВО и к нашей победе.

Г-жа Гордиенко вспоминает, что первая поездка была особенно тяжелой, «потому что мы все привыкли жить в мирное время».

− Впервые я узнала про эти ужасы, когда в 2014 году работала замглавы по социальной политике в Учалинском районе, и мы принимали беженцев из Донбасса, - поведала Зухра Маулитбаевна. - Они приезжали к нам, так как у нас, как и у них, можно было работать в шахте. Мы помогли семьям более 90 человек. Дружу со многими из них до сих пор. И вот они рассказывали, насколько это было страшно, как они уезжали от бомбежек с семьями, с детьми, с пожилыми родителями буквально без ничего. Начинали жизнь у нас в Башкортостане заново. Вот такого не должно повториться.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах