- Этот сбор предназначен для того, чтобы в будущем, когда машина уже покинет дороги общего пользования, она была утилизирована, - объясняет Максим Сергеевич. - Если автомобиль производится на территории Российской Федерации, то расходы на утилизацию несет производитель. Если автомобиль ввозится официально, то сбор оплачивает импортер. А если человек ввозит машину для себя, то он обязан внести плату, чтобы автомобиль в дальнейшем утилизировали.
Теперь в России расчет утилизационного сбора хотят привязать не только к возрасту автомобиля, но и к мощности с введением прогрессивной шкалы. Ставки для иномарок с двигателем более 160 лошадиных сил могут существенно подняться.
- То есть, если раньше эта цифра составляла 5,2 тысячи рублей, то теперь сумма утилизационного сбора может достигать нескольких миллионов, - констатирует автоэксперт. – Понятно, что резко вырастет цена самого автомобиля, да и ввозить иномарки станет невыгодно. Вместо трех миллионов, например, за машину придется заплатить пять-шесть миллионов.
По словам Максима Меньшикова, повышение коснется самых ходовых марок, которые наиболее часто покупали россияне.
- Ввозимые в страну автомобили в большинстве своем – от 150 до 200 лошадиных сил – не особо мощные и уж точно не сверхмощные, - говорит он. – Инициатива на самом деле спорная. Если бы она касалась только тех, кто готов купить мощный, то есть дорогой в содержании автомобиль, то она была бы оправдана. Но в нынешнее время мощность 150, 160, 170 лошадиных сил имеет среднестатистический автомобиль с турбированным двигателем. 180-190 лошадиных сил – это Volkswagen Passat, например. И теперь он будет на два млн рублей дороже. То есть стоимость автомобиля может увеличиться на 30-50 процентов. Ограничится ввоз японских машин.
Интересно, что в Китае импорт машин в Россию с двигателем мощнее 160 лошадиных сил составляет 80 процентов, а в Корее – 85 процентов.
- Toyota Camry, Geely Monjaro и Hyundai Palisade тоже потеряют финансовую привлекательность, поскольку расходы на оформление резко возрастут, — уверен автоэксперт. - Некоторые бренды или модели просто «выйдут из игры» - они перестанут быть рентабельными для импорта.
Г-н Меньшиков считает, что нововведение «убьет авторынок новых автомобилей».
- Автопарк страны будет стареть, - поясняет он. – Люди не станут покупать новые машины, а будут доезживать старые. Кроме того, возникает вопрос: на каких автомобилях будут работать водители такси, если стоимость новых машин взлетит до небес? Для работы в такси не допустят авто с большим сроком эксплуатации, да и страховка ОСАГО у подержанных машин намного дороже.
Эксперт полагает, что повышением утилизационного сбора власти намерены поддержать отечественного производителя и стимулировать иностранные компании переносить производство в Россию.
- Отечественный производитель включает утилизационный сбор в стоимость автомобиля, поэтому для покупателя он не так заметен, - разъясняет он. - Иностранные же производители теперь будут вынуждены добавить его в цену. Поэтому сейчас китайские бренды ведут активную работу, чтобы локализовать производство у нас в стране.
Сейчас под утилизационный сбор не попадает Haval, у которого есть завод в России, «Москвич», ВАЗ и УАЗ.
- Конечно же, локальный рынок при этом подрастет, - считает эксперт. - Однако опасения, что цены на отечественные автомобили сравняются с ценами на иностранные, необоснованы. Качество автомобилей отечественного производства пока недостаточно высокое.
Также Максим Сергеевич объясняет, что автомобили за рубежом, как правило, закупаются через посредников.
- Им перечисляют деньги с учетом утилизационного сбора, и теперь сумма может серьезно увеличиться, - полагает он. - Люди, которые отправляют деньги таким помощникам, могут остаться и без сбережений, и без автомобиля. Либо им придется доплатить существенную разницу. С такими случаями мы уже сталкивались: были люди, которые купили машину, а потом не прошли по сумме утилизационного сбора. Им сказали, что нужно доплатить или продавать машину за границей, что непросто. К тому же посредники требуют дополнительных денег. И после повышения большое число людей может оказаться в такой же ситуации.
Он отмечает, что все последствия решения по изменению правил расчета утилизационного сбора сложно предугадать.
- Наверное, ставка делается на то, что все будут покупать отечественный автопром, - думает он. - Но есть люди, которые принципиально не будут это делать. Проблема в том, что ввезти иностранный автомобиль станет сложнее. Людей будет пугать, что на таможне придется заплатить 1,5 млн рублей.
Эксперт прогнозирует, что в случае принятия новых правил расчета утильсбора ввозить начнут автомобили, мощность которых позволяет платить по минимальной ставке.
- Но если через какое-то время планку снова понизят, тогда вообще все машины попадут под утилизационный сбор, – добавляет он.
Сейчас, как объясняют в правительстве РФ, все, кто уже купил или заказал автомобиль, под новые правила расчета утилизационного сбора не попадут. Но механизмы и инструменты, как это будет реализовано, никто не приводит.
- Поэтому пока люди напуганы и ждут разъяснений, - заключает автоэксперт.