«Наружку» придавило щитом

Власти Уфы избавляются от рекламного наследия 90-х годов

Вступили в силу поправки в закон «О рекламе» — отныне договоры с местными властями на размещение рекламных конструкций не ограничены пятью годами: разрешены десятилетние контракты.

Власти Уфы избавляются от рекламного наследия 90-х годов

Авторы поправок утверждают, что это принесет стабильность в рекламный бизнес, мол, за пять лет операторы не успевали «отбивать» вложения.

Еще одно важное нововведение — у каждого муниципалитета к 1 января 2014 года должна появиться схема-дислокация наружной рекламы с предварительным прохождением через публичные слушания. Установка «наружки» в местах, не предусмотренных этой схемой — незаконна.

Карательные полномочия за несанкционированную рекламу вложены в руки самих муниципалитетов. Штрафовать рекламных операторов — а санкции достигают миллиона рублей, и выписывать предписания на демонтаж конструкций будут муниципальные чиновники. Так, законодатель упрощает механизм по расчистке городов от рекламного мусора.

Для Уфы принятие поправок в закон о рекламе совпало с созданием концепции благоустройства города. Весной власти выставили на торги контракты по написание трудов на тему: «Как будет выглядеть Уфа в будущем». Cхему-дислокацию «наружки» привяжут к этой концепции.

Считается, что конструкции уличной рекламы — это элемент городского ландшафта, такой же, как скамейки, велосипедные дорожки, памятники, поэтому билборды и панно должны быть единым целым с общегородским дизайном.
— Требования к визуальному мусору должны быть более жесткими, — объясняет замначальника управления коммунального хозяйства и благоустройства уфимской мэрии Ришат Шакирянов. — Из «зеленых» зон убирается щитовая «наружка» и появляются малоформатные носители.

Карту рекламных мест создадут уже через полгода.
— Схемой нужно заниматься уже сейчас. Ей еще предстоит пройти череду согласований и публичных слушаний, — сказал замглавы УКХиБ. — Рекламная схема — это логичная привязка «наружки» к концепции благоустройства, а концепция вовсю пишется. По крайней мере, центр города уже проработан.

Правда г-н Шакирянов не уточнил, пройдет ли сама концепция благоустройства публичные слушания, и смогут ли на нее повлиять рядовые горожане.

Ришат Шакирянов поспешил во всеуслышание заявить, что теперь муниципалитет решает, кого карать, а кого из рекламных операторов миловать: отныне для этого не нужно решения суда.
— Сейчас в городе зарегистрированы 1695 установок. Остальные — незаконны, — сказал г-н Шакирянов. — Например, на фасадах и исторических памятниках. Там вся реклама была самовольная. В прошлом году, за счет бюджета мы сняли 56 баннеров и щитов с фасадов. Но теперь по закону ответственность за рекламный мусор на фасадах несет собственник, например, ТСЖ, управляющая компания, или владелец здания. Мы вправе наказывать их рублем.

В коммунальном ведомстве утверждают, что баннерно-щитовым хламом, называемым «визуальным мусором», грешат не рекламные операторы, а мелкие коммерсанты. Например, арендатор помещений в бизнес-центре может запросто выкинуть за окно «тряпку» с названием своей конторы, а арендодатель, как правило, не возражает. На Западе — облепить баннерами стену приличного административного здания просто не позволительно, у нас это считается естественной опцией к плате за аренду офисных помещений.
— Мы прошлись по городу и убрали шестьсот таких рекламных носителей, а на этом месте появились еще пятьсот, — разводит руками чиновник. — Арендатор съехал и плакат забрал, а на его место заехал новый и развесил на фасаде свой баннер. Это непрерывный процесс.

Между тем поправки в рекламное законодательство поставили власти Уфы в неловкое положение по отношению к рекламщикам с действующими договорами на места под рекламными конструкциями.
Теперь мэрии придется искать юридические лазейки для легального продления срока действия старых пятилетних договоров.

