Брить или не быть

Ради роли в «Орде» уфимский актер пожертвовал волосами

Не так давно в прокат вышел фильм-событие отечественного кинематографа. Мистическую драму «Орда» в уфимском «Синема Парке» представил режиссер Андрей Прошкин, признанный лучшим на Московском кинофестивале. Актеров для своей картины постановщик искал долго — объездил всю Азию и Монголию.

Ради роли в «Орде» уфимский актер пожертвовал волосами

В итоге команда подобралась мультинациональная: русские, монголы, буряты, казахи, тувинцы, калмыки. А одна из эпизодических ролей, благодаря азиатскому разрезу глаз, досталась Наилю Сырлыбаеву — молодому актеру из Башкирии.

Нет слов, одни эмоции

В свои 26 лет Наиль Сырлыбаев имеет за плечами опыт съемок в картине Айсыуака Юмагулова «Ловец ветра» и в детективном сериале «Побег». Правда, в родной Башкирии он больше известен как певец, успевший даже выпустить клип на песню «Башкорт girls» — «Башкирские девчонки».
— Прославиться как актер в республике я не успел, ведь в титрах «Ловца ветра» я значился как исполнитель роли пингвина и клоуна, — смеется он. — Я снимался в сцене дня рождения сына героя Марата Башарова и был внутри ростовой куклы, но все равно приятен хоть какой-то опыт, тем более тогда я еще был студентом академии.

Наиль приехал поступать в Уфимскую академию искусств из Сибая. Окончил вуз три года назад и отправился покорять российскую столицу. Засветиться он сумел лишь в многосерийке «Побеге», где сыграл «понаехавшего».
— Несмотря на то, что таких сериалов много, у меня была интересная роль, — уверяет он. — Я играл дворника-узбека: пришлось поработать над специфическим акцентом гастарбайтера. В той истории роль досталась мне значительная.

Обивая пороги всевозможных актерских агентств и участвуя в бесконечных кастингах, параллельно Наиль был вынужден трудиться в частной фирме.
— Однажды, когда возвращался с работы, позвонил знакомый и сообщил, что есть роль в полнометражном историческом фильме, — вспоминает он. — И хотя сниматься в большом кино, да еще у такого режиссера было пределом моих мечтаний, я первым делом поинтересовался об оплате — деньги тогда были очень нужны. С гонораром оказалось все в порядке — за съемочный день обещали пять тысяч рублей.

На следующий день Наиль приехал на «Мосфильм»: оказалось, он будет играть одного из приближенных молодого хана Бердибека, которого сам режиссер называет «самым страшным человеком в этой истории».
— Нас было трое, и я вообще не должен был оказаться среди этих ребят, — признается Наиль. — Просто один парень в последний момент отказался. И я только потом понял, почему.

Новоприбывшего тут же повели к гримеру. Художник Нина Колодкина, глядя на подопечного в зеркало, огорошила: «Сейчас будем брить тебя наголо».
— Я начал было протестовать — мне на основной работе было запрещено появляться с такой прической, — смеется он. — И тут же узнал, что парень, на место которого я пришел, отказался от роли как раз из-за этого. Но все сомнения отпали: я же не для того четыре года учился на актера, чтобы упустить такой шанс из-за какой-то прически.

Но и здесь пришлось понервничать, ведь только после полного преображения в своего героя парню нужно было идти на утверждение к режиссеру Прошкину.
— Я все думал: а вдруг не подойду? — вспоминает Наиль. — Но Андрей Александрович посмотрел и сказал, что все в порядке. У меня тогда как камень с плеч свалился.

Эпизодическая роль Наиля была без слов — играть приходилось только лицом. Парень признается, что всегда хотел играть злодеев — они более многогранны, чем самоотверженные положительные герои.
— Сцены с нашим участием снимались в павильонах «Мосфильма», — продолжает Наиль. — Все четыре дня выдались очень жаркими.

По словам уфимского актера, к съемкам Прошкин подходил очень тщательно: костюмы для ордынцев привезли из Индии, и состояли они из множества элементов.
— Подумать только: мы одевали халат, потом еще один и только после этого главный костюм, который и было видно в кадре, — восторженно рассказывает парень. — А прибавить к этому еще грим, огромные перстни — под такой тяжестью я едва ли не приседал. Тогда я все время удивлялся, ведь в те времена в таком громоздком облачении мужчина в любой момент должен был готов идти сражаться.

С татарским акцентом

Через несколько месяцев после съемок Наилю позвонили и сообщили, что он летит в Астраханскую область для участия в съемках финала картины.
— Правда, зимы, которая нужна была по сценарию, мы там так и не дождались, — смеется он. — Ночами бывало холодно, но снег на нас падал искусственный: очень долго возились на съемках, ведь снежинки то и дело комкались, прилипали к гриму.

Единственное, о чем сожалеет парень, так это о том, что не удалось понаблюдать за работой маститых Панина, Суханова и Яценко.
— Зато посчастливилось выходить на одну площадку с татарской актрисой Розой Хайруллиной, которая сыграла роль ханши Тайдулы. Верно говорят, что она просто взрывала площадку своей энергетикой.

Актриса играла в казанском ТЮЗе, потом перебралась в Москву, где служила во МХАТе, в Театре Наций, «Табакерке», стала обладательницей «Золотой маски», а на Московском кинофестивале получила приз за лучшую женскую роль в «Орде».
— Конечно, не все удавалось снять с первого дубля, — вспоминает парень. — Но Роза Вакильевна работала на площадке просто потрясающе, у нее ведь была немногословная героиня.

Кроме того, ради роли актриса не побоялась побриться наголо.
— Мы с ней в одной гримерке грим снимали, — рассказывает он. — Я, еще неопытный актер, был поражен: артистка, согласившись перевоплотиться в образ ханши, побрилась налысо — куда там мои порывы отказаться от роли ради волос!

Наиль сетует, что не выучился уверенно сидеть в седле.
— Видимо из-за этого меня в одной из сцен, и вырезали, — смеется он. — Когда ордынцы едут вереницей по ночному городу, я оказался замыкающим с факелом, потому свое неумение держаться на коне я решил компенсировать игрой: постоянно озирался по сторонам, как бы следя за всем вокруг.

Видимо, не этого ждали создатели, поэтому себя в этой сцене Наиль на премьере так и не нашел.
— Зато я смеялся, когда был неточный перевод, — улыбается актер. — Оказалось, что, зная башкирский, можно легко понять значительную часть реплик на карачаево-балкарском языке.

Но сцены казни русских пленных ордынцами даже напугали участника съемок.
— Совсем не ожидал, что там будут подобные кровавые кадры, — признается он.

И хотя «Ловца ветра» с «Ордой» Наиль сравнивать даже не пытается, в режиссерском подходе к актеру он нашел некоторое сходство.
— Юмагулов тоже очень корректен в работе с актерами, — говорит он. — Я ни разу не слышал, чтобы он повысил голос на членов команды. Прошкин тоже очень спокойный режиссер: никогда ни на кого не кричал, со всеми объяснялся дружелюбно и терпеливо.

Амбициозный молодой человек из Башкирии не упустил своего шанса поговорить с режиссером. Воспользовавшись моментом, Наиль завел разговор с именитым постановщиком о съемках фильма в Башкирии.
— Я предложил ему снять картину о Салавате Юлаеве. Он согласился, только сказал, чтобы я нашел спонсоров и принес примерный сценарий — пообещал его отшлифовать. Я с детства интересовался историей жизни сподвижника Пугачева. Даже в 12 лет сел на лошадь — хотел научиться выездке и тогда все поражался: ведь Салават уже в восемь лет медведя смог завалить.

После опыта работы в «Орде» парень грезит только об участии в крупномасштабных кинопроектах.
— Я все-таки не оставляю идею о воплощении фильме о Юлаеве, — мечтательно говорит парень. — Да и мое типажное лицо хочу сделать своей фишкой, играть соответствующие роли азиатов: ничего обидного для себя в этом не вижу.

А пока что Наиль, вернувшийся в Уфу, преподает актерское мастерство детям в одном из модельных агентств столицы Башкирии и пишет сценарии для праздников. Но все же иногда отсылает свои фотографии и резюме на столичные кастинги серьезных картин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру