Оказывается, один из местных участников побоища, намеревавшийся поставить на место азербайджанцев, прошел военную подготовку в полевом лагере ваххабитов. И сегодня еще 10 подготовленных чеченскими боевиками жителей Баймака входят созданную ими мусульманскую общину. Навыки, полученные этими людьми в чеченском полевом лагере «Кавказ» международной террористической организации «Талибан», до недавнего времени были без надобности. Но вспыхнул коммерческий конфликт и ученики Хаттаба чуть не воспользовались приобретенными знаниями и умениями. А подыгрывали им, как ни странно, представители башкирской молодежи и всемирного Курултая башкир, почему-то не задумывавшиеся, что раздувают межнациональный пожар. Ситуацию спасло резкое и жесткое вмешательство правоохранительных органов.
Мина замедленного действия
Напомним, все началось с того, что неизвестные сняли железобетонные плиты с заброшенного здания, выкупленного местным коммерсантом. Товарищи предпринимателя заподозрили в краже братьев Караевых и отправились на принадлежащий им мясокомбинат, чтобы устроить самосуд, но были биты азербайджанцами. Причем, двое из местных — Нурмахамет Бикбердин и Азамат Ахметшин получили серьезные телесные повреждения — переломы рук (во время драки в ход пошли деревянные брусья оконной рамы).
Старший Караев — 44-летний Сулейман, по версии следствия спровоцировавший драку, сегодня взят под стражу и будет отвечать перед законом за хулиганство.
Но прежде чем правоохранители взялись за дело, за пострадавших всерьез врубился «Зауральский мусульманский молодежный комитет», собрав 150 своих членов со всей Башкирии у мэрии Баймака и потребовав у главы местной администрации выселить всех азербайджанцев из города.
Сходка прошла без эксцессов, после обещаний властей досконально разобраться в произошедшем, мусульмане разъехались по домам. Но готовность верующих мгновенно и в массовом порядке реагировать на призыв «наших бьют» всерьез заинтересовала компетентные органы.
Как только начали проверять лидеров национального движения — выяснились интересные подробности. Оказывается активист местной мусульманской общины Нурмухамет Бикбердин и его брат Нургали в 1999 году прошли подготовку в международном учебном центре боевиков «Кавказ», расположенного у села Сержень-Юрт в Чечне. И, кроме того, что получили навыки обращения с автоматическим оружием, пулеметом, минометом и гранатометом, уроки минно-взрывного дела, топографии, методов ведения партизанской войны в горах и тактику открытого боя, прошли жесткую психологическую обработку, убедившую родственников, что ваххабизм — единственно верная религия, превосходящее любые другие верования.
Кстати, в этом же «учебном заведении» подготовили к партизанской войне Данила Габдулхакова и Венера Хазетдинова, которых в ближайшее время ждет суровый приговор в Уфе. Эти парни 16 сентября 2007 года в упор расстреляли 41-летнего участкового Стерлитамакского ОВД Гаяза Сагидуллина, 29-летнего прапорщика милиции Алмаза Шамсутдинова и добровольных помощников милиции 57-летнего Мухамета Ишмухаметова из деревни Южная и 30-летнего Расима Ибрагимова из села Бегиняш. Именно в этом лагере юношам крепко вбили в голову, что отличить «верного» от «неверного» очень легко: все, кто не готов к вооруженной борьбе с иноверцами — в расход. Впрочем, как установило следствие, по мнению этих молодых людей, заслуживают смерти не только мусульмане, не понявшие ваххабизма, но и все остальные граждане России, имеющие другое вероисповедание, а атеисты особенно.
Миссионеры чуждого традиционному исламу вероисповедания с легкостью вербуют сторонников — российские мусульмане разобщены и не слишком образованы — сказалась длительная советская пропаганда атеизма. Поэтому любой проповедник, усвоивший крайне радикальные взгляды, всегда найдет сторонников «истинной веры» среди не слишком успешных и недалеких людей, но готовых проявить себя в борьбе за «правое дело». А ведь ваххабизм является опасным сектантским вероисповеданием, запрещенным на территории России и многих других стран.
Между тем, оказалось, что получившие в том же лагере навыки ведения диверсионной войны братья Бикбердины, до недавнего времени не попадавшие в поле зрения правоохранительных органов, в 2003 году привлекались к уголовной ответственности по факту участия в незаконном вооруженном формировании.
Более того, старший из братьев Нурмухамет подозревался в том, что затянул в экстремистско-религиозный омут не менее 10 своих земляков. Правда, уголовное дело прекратили, так как следователи не сумели собрать достаточную доказательную базу — дом в Грозном, где собирались боевики, оказался разрушен, а адресные списки — утеряны. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что следы ваххабитского лагеря затерялись — международные террористические организации со штаб-квартирами в Афганистане и Саудовской Аравии, вербующие сторонников среди мусульманского населения, хорошо финансируются и имеют возможность путать следы.
В общем, башкирские правоохранители удовлетворились тем, что братья Бикбердины поклялись: участвовать в бандформированиях больше не намерены и готовы заявить в компетентные органы, как только такое предложение им поступит.
И действительно, за прошедшие семь лет Нурмахамет Бикбердин вел образ жизни добропорядочного гражданина, зарегистрировав фирму такси, и руководил междугородными перевозками.
Но, как выяснилось сегодня, идеологическая бомба, заложенная боевиками 10 лет назад в сознание г-на Бикбердина, сработала в экстремальной ситуации. Именно Нурмухамат Мирсаитович стал рупором агрессивно настроенной мусульманской молодежи, и как только потребовалось, собрал молодых людей под свои знамена, чтобы усмирить азербайджанцев.
Боевой хадж
Жителям Башкирии всегда казалось, что экстремизм и исламский радикализм, настолько далекие от нас реалии, что задумываться о них нет смысла. Однако последние события заставляют задуматься о суровой реальности — террористами могут оказаться обычные местные парни, которым кто-то сдвинул набекрень мозги.
— Нурмухамет Бикбердин сказал нам, что мы поедем учиться в Чечню чистому исламу, — рассказывает один из завербованных Бикбердиным Тимур Ермаков из поселка Тубинск Баймакского района. — Он считал, что в Баймаке мы не получим должного образования.
Ваххабитское учение, которое сегодня насаждается в Башкортостане, очень жесткое. Эти люди называют себя последователями «чистого ислама» и адепты этой идеологии обязаны посвятить всю свою жизнь «вооруженной борьбе с неверными», причем им не возбраняется изымать имущество «нечистых». Сами ваххабиты для определения своей «веры» используют термин «салафиты» (в переводе с арабского «салафи» — чистый). В список неверных попадают все, кто не следует учению Аль-Ваххаба и мусульмане в том числе. Кроме того, ваххабиты называют кяфирами (неверными) даже тех, кто празднует светские праздники, поклоняется усопшим, а также чтит пророка Мухаммеда. По мнению ваххабитов, они имеют прямую связь с Богом, и никакие посредники в виде пророков им не нужны.
Единственное, что не могут объяснить ваххабиты — кто дал им право карать и миловать. Эту тему они старательно обходят.
— Мы не ожидали, что окажемся в военном лагере, — говорит Салават Файзуллин из деревни Верхнее Яикбаево Баймакского района. — Тем более, что нас станут обучать стрелять и нападать на колонны. Мы хотели научиться арабскому языку, а вместо этого целый день проводили на полигоне.
— В лагерь приезжали Хаттаб и Шамиль Басаев, — рассказывает Ильшат Аюпов из деревни Мерясово Баймакского района. — Я их узнал, так раньше видел по телевизору. Мы попали к бандитам и очень боялись. А они заставляли нас охранять территорию с автоматами Калашникова, заряженными боевыми патронами.
Странно, что следствие не обратило внимания на несостыковки в показаниях подозреваемых. Автоматы не доверят пленникам, а все подследственные утверждали, что в лагерь их заманили обманом.