В принципе, у мэрии есть право досрочно разорвать отношения с рекламщиками с выплатой чисто символической неустойки — изменения в законе дают такое право. Но, по словам Ришата Шакирянова, конфликтовать с операторами администрация не намерена, поскольку «любая война — это раненые и убитые с обеих сторон».
— Закон обратной силы не имеет — старые пятилетние договора действуют, — резюмировал замглавы УКХиБ. — Идут консультации с юристами, они должны сказать, имеем ли мы право провести конкурс на места под «наружку» без схемы, потому что закон четко оговаривает, что сперва схема, а потом конкурс. Мы должны найти способ, на каком основании разрешить эксплуатацию. Потому что, по сути, мы должны дать предписание на демонтаж и оштрафовать операторов на миллион рублей.

Однако в город есть места, где, как обещано, реклама исчезнет не из-за истекающих сроков контрактов, а по техническим причинам. В УКХиБ пообещали расчистить от билбордов трассу Уфа-аэропорт и снести 65 щитов.
— Идет расширение трассы, кроме того, по обочинам прокладывают кабель с охранной зоной до пяти метров, щиты придется демонтировать.

По оценке мэрии на рекламном рынке Уфы работают 115-120 компаний, но крупных операторов всего 12-15. Оборот рынка достигает миллиарда рублей в год, и 140 млн налогов в муниципальный бюджет.
— Новых игроков на рекламном рынке не предвидится: чтобы зайти на рынок и начать бизнес, нужно сразу порядка сотни поверхностей, меньше — нерентабельно, — уверен г-н Шакирянов.

Власти прогнозируют сокращение больших щитов на «красных линиях», это наследство конца 90-х, по мнению отцов города, современному мегаполису не нужно.
— 40 процентов рекламных установок были смонтированы 15 лет назад и больше, — говорит чиновник. — Наверное, пришло уже время их менять и ставить более технологичные и современные. Хотя есть перегибы. На улице Цурюпы вместо билборда поставили цветодинамичный экран фирмы Gallery, и начались жалобы жильцов соседних домов на яркость изображения. Но большеформатных щитов 6х3 станет меньше. Если скажу, что на 90 процентов, то не совру. Приоритет носителям совмещенными с малыми архитектурными формами: стеклянные остановки с рекламными коробами, лайт-боксы.

Как пообещали в коммунальном ведомстве, оставшимся после чистки билбордам унифицируют конструкции опор.
— Сегодня накоплено пятнадцатилетнее разнообразие конструкций, — сказал г-н Шакирянов. — Почему-то среди архитекторов и дизайнеров в конце 90-х и в нулевые годы считалось, что нужно сделать какую-то необычную форму конструкции. Хотя у нее функция одна — она должна быть рекламоносителем и не содержать лишних декоративных элементов. Если брать во внимание конструкции последних пяти лет, определенная унификация уже произошла: в основном ставятся консоли типа «флажок» и «Т»-образные со смещенной ножкой.

Прокомментировал чиновник и ситуацию вокруг рекламных указателей компании «Солнечный круг». Напомним, что к зимним международным детским играм при содействии властей на центральных улицах появились трехъязычные указатели-аншлаги. Идея преподносилась как новый проект в городской навигации с использованием английского языка. Но, как выяснилось, световые короба сразу после игр оказались рекламными носителями. Таким образом, оператор, используя благовидный предлог, въехал на псевдоаншлагах в исторический центр Уфы, куда рекламу вообще не пускают. В итоге компания без проведения публичного конкурса на право расстановки рекламно-навигационных указателей получила более четырехсот поверхностей в самом центре столицы. Замглавы УКХиБ назвал действия оператора «элементом некоторого хулиганства» и призвал отнестись с пониманием, поскольку «люди вложились, им нужно отбить затраты».
— Наверное, было некое понимание, что впоследствии эти уличные аншлаги станут рекламными носителями, — пожал плечами г-н Шакирянов, но не уточнил, у кого было это «понимание».

Сам оператор решил узаконить свои конструкции через суд, и в случае, если он выиграет иск, рекламные «аншлаги» «Солнечного круга» на законных правах войдут в будущую схему «наружки».

Кроме этого, в мэрии подстраховались и взяли на вооружение еще один инструмент отказа желающим получить место в городе под рекламную конструкцию. Новое постановление мэра №5638 дает право отказать просителю, если в тексте заявления «содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу специалиста, а также членам его семьи». Видимо, борьба за рекламные точки уже настолько накалилась, что чиновникам вместе с заявками на аренду шлют письменные угрозы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру