Больной вопрос

Поработав в скорой, корреспондент «МК» изнутри увидела жизнь врачей

Врачи скорой помощи Москвы, Питера, Уфы — да любого российского города — мало чем отличаются друг от друга. Им регулярно приходится спасать людей, большинство из которых бомжи, алкоголики или наркоманы.

Поработав в скорой, корреспондент «МК» изнутри увидела жизнь врачей

Маленькая Дема

Но Уфа — один из немногих российских городов, где местная власть и врачи решились на своего рода эксперимент — передали часть машин на аутсорсинг частной фирме. Чтобы оценить, как изменилось качество обслуживания пациентов в результате перехода на новый формат, корреспондент «МК» отравилась в столицу Башкирии и поработала врачом скорой.

Подстанция скорой помощи Демского района Уфы — единственная, врачи которой решились на авантюру с заменой машин. Ведь доверить чужим людям, пусть даже они называют себя профессионалам, такой важный и ответственный процесс, как транспортировка больных, — рискованный шаг.
— Я люблю эксперименты, видимо, поэтому и согласилась, — улыбается заведующая Демской подстанцией Елена Шпак. Елена Валерьевна работает на скорой уже более 25 лет, а в этом году стала лучшим врачом службы «03» в Уфе.

Самый малочисленный район Дема находится на окраине Уфы. Многие, живущие в нем, давно знакомы друг с другом, а врачи знают в лицо большинство пациентов. Демская подстанция скорой помощи стоит прямо на въезде в район у центральной дороги — она такая же компактная, как и он сам. Два этажа — на первом сразу при входе располагается диспетчерская, там дежурная принимает звонки по 03. Далее по коридору справа конференц-зал, слева — кухня. В конференц-зале все очень по-современному: телевизор, в ряд стоят стулья как в кинотеатре, а перед ними стол для игры в пинг-понг.

— Откуда здесь теннисный стол? У вас на всех подстанциях такое развлечение есть? — с удивлением спросила я, пока осматривала помещения.
— Да нет, что вы, — смеется Елена Шпак. — Только у нас, недавно привезли. Хорошая вещь, кстати. Врачи играют на досуге.

На втором этаже есть две комнаты — мужская и женская — там на кушетках врачи отдыхают в пересменок. Везде чистота и порядок.

Перед тем, как отправиться на выезд, я пообщалась с коллективом подстанции. И изначально меня поразило, какие дружные здесь работают люди. Веселые, юморные и очень простые. Хотя, если взглянуть с другой стороны, — чему удивляться? Ведь эти врачи практически живут вместе: обедают за одним столом, вместе спят, проводят досуг — свободные минуты между вызовами. А многие, как оказалось, работают здесь чуть ли не всю свою жизнь.

История с унитазом

Елена Валерьевна надевает на меня синюю куртку врача скорой. В кармане пульт с «тревожной кнопкой» — на всякий случай. Мало ли какие хулиганы окажутся по вызову в квартире.
— Полезай скорей в машину, вы с врачом едете на вызов — улица Левитана, дом 8, — кричит заведующая.

Я забираюсь в кабину к водителю, через пару секунд рядом запрыгивает врач — маленький с очаровательной улыбкой мужичок лет 40. Это Ирек Шиганов, работает на неотложке уже 15 лет. В руках у него карта вызова, в которой указан не только адрес, но и фамилия больного, кто вызывал скорую и с какой жалобой обратился.

— К кому едем? — интересуется у Ирека водитель Дамир.
— К женщине, она только ребенка родила, грудь теперь болит, — поясняет по дороге врач.
— А молодая женщина? — как-то хитро подмигивает Дамир.
— Да, 23 года.
— Тогда едем, посмотрим.

— Вы всегда такие юморные? — спрашиваю я у обоих, пока мы подъезжаем к дому (на дорогу ушло не больше 5 минут).
— А как же, в нашей профессии по-другому нельзя, — смеются мои новые коллеги.

Дамир, конечно, ничего не увидел, поскольку остался в машине. А мы с Иреком с оранжевым чемоданом в руках (в нем все, что нужно для оказания первой помощи — аптечка, шприцы и медицинские приборы) поднялись на второй этаж в одном из подъездов какого-то старого дома.

Молодая семья — папа, мама и новорожденный малыш — живут в коммуналке. Втроем ютятся в одной комнате не больше 9 кв.метров. Тут же в комнатенке стоит холодильник, кровать, стол, стенка, кровать для ребенка и повсюду развешено белье. Боже, как живут люди! — мелькнуло у меня в голове... Но рассуждать некогда. Мы с врачом надеваем бахилы, перчатки и приступаем к обследованию.

— У меня болит грудь последние несколько дней, температура поднялась, — испуганно говорит девушка.
— Вам нужно ее массировать и молоко сцеживать, — заключил Ирек после визуального осмотра.
— И все? — удивилась мамочка, видимо, ожидая, что врач ей выпишет какой-то чудо-рецепт, и болезнь как рукой снимет.
— В принципе, да. Это сейчас самое главное. И сходите к гинекологу в ближайшие дни.
На этом мы с семьей и распрощались. Миссия наша была выполнена.

Не прошло и 10 минут, как наша бригада вернулась на подстанцию, поступил новый вызов. На этот раз звонили из районного ОВД. У них там задержанному стало плохо в камере. Езды от подстанции до отдела полиции меньше трех минут. На этот раз со мной Дилара Никитина — милая женщина, работает в скорой аж с 1987 года. В отделении полиции нас встречают сразу несколько бравых ребят в серой форме.
— Вот он наш красавец Руслан Галлямов, 38 лет, — показывают они на опухшего страшного мужичка в какой-то грязно-зеленой куртке и растянутых на коленях трениках. Мужчина лишь мычит в ответ, держась за сердце.

— Сегодня опять напился, отмечал выписку жены из роддома.
— Хорошая причина, — подыгрываю я, пока Дилара достает из чудо-чемодана лекарство и шприц.
— Да, жена-то двойню родила. Теперь у него пятеро детей! — смеется полицейский.
— А он вообще работает?
— Ага, слесарем.

Дилара между тем вколола в пятую точку еле держащемуся на ногах Руслану успокоительное: «Все, теперь пусть отдыхает. Проспаться нужно».

Вообще, по словам врачей, пациенты большинства их вызовов — это алкоголики, наркоманы или бомжи. За смену на пять бригад приходится 70-90 вызовов, за месяц получается около 2-3 тысяч, в год — 23-25 тысяч.
— Молодые ребята приходят, год-два-три отработают на скорой, глядишь, уже сам какое-то хроническое заболевание заработал: гипертонию, хондроз или еще что, — говорит Елена Шпак. — Поэтому кадры почти не обновляются. Кто работает, так это люди особого характера, особого таланта, наши «стойкие оловянные солдатики». Да и график удобный — сутки-двое, сутки-трое, можно совмещать с другой работой.

По словам заведующей, сейчас служба скорой помощи стала больше походить на бюро добрых услуг. Люди вызывают службу часто впустую — без особой на то надобности.

По словам Ирека Шиганова, не так давно, например, неравнодушные люди вызвали скорую для бомжа, который, как им показалось, умирал, лежа на улице на лавочке. А он, как выяснилось, просто спал.
— Проснулся и говорит: «Вы же врачи, спасите меня, конфетку на закуску дайте». А что делать? Дали, конечно. И сигарету еще заодно стрельнул.

Но были и забавные случаи. Что называется — и смех, и грех.
— Женщина помыла унитаз керосином, — рассказывает Ирек. — А муж пришел с работы, взял газетку, сигарку и решил в туалете посидеть. Окурок бросил и все... остался без причиндалов!

9 минут на то, чтобы спасти

С момента звонка в службу «03» и до приезда скорой на место должно пройти не более 9 минут. Таков норматив в Уфе по району. А потому состояние подвижного состава скорой помощи играет важную роль.
— До передачи в прошлом году машин на аутсорсинг у нас были свои импортные автомобили. Сейчас «ГАЗели» — шесть штук, — Елена Шпак показывает мне парк машин, которые выстроились на заднем дворе подстанции. — В прежние авто помещалось больше оборудования, но они были старые.

Последний раз в город поставили 10 машин скорой в 2006 году — в рамках национального проекта «Здоровье». В прошлом году выделили еще 6 штук — их распределили по подстанциям, где износ парка был самый высокий.

На Демской подстанции сейчас все машины новые. Их закупила и предоставила в пользование врачам компания, выигравшая конкурс.
— Мы теперь не отвечаем ни за бензин, ни за техническое состояние машин, голова об этом больше не болит, — поясняет Шпак, — водители, а их у нас 26 человек, например, раньше сами ремонтировали транспорт, теперь это обязанность компании.

— А насколько четко работают машины? Были ли сбои? — поинтересовалась я.
Заведующая меня уверила, что за год, пока длился эксперимент, не произошло ни одного схода автомобиля с рейса. Для подстраховки всегда есть еще одна свободная машина.

Однако бизнес есть бизнес. И мы понимаем, что фирмы могут быть разные, и когда одна из них, впервые выиграв конкурс, заступает на работу, никто не может дать стопроцентную гарантию, что система будет работать без сбоев.

Со следующего года в Уфе на аутсорсинг должны перевести свой транспорт еще две подстанции — в Калининском районе и Сипайлово. Таким образом 30% автомобилей скорой будут отданы в частные руки. Я поинтересовалась у главного врача станции скорой помощи Уфы Марата Зиганшина: как он смотрит на эту относительно новую для России форму работы? Ведь лишь с его согласия и при его непосредственном участии в городе на семи холмах могла быть реализована такая затея.

— Понимаете, сегодня жизнь быстро меняется, уходят старые привычные модели организации работы, в том числе работы скорых, — говорит он. — До 2001 года автомобили скорой помощи принадлежали автохозяйству города. Меня не устраивало обслуживание, и я решил взять транспорт себе — стал контролировать все: от ремонта и до выхода машин на линию. Но мы понимаем, что каждый человек должен заниматься свои делом. Врач — лечить людей, а не ремонтировать машины.

По словам Марата Мидхатовича, очень важно в данном процессе, чтобы была конкурентная среда.
— Разумеется, нельзя отдавать весь транспорт одной компании, — говорит он. — Их должно быть несколько, чтобы в случае каких-то форс-мажорных ситуаций мы не остались, что называется, у разбитого корыта. Другие могли бы в любой момент подстраховать.

Так или иначе, переходить на новую форму работы — выбор остается за власть имущими в каждом конкретном городе, регионе и области. Важно только то, чтобы автомобиль скорой не сломался в пути, доехал до пациента в срок, и человек получил шанс на спасение.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру