МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Уфа

В Уфе на черном рынке таксоперевозок крутится до 12 млрд неучтенных рублей

В Башкирии пышным цветом расцвел новый нелегальный рынок

Власти Башкирии потратили много сил и энергии, чтобы сделать чистым и прозрачным рынок автобусных перевозок. До того, как в 2018 году регион возглавил Радий Хабиров, это поле было полностью в тени. А, по оценкам экспертов, тогда в карманы автобусных дельцов уходило не менее 30 млрд рублей в год черного нала. Сегодня более 80 процентов пассажиров автотранспорта платят за проезд картами, поэтому в этой сфере все-таки навели порядок.

Содержание:
  • Люди, которые получают прибыль с рынка таксоперевозок, ни за что не отвечают
  • Рынок такси превратили в черную дыру, где прячут деньги от налогов

Люди, которые получают прибыль с рынка таксоперевозок, ни за что не отвечают

Но это не значит, что представители черного рынка отказались от сверхдоходов и, поджав хвосты, отвернулись от привычного заработка на перевозках. Они по-прежнему в Уфе, и теперь «развивают» рынок такси.  

Напомним, до 2018 года в столице Башкирии существовала «общественная» организация, которая за определенную мзду крышевала автоперевозчиков. Водители и собственники пассажирских автобусов обязаны были отстегивать деньги этой криминальной крыше, а взамен получать покровительство и маршруты, которые эти дельцы сами нарезали на карте города. И именно этот криминальный союз, а вовсе не мэрия Уфы руководил городскими автоперевозками. Конец нелегальной лавочке в 2018 году положили пришедший к власти Радий Хабиров, собровцы и уголовное дело, возбужденное против автобусных авторитетов. С тех пор минуло шесть лет, а в Башкирии пышным цветом расцвел новый нелегальный рынок.

Впрочем, судите сами.

В ноябре прошлого года около восьми вечера уфимец Рашит Биганяков на своем БМВ Х5 по трассе Уфа – аэропорт возвращался домой в поселок Чесноковка. На заднем сиденье автомобиля была его маленькая дочь.  

- Уже после Зубовского моста в меня сзади врезается такси и скрывается, – рассказывает Рашит Биганяков. – Было темно и не видно, что это за авто. Мою машину заносит, и она ударяется об отбойник. Очень повезло, что моя дочь была пристегнута. И если бы не ограждение, то мы бы улетели в кювет, а там он очень глубокий. Удар пришелся на правую сторону.

После столкновения уфимец вышел осмотреть свой поврежденный автомобиль, но виновника аварии уже и след простыл. На дороге лежал только госномер, который оторвался от автомобиля, протаранившего БМВ Х5. Благодаря этой оказии и удалось вычислить водителя-виновника и машину такси – «Ладу Гранта».

Эта случайная авария и раскрыла все тайны черного таксомоторного рынка в Уфе.  

Так, шофер признался, что работает в таксопарке «Подкова», который за минувшее время уже сменил пять названий. Но при этом географически, как указано в рекламе, он находится в центре столицы Башкирии - напротив Аграрного университета. Оказывается, здесь водителям, которые пришли фактически с улицы, давали машину и отправляли таксовать. А водила обязан был отстегивать от заработка фиксированную сумму своим хозяевам. Все остальное было заботой самого шофера.  

И вот Рашит Биганяков уже более полугода пытается взыскать с псевдо-таксопарка более двух миллионов рублей причиненного ему ущерба. В Ленинском суде Уфы, который рассматривает это дело, выяснилось, что водитель не имел страховки ОСАГО, не был собственником машины, не был трудоустроен в таксопарке, но зато каждую неделю перечислял 10 тысяч рублей на карточку человеку, которого в глаза не видел. Поэтому организаторы этой хитроумной схемы сейчас на судебном процессе все валят на водителя – мол, сам врезался, пусть сам и выплачивает 2,5 млн рублей пострадавшему – мы то здесь при чем?    

– Сегодня я вынужден ремонтировать машину за свой счет, нанимать адвокатов и судиться с виновниками, - сетует Рашит Ядкарович.

Оказывается, сегодня в Уфе каждый второй автомобиль такси не имеет ОСАГО.

Г-н Биганяков считает большой проблемой, что многие водители не считают нужным покупать страховку гражданской ответственности.

- Штраф за отсутствие ОСАГО небольшой, вот этим и пользуются горе-таксисты, - говорит он. – Надо законодательно ужесточать ответственность, может даже региональным законодательным актом, отправлять машины на штрафстоянки или более высокие штрафы вводить. А иначе любой может оказаться на моем месте и будет вынужден тратить свои средства на ремонт автомобиля, потому что с виновников взять нечего. Потому что если водитель или хозяин таксопарка не в состоянии купить страховку ОСАГО, то откуда они возьмут деньги выплачивать ущерб?

И действительно, зачем покупать страховку гражданской ответственности, если задача хозяев «таксопарка» - получить как можно больше денег с водителей? И получается, что, пока в Уфе существует такая ситуация, никто не застрахован от рисков долгих многомесячных разборок в судах за свой счет. И самое главное – почему этого не требуют в региональном Минтрансе, выдавая разрешение на перевозку пассажиров? Ведь ни для кого не секрет, что и агрегатор ни за что не отвечает – просто оказывает водителям «информационную услугу». Так что, случись чего – за все ответит один водитель, а не люди, которые получают всю прибыль с этого рынка.

Рынок такси превратили в черную дыру, где прячут деньги от налогов

При этом в таксопарке «Подкова», например, никакого оформления ни трудовых, ни подрядных отношений между собственниками бизнеса и водителями нет. Нет и никакого предрейсового медицинского осмотра и технического осмотра машины, контроля над соблюдением водителями времени работы и отдыха. Все, как шесть лет назад на уфимском черном рынке автобусных перевозок. Черное гнездо тогда разорили силовыми методами, а кукушата-то остались. И просто нашли себе другую кормушку и теперь собирают деньги с таксомоторов.

Еще интересно, что договор с агрегаторами такси тоже заключают сами водители и хозяева вообще не имеют к этому отношения. Но зато деньги от работы нелегальных и нигде не трудоустроенных, даже в качестве самозанятых, водителей исправно получают.

Во время разбирательств по иску Рашита Биганякова в суде установили, что отечественное авто принадлежит частному предпринимателю Азату Хабибрахманову. Но деньги водитель отдавал не г-ну Хабибрахманову, а некоему индивидуальному предпринимателю Виктору Кулешову. И не на его личную карту, а на карту его брата – Игоря Кулешова. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа на эту «Ладу» региональный минтранс почему-то выдал частной предпринимательнице Диларе Кашаповой. Дама получила разрешение на таксомоторные перевозки на более чем сотню машин, но зарабатывает на них другой предприниматель, а деньги и вовсе уходят третьему. Странно, правда?

Хотя, скорее всего, ничего странного нет. Азат Хабибрахманов и Дилара Кашапова – брат с сестрой. И г-н Хабибрахманов просто оформил разрешение на ближайшую родственницу, чтобы уйти от налогов. А два брата Кулешовы – тоже не чужие на этом рынке: шесть лет назад хорошо засветились на нелегальных автобусных перевозках.

Тогда «организация» сажала на свои автобусы водителей и отправляла по городским маршрутам стричь купюры. При этом не неся ответственности ни за здоровье водителей и пассажиров, ни за исправность транспортных средств, ни за легальность перевозок. А водители исправно перечисляли «крыше» по три тысячи рублей в день из заработанных денег. Теперь таксисты платят по 10 тысяч рублей. Инфляция, что вы хотите.

Кстати, как только дело о возмещении ущерба в этой аварии попало в суд, г-жа Кашапова тут же освободилась от зарегистрированных на нее машин. А ведь это почти две сотни автомобилей! Неужели так легко сиюминутно переоформить разрешения в башкирском транспортном ведомстве? И на ком теперь числятся эти машины? И как вообще ведется учет выданных разрешений? Ведь такие люди, владеющие по сути целым таксопарком, должны же нести хоть какую-то ответственность при получении разрешений на перевозку пассажиров? И сколько вообще в республике таких предпринимателей, владеющих разрешениями на сотни машин?  

А ведь вся ответственность - на попавших в денежное рабство шоферах. То есть кто-то на этом рынке зарабатывает, а кто-то несет на себе все риски.  

- Согласно отчету башкирского Минтранса, в республике зарегистрировано около 20 тысяч такси, - говорят эксперты. – С учетом того, что транспорт в лизинг оформляется на одного человека, разрешение на перевозку – на второго, а деньги перечисляются третьему, документально не имеющему к этому бизнесу отношения, налицо уход от налогов. Это значит, что при еженедельных отчислениях водителями 10-12 тысяч рублей ежегодная выручка перевозчиков, скрытая от налогообложения, составляет около 10-12 миллиардов рублей.

Сегодня подпольным таксопарком заинтересовались в прокуратуре Советского района Уфы. Ревизоры в погонах посчитали незаконным отказ полиции в возбуждении уголовного дела по факту сокрытия налогов.

А ведь помнится, когда в Уфе действовал нелегальный рынок автобусных пассажироперевозок, представители как полицейского ведомства, так и ответственные за пассажирский транспорт чиновники не только бездействовали, но и сами были участниками мутных автобусных схем. История повторяется?

Между тем еще три года назад в России приняли закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси», где прописали ответственность хозяев перевозок. Но как это часто бывает, закон не исполняется, а в Башкирии, пользуясь отсутствием какого-либо государственного контроля, черные дельцы снова правят на этом рынке.  

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах