Кодекс состоит из 17 глав, регулирующих административную ответственность за нарушение республиканских и муниципальных нормативных правовых актов, предусматривает 90 составов правонарушений, среди которых есть принципиально новые. По «старым» составам, уже имевшимся в предыдущем республиканском законе об административных правонарушениях образца 2004 года (его действие, кстати, прекращено тоже в понедельник), санкции, как ужесточились, так и смягчились.
Любопытно, что новый Кодекс имеет обратную силу по тем видам нарушений, наказание по которым смягчено или отменено. Иными словами, вынесенные, но неисполненные постановления о наложении административных взысканий по старому закону, должны быть пересмотрены. Это не касается тех составов, санкции по которым, напротив, ужесточились.
Максимальный штраф, который устанавливает Кодекс, достиг 1 млн рублей. Такому наказанию могут подвергнуться предприятия за неоднократное нарушение порядка получения права пользования участками недр, содержащими месторождения полезных ископаемых. Раньше организации-недропользователи могли бить рублем в размере не свыше 40 тыс. рублей.
Самым щадящим наказанием, как и прежде, осталось предупреждение. Однако эта скорее профилактическая мера предусмотрена лишь по трем статьям КоАП РБ. Так, например, замечанием можно отделаться за ношение государственной награды Башкирии, нагрудного знака к почетному званию РБ тем, кто не имеет на это права. Да и денежная санкция за такой вид правонарушения весьма умеренна — штраф в размере от 100 до 300 рублей.
В башкирский Кодекс об административных правонарушениях вошли и новые статьи, например, «семейно-бытовое дебоширство». Статья 13.8 предусматривает штраф от 500 до 1000 рублей за рукоприкладство и ругательства в адрес близких родственников. Если же семейный тиран совершит такие действия повторно, а также в отношении или в присутствии несовершеннолетнего, то может раскошелиться уже на 2000-5000 рублей.
Как известно, КоАП РФ карает за появление в общественных местах в состоянии опьянения штрафом в размере от 100 до 500 рублей. Однако его башкирский собрат вводит наказание для нетрезвых сограждан, куда более внушительное.
В республиканском кодексе появилась статья «Катание, прыжки на горнолыжных трассах в состоянии опьянения», штрафы по которой составляют 4000-5000 рублей. Если же сотрудники зимних курортов выдадут пьяному туристу лыжи, оборудование для сноуборда, санки или коньки, то рискуют раскошелиться в размере 5000-8000 рублей, с администраций же горнолыжных трасс за такое прегрешение могут быть взысканы 10000-15000 рублей.
Более актуальное для летнего времени года купание в нетрезвом виде карается штрафом в размере 3000-5000 рублей.
Придется затянуть пояса не только любителям выпить, но и закурить. В новом Кодексе появилась статья «Воздействие дымом на граждан, выразившееся в курении табака в неустановленных для местах», предусматривающая 500-рублевую штрафную санкцию для желающих посмолить. В то же время закон обязывает работодателей оборудовать специальные места для курения сотрудников. В случае неисполнения этого требования предприятия и организации заплатят в бюджет 3000-5000 рублей.
Людям, увлекающимся граффити, теперь придется заниматься своим искусством, ориентируясь на новый башкирский КоАП, поскольку «нанесение надписей, рисунков, графических и иных изображений на помещения и общее имущество многоквартирного дома, на объекты благоустройства или жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся на придомовой территории многоквартирного дома, без ведома, согласия или разрешения его собственника (владельца)» влечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000, на должностных лиц — от 8000 до 9000, на предприятия и организации — от 14000 до 15000 рублей.
Башкирские законодатели намерены также призвать к соблюдению порядка на спортивных и культурно-массовых мероприятиях. Так, например, за «выбрасывание посторонних предметов, препятствующих проведению спортивных или культурно-массовых мероприятий, на трибуны, сцены, спортивные площадки, акватории водных сооружений, беговые дорожки, футбольные и хоккейные поля» с нарушителя будут взыскивать 3000-5000 рублей.
Впрочем, правонарушителями станут водители и пассажиры, которые любят выкидывать из окон автомобилей окурки, сигаретные пачки, жестяные банки, пластиковые бутылки и прочий мусор. Их могут оштрафовать на 500-1000 рублей.
Об административных правонарушениях на транспорте следует сказать особо. Впервые статья, предусматривающая наказание за неисполнение требований в области пассажирских автоперевозок появилась в республиканском законе в 2008 году. Однако практически сразу же вызвала недовольство среди владельцев частных автобусов.
Так, например, в прошлом году индивидуальный предприниматель Сергей Колесников, не считающий необходимым соблюдать цивилизованные правила пассажироперевозок (мы рассказывали о деятельности таких нелегалов в статье «Край непуганных «ГАЗелей», «МК-Поволжье» №28 от 6 июля 2011 года) потребовал через Верховный суд Башкирии признать упомянутую статью недействующей с момента вступления в силу.
Напомним, г-н Колесников и его нелегальные коллеги ориентируются только на российскую Конституцию, которая гарантирует им право на работу. Поэтому предприниматели сами решают, как им возить пассажиров, составляя собственные «зеркальные» маршруты и вытесняя с улиц легальных перевозчиков, получившие маршрутные карты в мэрии. И пока «транспортный» закон в стране не принят, «партизанам» действительно никто не указ.
Поэтому Сергей Колесников, рассерженный на существующие в республиканском административном законодательстве санкции за нарушение правил пассажирских перевозок, заявил, что оспариваемые нормы возлагают на него «дополнительные обязанности и устанавливают ответственность за их неисполнение». Кроме того, по мнению г-на Колесникова, статья «допускает произвол в правоприменительной практике при привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов местного самоуправления».
Однако главный суд Башкирии пришел к выводу, что оспариваемые нормы «приняты в пределах компетенции законодательного (представительного) органа республики, федеральному законодательству не противоречат», и отказал истцу в удовлетворении его требований. Позже правоту своих башкирских коллег подтвердил и Верховный суд России, куда Сергей Колесников подал кассационную жалобу.
Вполне возможно, что окрыленные этими решениями судов башкирские законодатели расширили в новом республиканском Кодексе об административных правонарушениях перечень автопрегрешений, которые влекут за собой наказание. И в случае, если эти нормы будут действовать, на диком рынке пассажироперевозок, который сегодня процветает в Башкирии, можно будет навести хоть какой-то порядок.
Так, за осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок без заключения договора или по маршруту, не включенному в реестр, граждан могут оштрафовать на 4-5 тыс., должностные лица — на 40-50 тыс., а транспортные компании — на 200-250 тыс. рублей. Для транспортной фирмы такой штраф весьма существенный — частные перевозчики, скрывая истинные доходы, показывают налоговикам, что 200 тысяч рублей они зарабатывают за год. Выплатив немалую сумму, руководители нелегальных компаний, тот же Сергей Колесников, задумаются и решат, что проще договор с государством все-таки заключить.
В том случае, если у водителя не будет при себе маршрутной карты, с должностных лиц взыщут 2-3 тыс., а с предприятий и организаций — 7-10 тыс. рублей.
Если перевозчик самовольно отменит рейсы, изменит расписание или схемы движения, то его руководителям придется раскошелиться на 5-8 тыс., а самой транспортной компании — на 10-15 тыс. рублей.
А вот этот штраф мог быть и посущественней. Башкирия пока не сталкивалась с забастовками автоперевозчиков, выбивающих у властей преференции, льготные условия работы или повышения платы за проезд — да и пока в республике существует государственное автопредприятие «Башавтотранс», оказывающее пассажирские услуги, парализовать передвижение горожан у частников и не получится. Но опыт других регионов, по которым прокатилась волна протестов местных перевозчиков, без предупреждения останавливающих на несколько дней выходы автобусов на линии, показывает, что экономика любого населенного пункта, лишенная пассажирского автосообщения, может просто встать. И предупредить подобные эксцессы возможно только максимальными штрафными санкциями.
Зато у водителей автобусов также появится мотивация строго соблюдать расписание и схему движения, поскольку за их несоблюдение шофер рискует заплатить из собственного кармана 500-800 рублей.
Если же транспортная компания выпустит на линию автобус меньшей вместимости, чем предусмотрено в договоре, то ее оштрафуют на 5-10 тыс., а менеджеров организации — на 3-5 тыс. рублей. Но, думается, что добросовестные автоперевозчики, участвующие в конкурсе, где оговаривается количество мест в автобусе, вряд ли рискнут выставить на линию машину меньшей вместимости, а те, кто рассекает по городу на раздолбанных «ГАЗелях», ни в каких конкурсах не участвуют и договоров не заключают. Так что эта норма вряд ли будет работать.
А вот в том случае, если перевозчик сократит количество машин на маршруте, то рискует заплатить в бюджет 10-15 тыс. рублей, а его должностные лица — 5-10 тыс. рублей. Понятно, что желание сократить число машин на линии у предпринимателей может появиться, когда стихает «час пик», и пассажиров остается немного. И штраф в 10 тысяч рублей вряд ли испугает коммерсантов, которые сэкономят больше, не гоняя по городу пустые автобусы.
За нарушение порядка организации постоянных стоянок пассажирских машин (за так называемые стихийные места отстоя) перевозчики могут быть оштрафованы на 10-15 тыс., а должностные лица — на 2-5 тыс. рублей. И эта норма слишком лояльная по отношению к диким перевозчикам, поскольку стихийные «автовокзалы» стали головной болью не только жителей окрестных домов, но и гаишников. Чадящие машины отравляют воздух во дворах, мешают жителям и становятся повышенным источником опасности для горожан. И уничтожить любителей собирать пассажиров не в специально отведенных местах, а «там, где удобно», можно только экономическими методами с помощью жестких штрафных санкций.
Если же водитель откажет в проезде пассажиру, имеющему право на меры социальной поддержки, то с самого шофера могут взыскать 300-500 рублей, с его руководителей — 2000, а с транспортной компании — 3000-5000 рублей.
Заметим, что из республиканского Кодекса об административных правонарушениях исчезла статья, карающая за безбилетный проезд. «Зайцев», пойманных в автобусах междугороднего сообщения, будут штрафовать по нормам КоАП РФ в размере 100 рублей. Что же касается безбилетников в городских автобусах, трамваях и троллейбусах, то, вероятно, размер штрафов здесь будет варьироваться, в зависимости от того, какие санкции установят местные власти. При этом штрафы, например, в Уфе и, скажем, в Нефтекамске, не обязательно должны быть одинаковыми — все зависит от решения муниципалитетов.
Составлять протоколы о нарушениях при автоперевозках теперь будет не только Росавтодорнадзор, но башкирский госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству. Последнему подведомственны не только правонарушения непосредственно в автомобильной сфере, но и по другим статьям республиканского КоАП, имеющим опосредованное отношение к пассажирским перевозкам. Так, например, чиновники госкомитета имеют право составить протокол на водителя автобуса, который курит за рулем. Напомним, штраф за это по новому закону составляет 500 рублей.
Однако есть большие сомнения, что республиканский закон будет исполняться. Нормы, введенные башкирскими парламентариями, не могут стать истиной в последней инстанции для федеральных силовых ведомств, а потому отслеживать и штрафовать недобросовестных перевозчиков — теперь прерогатива башкирского госкомитета по транспорту. Вряд ли у комитета хватит сил и ресурсов для того, чтобы привести в порядок стихийный и, что уж греха таить, криминальный рынок автоперевозок. Акции, приводящие в чувство нелегальных автоперевозчиков, возможны только при совместных усилиях всех заинтересованных в цивилизованной работе этого рынка структур. И Росавтодорнадзора, требующего соблюдения правил и норм, и гаишников, отвечающих за безопасность пассажиров и транспортных средств, и даже налоговиков, теряющих на этом нерегулируемом поле не менее 1 миллиарда рублей налогов в год.
Парламентарии, действуя из лучших побуждений, не подумали, что республике, прежде всего, нужны не только правовые акты, регулирующие деятельность извозчиков, но и ведомство, контролирующие и координирующие пассажирские перевозки, четко определяющие действия компаний, ответственных за жизнь и безопасность людей. Отсутствие ясных правовых норм приводит к вакханалии на дорогах, когда частные извозчики «в погоне за прибылью», создают бесчисленные аварийные ситуации. В законодательствах многих стран указано, что деятельность, опасная для здоровья граждан должна быть четко регламентирована, причем на первом месте для таких государств — безопасность, на втором — качество услуг населению и лишь на третьем — интересы предпринимателей. Башкирии пока до этого далеко.