«Условий не было никаких – жили в раздевалке»
В последние три года Воробьёв работал тренером-консультантом в ставшей родной спортивной школе, помогая более молодым коллегам готовить подрастающую смену для башкирского хоккея. В конце лета заслуженный работник физической культуры Башкирии был отправлен уфимским клубом на заслуженный отдых. Но сложа руки сидеть он не привык и принял приглашение поработать старшим тренером в частной хоккейной школе ХК "Уфа".
Для своих лет Владимир Иванович необыкновенно бодр и активен. И не скажешь, что эта упругая походка принадлежит человеку на середине восьмого десятка. И общаемся мы с ним не у кухонного стола за чаем среди старых фотографий. На рабочем месте - возле ледовой площадке уфимского центра шорт-трека на улице Невского, где "Уфа" арендует лёд для своих занятий.
- Я родом из Усть-Катава Челябинской области. Моим первым тренером был Валерий Петрович Знарок - отец известного тренера. У нас разница была семь лет, вместе играли на первенство Челябинской области, стали чемпионами. Потом меня призвали в армию, в Чебаркуль. Там мне очень повезло: довелось поиграть с такими большими мастерами, как Валерий Харламов, Александр Гусев, Николай Макаров.
- Можно сказать, что уфимский хоккей родом с Урала. Вы и Заварухин - из Челябинской области, Емелин - из Нижнего Тагила. Чем Уфа так привлекала, что столько хоккеистов осталось в Башкирии навсегда?
- После армии у меня был неплохой выбор. Приглашали в Киев, Минск, но я решил, что лучше поеду в близкую Уфу. Многие тогда ехали в Нижний Тагил, но я выбрал Уфу. И не ошибся. Рад, что в Уфе у меня всё сложилось. Спасибо другим челябинцам - тренеру Владимиру Петровичу Каравдину, капитану Геннадию Казакову, который был для нас непререкаемым авторитетом, примером для остальных. Моему другу голкиперу Виктору Череднику, с которым мы всегда делили номер на двоих.
Когда я закончил карьеру в тридцать лет, Марат Мустафиевич Азаматов сделал мне неожиданное предложение: "Давай, попробуй тренировать. Может быть, подготовишь кого-то". Вот я и подготовил почти тридцать одних только мастеров спорта. Очень доволен, что дал пацанам путёвку в жизнь. Мы с ними много работали, ездили по стране. Начиная с Аши, Усть-Катава, заканчивая Москвой. Условий не было никаких. Играем на "Динамо", нас спрашивают, где живём. В раздевалке! Заселяемся, стоит стол посредине, Саша Семак сразу подходит: "Это мой!". Ложиться и сразу засыпает. Зато "Динамо" обыгрывали 11:0! Идут мастера из их главной команды, у них матч в "Лужниках" и кричат нам "Уфа, заканчивайте наших обыгрывать!" И смешно и приятно было.
- Приезжие челябинцы как относились к местным? Дедовщина была? Все-таки выходцы из уже признанного хоккейного центра.
- Так и было. Того же Азаматова в начале вообще не воспринимали. Чередник на него свысока смотрел, с определенным презрением. Кто ты, мол, такой.
«Если заиграешь - дай телеграмму!»
- Почти все ваши воспитанники заиграли на взрослом уровне. В интервью вы всегда скромно говорите, что это вам с ними повезло. И всё же, в чём ваш секрет?
- Я не скромничаю, мне действительно повезло. Тогда и родители другие были, не такие требовательные, и ребята были другие. Пришёл я домой к Сергею Бушмелёву: "Хочу посмотреть, как ты живешь". А у него одна из двух комнат в квартире вся разбитая буквально. Он там броски тренирует! И как потом заиграл! Если бы мне сказали тогда, что он будет в "Спартаке" - я бы не поверил. Он только в десять лет пришёл в хоккей. "Деревянный" был! Я ему говорил: "Серёга, если ты где-нибудь заиграешь - дай телеграмму! Я приеду посмотреть". А так, конечно, никакого секрета нет. Я любил ребят, и они ко мне хорошо относились. Много играли со старшими возрастами. Придут к нам на тренировку Денис Афиногенов, Андрей Давлетов - они были постарше моих, 75-го года. Можно мы с вами поиграем? Конечно! Играем три на три. Мои против них, я всю игру меняю тройки, чтобы все с ними поиграли, получили опыт. Ребята и заиграли! Владик Озолин мелкий был, а стал мастером спорта. Я очень рад. Коньки я сам точил, денег с пацанов не брал. И неважно, кто родители. А сейчас это на поток поставлено.
- Неужели по Бушмелёву совсем не видно было ничего?
- Характер был! Отец его привёл, говорит: "В четырех местах были - нигде не приживается! Может быть, у вас потянется". Года два никакой был. А отец у него здоровый, гены сказались и потихоньку заиграл. Потом пришёл на нашу игру 75-го года рассказать, что со "Спартаком" ездили в турне по Америке. "Ну, молодец", - говорю.
- А были, наоборот, такие, по кому сразу видно было - будут играть?
- Ну такие как Семак, Хайдаров, Кравчук...
- Но ведь он тоже пришёл поздно?
- Да, тоже в десять лет пришёл. Но в футбол играл здорово! Такой шаг, бедро - бежал как сумасшедший! Тренировался самозабвенно. Клюшек, амуниции особо не было, нового не давали. "Можно я эти возьму?", - показывает на сломанные. Перемотает их и потащил. Куда? Клеить!
«Мы с ребятами на полу спали, чтобы поиграть с сильными соперниками»
- Сложнее ли заинтересовать нынешних мальчишек?
- Есть и сейчас хорошие пацаны, не остановить. А некоторым хоть что говори - не понимают. Начинают понимать, уже когда поезд ушёл. Говоришь такому: "Мальчик, вот ты бросаешь раз, другой, третий. Никого видеть не хочешь. А ты будь непредсказуемым! Раз бросил, другой отдал. Про тебя скажут: какой умный игрок!". Слушает тебя, а глаза пустые. Бушмелёвы, Озолины - те были другими. Данных не было, но было желание играть и учиться.
- Сейчас есть мальчишки с горящими глазами?
- Есть, но нужно разбудить! Нужно заинтересовать. Можно и сейчас оторвать от гаджетов, нужно больше дворцов. Вот этот замечательный построили, еще один на "Промсвязи" достраивают.
- Родители раньше так не вмешивались в тренировочный процесс?
- Нет, даже близко такого не было. Хотя вот работал я в Ярославле. Меня пригласили, квартиру обещали дать, но не смог я там освоиться - обратно в Уфу тянуло. Через год вернулся. Сижу на трибуне, зовет меня один тренер: "Идем, познакомлю!". Отец Саши Овечкина. Везде его возил, занимался с ним. Приехали с сыном в Ярославль на финал, хотя их команда туда не попала, просто посмотреть. Сам бывший спортсмен, очень много сил вложил в сына и тот стал звездой. Так что родитель родителю рознь.
- Сейчас родители тоже много вкладывают - подкатки, дополнительные занятия.
- Ребенок сам должен хотеть - вашего желания мало. Они не понимают этого. Бегают от одного тренера к другому. Зачем? А если не получится? Характерный пример. Мне повезло несколько лет поработать селекционером в ЦСКА у Виктора Васильевича Тихонова. Команда едет в турне по Канаде. И даже там был такой парень, который сидит в раздевалке, один конек шнурует, другой распускает - чтобы время потянуть. Правая рука Тихонова Валерий Гущин ему говорит: "После тренировки дам тебе машину прокатиться". Хороший мужик был, пытался хоть как-то стимулировать. И ничего не вышло. Тебя в Торонто привезли, а ты не хочешь! А еще где были? В прошлом году в Швеции. А мы с ребятами на полу спали, чтобы Москву посмотреть, поиграть с сильными соперниками! Тренировались дополнительно на улице, сами лёд чистили в минус двадцать, потом еще полноценную тренировку отбегать. Нужно уметь "затравить". А если некоторым не надо, то всё бесполезно. "Сытый" ребенок у тебя, папа. Вот внук Тихонова, который в Уфе сейчас играет, он другой и у него получилось! Тот же Овечкин. Родителям не приходилось его заставлять, он сам стремился быть лучшим.
«Тренер обязательно должен быть вторым отцом»
- Получается, главное для детского тренера умение увлечь?
- Тренер обязательно должен быть воспитателем, вторым отцом. Без этого никак нельзя. Нужно беседовать, понимать, чем дышит ребенок, иначе ничего не получится. Я Андрея Василевского-младшего провожал в аэропорт. Отец не смог, попросил меня: "Вы умеете замотивировать правильно, "затравить". Едем на заднем сидении, я ему говорю: "Оставайся таким, как сейчас. Таким фанатом, какой есть. И ты заиграешь!".
А со старшим Василевским получилось как? Все его однокашники получили мастеров, даже Бушмелёв международник, а он без звания. Как тут поможешь? В итоге получил мастера в Тюмени. Звонит на радостях. Я к Тихонову: "Отпустите в Тюмень". Что ты там забыл? Ну, отпустил. Приезжаю, ко мне тренер сразу: "Ты за Бабенко?". Я же селекционер ЦСКА. Нет, говорю, воспитанника поздравить. Он пошёл в рубку, объявляют по стадиону: "Приехал первый тренер Андрея Василевского поздравить его с выходом в полуфинал и вручить звание мастера спорта". Народ загудел! Для Андрея это было очень важно, как Кубок Стэнли выиграть! Выхожу на лёд, обнялись. Ни один зритель не ушёл с трибун, приветствовали! Сыновья тогда у него совсем маленькие были. Отец у него умер рано, Андрей сам всего добивался и младший сын у него такой же упорный. "Зверёк" настоящий! Человек дела.
- Есть ли сегодня в "юлаевской" школе такие тренеры, способные увлекать?
- Есть. Просто им нужно помогать. Кого-то начальство, честно говоря, не по делу покусывает. Родители жалобы пишут. Некоторые сильные ребята уехали из Уфы, работают на чужбине.
- Почему выпуски такие неровные? То чуть ли не вся команда хоть сейчас в мастера, то посмотреть не на кого.
- Бывают годы урожайные, бывают неурожайные. Не бывает так, чтобы подряд все выпуски были сильными. Невозможно тут построить конвейер, если честно.
- Что в первую очередь мешает игрокам стать звездами?
- Отсутствие дисциплины. Возьмите того же Игоря Вязьмикина. Был игрочище, в ЦСКА ярко начинал. Встретил его как-то на турнире в Москве. Узнал меня, он же 66-го года. Кричит на весь стадион. Подходит, а он пьяный в дугу. Он и в "Эдмонтоне" не заиграл из-за этого. После нескольких матчей сказали собирать вещи. В НХЛ так не пьют, принято следить за собой. Вот Кравчук как раз этим и взял. Дисциплиной. А был у меня хороший мальчик Путиленко, капитанил в 66-м. Трижды в тюрьме отсидел, жалко ужасно. Из него бы получился хоккеист.
- Реально в наше время прийти в хоккей в 9-10 лет и заиграть?
- Смотря что ты за парень. А так, конечно, тяжеловато. Будет большое отставание. Будет тяжело наверстать, но нет ничего невозможного.
- В ваше время тренеры часто находили таланты на улице. Ходили по коробкам, высматривали перспективных детей. Много теряет хоккей от того, что сейчас этим никто не занимается?
- Сейчас есть специальные люди, что-то между скаутом и селекционером, которые присматривают детей с задатками, выходят на контакт с родителями. Полно разных подкаток, где бывшие игроки родителям посоветуют дальше идти, если ребенок интересный. Вся страна в подкатках! Это неплохо, лишь бы работали там достойные тренеры, а не думающие только о заработке.
"Поставили кресла – тренируйся, где хочешь"
- Практически сменилось поколение тренеров старой школы, везде в школах работает молодёжь. Нужна ли им ваша помощь?
- Тренерские семинары проводятся.
- Почему вы не участвуете? Кому, как не вам делиться опытом?
- Я пока не участвовал. Будут приглашать - я с удовольствием поучаствую, хотя не считаю себя каким-то мэтром. Пока делюсь вот здесь на практике. Выходишь вместе на лёд, работаешь, он классно катается, родители балдеют - какой у них тренер. Я ему говорю: "Ты молодец, красиво катишь, но надо чтобы он катил" (указывает на детей). Чтобы он умел кататься, мог из-под давления выбираться, отдать, бросить.
- Вы теперь работаете в ХК "Уфа". Это частная инициатива, которая пытается создать конкуренцию старым хоккейным школам.
- Конкуренция нужна обязательно. Есть школа имени Азаматова, где есть неплохие тренеры и наша школа. Со временем это должно стать большим фундаментом.
- Почему раньше в Уфе не создавали другие хоккейные школы?
- Льда не было. Приезжали концерты и всё, убирали лёд, ставили кресла – занимайтесь, где хотите. 15-го апреля раз и закрыли тренировки. Им же надо зарабатывать тоже, зарплаты сотрудникам платить - концерты давали такую возможность. И мы договаривались с Киевом, ехали туда. Жили в спортзале. Двое суток туда - столько же обратно. Продлили свой сезон до мая. Дети довольны. Или в Минск на майские. Вот так выкручивались.
- Из "Салавата Юлаева" вас отправили на пенсию?
- Да, попросили на покой.
- Не первый раз вам не по своей воле приходится расставаться с любимой работой в ставшем родным клубе. Как вы это переживаете?
- Вы знаете, нормально. Если бы я ничего не добился, было бы трудно уходить. А я заслуженный тренер СССР и России, заслуженный работник физкультуры Башкирии. Стольких мастеров воспитал. Есть что вспомнить, как говорится.
- Почему решили принять приглашение ХК "Уфа"?
- Я всю жизнь в спорте, хочу работать и на новом месте чувствую себя нормально.
- Чем-то отличается новая работа от работы в "Салавате Юлаеве"?
- Единственное, в чем разница, здесь подготовка у ребят поскромнее. В СДЮШОР ребята уже накатанные. Но это наверстается, и потом ребята оттуда будут приходить, смотреть на наших.
- Как относитесь к новшествам в подготовке хоккеистов?
- Ты должен быть всегда в курсе всего нового, что появляется в твоей профессиональной сфере. Присматриваешься, учишься, что-то даже подсмотришь интересное у молодых тренеров.
- Нужно ли перенимать что-то на Западе? Например, катание у финнов.
- В своё время финский хоккей поставили на ноги наши специалисты, тот же Юрзинов. Теперь мы у финнов учимся и должны это делать обязательно. Какое необычное катание у Хартикайнена? Поставил "кораблик" и всё - не подберёшься. Хотя не быстрый игрок, но голова и ноги работают как надо.
"Не ради званий я работал"
- Вы ведь один из немногих, кто получил звание заслуженного тренера СССР за работу с детьми?
- Мне сказали, что я второй. А получилось как. Пригласил меня Владимир Самородов - министр спорта республики. Даёт лист бумаги, ручку - пиши. Знаем твой выпуск 66-го года рождения, а в этом (1975 г.р.) у тебя есть кто примечательный? Я пишу: Цулыгин, Заварухин, Шарифьянов, Алексеев. Ручаешься за них? А ребята уже на турниры ездили за сборные. Да, ручаюсь. Ну принеси завтра свою фотографию. Получается, дали заслуженного не за первый набор, а за то, что и во втором смог подготовить для сборных игроков. Мы как раз в 92-м выиграли первенство страны с 75-м, приехали с финала, мне позвонили из спорткомитета, говорят, неси шампанское, утвердили звание. Никогда не думал, что получу такое признание. Да и не ради этого я работал. Дорога ложка к обеду.
- Когда Марат Азаматов предложил вам поработать с детьми, вы чувствовали в себе это призвание?
- Не знаю, но думал я недолго.
- Потом именно с вашими воспитанниками выигрывали молодёжный чемпионат мира в 1986-м. Целая пятёрка была из Уфы. Советовались с вами, кого взять?
- Там советоваться не нужно было, кандидатуры были железные. Единственное, я предложил вместо Полозова попробовать Юрия Никонова. Он был просто побыстрее, а так Костя Полозов высокий, очень хороший умный игрок, получил лучшего нападающего в финале первенства.
- Ваши лучшие воспитанники уезжали из Уфы. Как вы на это реагировали?
- Я радовался за них. Радовался, что люди смогли шагнуть выше, туда, где есть возможность посмотреть мир, играть среди лучших. Только Бушмелёва Рафаилу Ишматову удалось вернуть в Уфу. Якушев в "Спартаке" всё обещал квартиру, но так и не дали, а здесь обещали, он и приехал. Была бы у него своя квартира, он бы не оказался тогда в Уфе.
- Как в трудные 90-е работалось детским тренерам в Уфе?
- По-разному бывало. Зарплату платили вовремя, хотя была она небольшая, как у всех обычных людей тогда. Но вот после нашей победы в первенстве Ишматов поговорил с директором нефтеперерабатывающего завода, попросил для меня машину. Привозят меня на завод, говорят, машина тебя ждёт. А я ноль. Не вожу. Говорю им, я не по этой части. Они очень удивились. И не взял, чтобы не быть ручным ни у кого. Да я и не автолюбитель, никогда не задумывался, чтобы купить машину. Время летело так, что ничего такого не замечал - много работал.
- Есть о чем сожалеть? Может быть, не успели что-то?
- Жалею, что уехал в Ярославль и не довёл свой третий набор. А там такие ребята одаренные были! Дима Цыбин, Володя Жмаев, Серёжа Сальников стали мастерами из них. Они так здорово выглядели, это надо было видеть. Если бы я тогда не ушёл...
- До недавнего времени вы работали со всеми возрастами СДЮШОР "Салават Юлаев" как тренер-консультант. На какие годы стоит рассчитывать в ближайшее время?
- Я бы сказал, что половина возрастов вполне неплохие. 2006-й год Миши Потапова, 2007 и 2008. 2004 год был слабоват, но Герасимов с Шаяхметовым их подтягивают. Дима Холепа, мой воспитанник, неожиданно вырос в хорошего тренера. Пришёл в семь лет - за борт держался. Молодец!
- Какими качествами в первую очередь должен обладать хороший тренер?
- В первую очередь нужно любить свою работу. Любить детей больше, чем себя. И верить в своих подопечных, вселять в них уверенность.