— Я открыл в Баймаке медресе «Абу-Бакир-Ситдык» и стал искать деньги на его содержание, — рассказывает Нурмухамет Бикбердин. — Написал письмо в московский благотворительный фонд «Ибрагим» и мне оказал финансовую помощь араб по имени Джиляни. Мне предложили поехать в хадж, где я познакомился с чеченцами, а потом меня заставили склонить знакомых для участия в бандформировании.
Думается, что последственный, делясь подробностями чеченского вояжа, чуть-чуть лукавил — скорее всего, сначала он получил деньги, а лишь потом открыл медресе.
Эмиссарам международного терроризма, мечтающим заполучить мир и ведущим реальные бои во многих горячих точках, например на границе Пакистана и Афганистана, постоянно требуется пушечное мясо. Ваххабиты, поддерживаемые деньгами ближневосточных спонсоров и имеющие политические цели, открывают многочисленные медресе, религиозные организации и даже приходят в мечети, обещая бесплатно учить религиозным премудростям. На деле же записывают на чистые души молодых людей программу ненависти к общественному строю и стране, в которой они живут.
— Мы поехали в Чечню потому что Нурмахамет нас убедил — наша родина в опасности, — вспоминает Ильдар Байрамгулов из деревни Темясово Баймакского района. — Башкирию наводнили неверные и чтобы нас спасти, нужно учиться военному делу.
— В лагере обучалось около 100 «курсантов» из многих мусульманских республик, в том числе из Татарстана и Башкортостана, — вспоминает Фиргат Юнусов из деревни Аминево Баймакского района. — Нас разделили на несколько групп и запретили общаться между собой. Инструктором был араб по имени Абдурахман и он жестко спрашивал с нас боевые навыки.
Сейчас Нурмахамет Бикбердин объяснял следователям, что вербовать молодежь его заставили под страхом смерти.
— Чеченцы обещали убить меня и уничтожить всю мою семью, — рассказывает несчастный отец четырех детей. — У меня не было выхода, как исполнить их волю.
Следователи поверили, что Бикбердин совершил преступление, спасая свою жизнь, и не были к нему строги. Но вот что странно — все завербованные сказали родственникам, что едут на заработки в Уфу, никто из них не обмолвился, где побывал и по возвращению из Чеченской республики.
Не менее интересно, что обученные боевиками возвратились в Баймак на средства, которые им выдали в лагере. Не трудно догадаться, что эмиссары были уверены, что посеянное ими семя даст плоды в Башкирии, а иначе, зачем тратить деньги?
— О том, что мы обучались военному делу, родные узнали только тогда, когда возбудили уголовное дело, — вспоминает Тимур Ермаков. — Мы не хотели говорить правду, чтобы не расстраивать близких.
Но такая секретность говорит и том, что в Баймаке действовала, по сути, законспирированная ячейка, направленная на борьбу против «оккупационных властей» или, как называют ее ваххабиты — джамаат.
— Когда мы уезжали, амир лагеря Сайфутдин сказал нам, чтобы мы были готовы организовать джихад в Башкортостане, — признается Мурадым Шарапов из деревни Верхнее Яикбаево Баймакского района. — И готовились к «священной войне».
Впрочем, все подследственные и не скрывали, что руководителем местного подпольного джамаата ваххабиты назначили Нурмухмета Бикбердина.
Опиум для народа
— В лагере боевиков нам присвоили клички-позывные, — рассказывает Тимур Ермаков. — Например, меня стали звать Хабибулла, Нурмухамета Бикбердина переименовали в Мухамета, его брата Нургали — в Али, Ильшату Аюпову дали имя Ахмат, Ильдару Байрамгулову — Мусса.
Напомним, мужчин обучали не только огневой подготовке, но и диверсионному делу, а полученные клички могли помочь в будущем соблюсти секретность.
Мы не раз слышали разговоры о кознях мировой закулисы, которая якобы и учиняет все несчастья на земле. Однако рассказы о заговорщиках, создавших тайное мировое правительство, так и остаются анекдотами, а вот система, винтиками которой стали баймакские ребята, существует в реальности и готова в любой момент взорвать мир.
Чекисты не впервые сталкиваются на территории Башкирии с хорошо законспирированными вооруженными террористическими группировками. Чего стоила только экстремистская группа Павла Дорохова, действовавшая в Салавате и намеревавшаяся напасть на патрульный пост милиции, водозабор, склад жидкого аммиака на «Салаватенефтеоргсинтезе» и местное подразделение УФСБ. Планы заговорщиков были вовремя сорваны правоохранителями, но ведь подобные ячейки могут существовать в каждом населенном пункте, где, прикрываясь религиозной риторикой, эмиссары кровавой идеологии вербуют верующих людей. Разоблачить их — нелегкая задача, до тех пор, пока законопослушные мусульмане вдруг не превращаются в сумасшедших убийц и не уходят из дома сеять зло.
— Для молодых людей, отличающихся юношеским максимализмом, ваххабизм может показаться привлекательным и задурить им головы легко, — считает проректор по воспитательной работе исламского университета ЦДУМ России, располагающегося в Уфе Равиль Мамлеев. — В ваххабизм приходят молодые религиозно необразованные молодые люди, у которых есть вера в сердце, а знаний не хватает. По сути, эмиссары вербуют заблудшие души, может быть, даже воздействуя каким-то образом на психику адептов.
Интересно, что все разоблаченные боевики до того, как выходят на дело, ведут вполне светский образ жизни, но активно готовятся к священной войне, строя схроны, обзаводясь оружием, и тщательно конспектируют книги по военному делу.
Правоохранители, как не пытались, не смогли найти подтверждения возможных преступлений, совершенных ячейкой Бикбердина. Однако один из приятелей Нурмахамата Мирсаитовича, Рамазан Ишкильдин который вместе с ним ездил в Чечню и привозил Бикбердину деньги от чеченских кураторов, в 2002 году все-таки оказался за решеткой, где проведет по приговору Татарстанского суда 15 лет.
Мужчина вместе с такими же одурманенными ваххабитским учением компаньонами в декабре 1999 года умудрился подорвать два магистральных газопровода «Пермь-Казань-Горький», нанеся существенный ущерб государству. Заметим, что Ишкильдин развел бурную деятельность именно тогда, когда вернулся вместе с Бикбердиным из военного лагеря.
— Рамазан объяснял нам, что взрывы газопровода станут нашим вкладом в появление настоящего исламского государства, — говорили на суде подельники новообращенного ваххабита. — По его словам на территории России должна появиться страна под названием Всемирный Халифат, потому что это исконные земли настоящих мусульман, а вернуть их можно только вооруженным путем.
Интересно, что спустя почти 10 лет у Ишкильдина появились последователи — на минувшей неделе радикально настроенные исламисты попытались взорвать газопровод высокого давления Челябинск-Петровск. И нет никаких сомнений, что эти диверсии — звенья одной цепи.
— Ваххабизм очень сильно отличается от традиционного ислама, — рассказывает заместитель председателя ДУМ РБ Аюп Бибарсов. — Официально это течение ислама запрещено в России на государственном уровне, поскольку сеет религиозную рознь. Приверженцы ваххабизма исповедуют крайне радикальные взгляды, не признают толерантности и веротерпимости, которые присущи традиционному исламу. По сути — это опасная, деструктивная секта, требующая от своих адептов воевать со всеми, кто не подобен им. Это серьезная проблема, которая волнует и духовенство, и государственные органы власти.
Еще бы не волноваться!
Ведь тот же «заряженный» ваххабитами еще 10 лет назад Нурмухамет Бикбердин в Баймаке считается лидером как мусульманского, так и национального движения. И, когда ему понадобилось наказать обидчиков-иноземцев, мгновенно собрал в одном населенном пункте сразу 150 единомышленников. А если бы у этих молодых людей было оружие? А если бы с ними не удалось договориться?
В молодости многие мечтают изменить мир. Несозревшее, максималистки настроенное к окружающему сознание молодых людей отличная почва для насаждения любых радикальных идей. Этим и пользуются ближневосточные эмиссары, распространяя свое влияние на территории республики. А безобидная, как многим кажется, религиозная игра может обернуться большой бедой.