Предстоит учиться мне в университете

В Уфу на олимпиаду «Покори Воробьевы горы» школьники прорывались сквозь метели

Пока вся страна отмечала международный женский день, в Уфе многим было не до праздничных дат. 8 и 9 марта в столице Башкортостана прошел очный этап самой масштабной олимпиады страны «Покори Воробьевы горы-2013», организаторами которой уже девять лет являются газета «Московский комсомолец» и МГУ.

В Уфу на олимпиаду «Покори Воробьевы горы» школьники прорывались сквозь метели

Помимо башкирских школьников в Уфу съехались свыше двухсот ребят из соседних регионов — Татарстана, Удмуртии, Пермского края, Свердловской, Курганской, Самарской, Челябинской и Оренбургской областей, а также из Ханты-Мансийского автономного округа. Победители конкурсных испытаний смогут стать студентами Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

История с географией

Особенностью олимпиады этого года стала обширная география участников, съехавшихся в Уфу. Среди «покорителей» оказалась даже группа из Курганской области, хотя традиционно выпускники курганских школ осваивают сибирские вузы.

Евгений Антропов, Дмитрий Сазыкин, Евгений Дюжев, Александр Капитонов — ученики 5-го лицея, 47-й и 12-й школ. Все четверо — воспитанники центра дополнительного математического образования Кургана — приехали писать тест по математике.

Дожидаясь начала испытаний, курганские парни играли в бильярд и обсуждали принимающий их город.
— Здесь мы впервые, бросается в глаза, что Уфа стоит на холмах, — делятся ребята. — Это непривычно для нас — жителей, привыкших к степям. Курган — небольшой город: с одного конца на другой за тридцать минут можно дойти. Мы вчетвером решили поступать в московский университет: город больше, а значит больше возможностей.

Поскольку содержать чадо, обучающееся в столице, — дело затратное, для ребят из семей с невысоким достатком в МГУ предусмотрены специальные социальные стипендии. Без этих необходимых выплат мало кто из родителей позволил бы себе отпустить ребенка в Москву.
— Среди участников олимпиады «Покори Воробьевы горы» очень много детей из малообеспеченных семей, — отмечает замруководителя оргкомитета олимпиады Ольга Жарова. — Может быть, поэтому они так настойчиво идут к своей цели — высшему образованию: понимают, что это реальный шанс попасть в главный вуз страны.

Помощь в проведении уфимского этапа олимпиады оказывает благотворительный фонд «Урал»: на время испытаний ребятам и их родителям создали комфортные условия в санатории «Черемушки».

Никита Смердов, выпускник 135-й школы Снежинска Челябинской области, приехал сдавать химию. Школьник рассказывает, что давно расставил приоритеты в жизни и собирается идти в фармацевтическую промышленность.
— В моих планах — поступить на факультет фундаментальной медицины, — рассказывает юноша. — Снежинск — город ядерщиков, здесь можно получить неплохие познания в физике, но не в медицине.

По словам Никиты, его будущая специальность имеет применение как в промышленности, так и в теоретической науке, поэтому будущий студент уверен, что найдет работу.

При этом школьник поделился наблюдениями, что число увлеченных химией увеличилось в разы.
— Стало больше олимпиад по химии, многие из старшеклассников интересуется этой наукой, — делиться он наблюдениями. — Найти этому объяснение сложно.
Между тем Никита уверен, что проходной балл у него в кармане.

Надо сказать, что из Снежинска и Озерска Челябинской области в Уфу на олимпиаду ехали целыми классами — здесь самые сильные школы по математике, химии и физике. Два закрытых города в советское время считались «наукоградами», здесь были созданы все условия для научной работы физиков-ядерщиков, химиков и кибернетиков. Сегодня в олимпиаде участвуют даже не дети этих советских ученых, а внуки и правнуки, но, вероятно, велика сила генетики — участников из Снежинска и Озерска выделяли не только преподаватели, но и сверстники. Уверенные в себе, спокойные, отлично знающие предмет, ребята из Челябинской области нисколько не волновались, но быстрее всех расправлялись со сложнейшими заданиями. А один из них — Дима Плотников из Снежинска — умудрился за два дня сдать три экзамена — физику, химию и математику. Это едва ли не уникальный случай такого умственного штурма за всю историю интеллектуальных состязаний: обычно более двух предметов в заочном туре мало кто выигрывал. Старший брат Дмитрия в этом году заканчивает химфак МГУ, понятно, что и его младший родственник уверен, что будет учиться в этом же вузе.

— В жизни мне нравится использовать строгие методы проверки различных гипотез, — говорит Дмитрий. — И именно точные и естественные науки могут этому научить.

Сами же устроители олимпиады отмечают, что произошел отток абитуриентов из гуманитарных в естественные науки.
— Статистика последних лет свидетельствует, что все больше и больше поступающих стремятся на факультеты, готовящие специалистов по химии, физике, кибернетике, а вот от юристов и экономистов — отток, — говорит заместитель проректора МГУ, один из экзаменаторов Михаил Копчиков.

Провинциальные самородки

Виталий Мялькин из Тольятти Самарской области решил пробовать свои силы по двум предметам — истории и обществознанию.
— Больше я все же люблю историю, — рассказывает он. — На заочном туре писал про Молотова — обожаю эту тему, поэтому эссе вышло очень удачным.

При этом школьник признался, что как раз сочинительская часть его всегда интересует больше всего — тестам он уделяет гораздо меньше внимания.
— Я их как-то автоматически проставил, — признается он. — А вот к остальному очень придирчив, работаю по-настоящему, с удовольствием.

В рейтинге любимых исторических персонажей первые строчки у Виталия занимают Петр I и Сталин: школьник читает множество «внеклассной» исторической литературы, учась при этом в физико-математическом тольяттинском лицее №57.
— Да я вообще начал увлекаться историей случайно, — смеется он. — Просто нашу учительницу никто не слушал, я из солидарности начал читать учебник — и затянуло.

Есть у юноши и собственный талисман на удачу — веревочка, повязанная на запястье.
— Причем цвет не важен, — говорит он. — Долго я носил красную, сейчас вот бело-зеленая. Дома у меня много талисманов на каждый случай.

Несмотря на уверенность в собственных силах, Виталий понимает, что на сто процентов быть уверенным в победе нельзя.
— У нас в задании будет эссе, — объясняет он. — И оценка зависит не только от глубины моих знаний и писательского таланта, но даже оттого, как позавтракает член судейской коллегии: понравится ли ему утренний кофе.

Кстати, работы всех участников шифруются, и проверять их будет в Москве совсем другой профессорский состав, не тот, что побывал в Уфе.

В семье Мялькиных папа трудится экономистом, а мама — бухгалтером.
— Они до сих пор не разделяют мое увлечение историей и обществознанием, — рассказывает он. — Гуманитариям, тем более в истории, очень сложно применить себя так, чтобы хорошо зарабатывать. А я все равно не чувствую в себе способностей заниматься чем-то другим, лучше буду преподавать в университете.

Заместитель проректора МГУ Михаил Копчиков, приехавший в столицу Башкирии принимать экзамены у школьников, уверен, что выполнить конкурсные задания могут «только уникальные дети, настоящие самородки».
— Те ребята, за кого на заочном этапе задания решают учителя, после экзамена сдают чистые листы либо вовсе не рискуют приезжать на очный тур, — признается Михаил Борисович. — На нашей олимпиаде до всего можно дойти только своим умом.

Стихийное бедствие

Настоящим испытанием для некоторых школьников и их родителей стали не столько экзамены, сколько метель, разыгравшаяся накануне: сразу несколько участников, отправившихся в Уфу на личных авто, не смогли прорваться сквозь снежную бурю. Одна семья намертво встала в километровой пробке в Челябинской области, а другая заглохла по дороге из Екатеринбурга: вызволять застрявших в снегах пришлось даже МЧС.

Двое друзей из Пермского края, все школьные годы путешествующие вместе по олимпиадам, — Максим Ерошенков из школы №3 города Березники и Никита Гаврилюк, представляющий вторую гимназию Соликамска — приехали в столицу Башкортостана с большим опозданием. Автобус школьников попал в снежную бурю в степях Оренбуржья, а потому ребята не выспались и очень устали, несколько часов прорываясь сквозь буран.

— Мы завидуем тем, кто приехал на поезде: никаких проблем у них не было, — замечает Максим.

Друзья хотя и живут в разных городах, но давно знакомы и всерьез занимаются химией.
— Наши города располагают к этому: всюду предприятия химической промышленности, поневоле увлечешься этим предметом, — объясняет Никита.

К испытаниям ребята подготовились основательно.
— Ничего сложного в заочных испытаниях не было, также я посмотрел тесты прошлых лет: думаю, 90 проходных баллов мы наберем, — делится мнением Максим. — Вся сложность в том, что к правильному решению можно прийти разными путями, и необходимо доказать, что твой — тоже верный.

За дополнительные баллы парни намерены идти до конца. Оба настроены даже спорить с профессорами на апелляции.

17-летний Иван Каплунович из челябинского лицея №31 грезит карьерой в крупной софтверной компании. На «Воробьевы горы» парень приехал сдавать математику, хотя его отец — известный челябинский врач-психотерапевт Александр Каплунович.
— Врачом точно не буду, — категоричен Иван. — Хочу разрабатывать математические алгоритмы для российских интернет-компаний, например, «Яндекса». Родной город придется покинуть, и родители мой выбор разделяют.

Интересно, что у школьника уже есть серьезные результаты в науке. Иван говорит, что его вторая любовь — физика.
— Я собрал установку по просчету вязкости воздуха и провел эксперимент, — не без гордости заметил школьник. — Но все же хочу заняться всерьез информатикой, тем, что необходимо для построения программ. Думаю, что год-два и дорасту до уровня серьезных спецов, чтобы претендовать на вакансии в крупных компаниях.

Две уроженки Пермского края — Мария Мокрова из поселка Полазна и Анита Солтаханова из Перми — решили попытать счастье по обществознанию.

Мария с будущей профессией еще не определилась, но результаты соревнований помогут ей сориентироваться в жизни.
— Честно сказать, я просто решила попробовать свои силы, — говорит Мария. — Если смогу победить, то буду учиться в МГУ на юридическом факультете, а если нет, то буду думать. Но в школе я уже выбрала экзаменационный предмет — это обществознание. Мне по душе исследовать различные стороны жизни общества и находить решения острых социальных проблем.

А вот Анита Солтаханова уже точно знает, кем хочет быть — адвокатом-международником.
— История и обществознание — мои любимые предметы, — говорит Анита. — Почти все мои близкие родственники правоведы, и я хочу продолжить семейное дело. Считаю, что адвокат — очень благородная профессия, ведь эти люди помогают в сложных жизненных ситуациях.

Олимпиада лишней не бывает

— Меня сейчас интересует только физика, — рассказывает Ярослав Кошелев из гимназии №127 города Снежинска, не отрываясь от ноутбука.

Денис Копырин лучше знает математику, поэтому пополнил армию умников, приехавших испытать свои знания и удачу.
— Много здесь талантливых ребят, — рассуждает он. — Поэтому буду надеяться на удачу, постараюсь собраться с мыслями — другого секрета успеха для себя не вижу.

Мнение одноклассника разделяет и Володя Федоров — еще один физик из Снежинска.
— Сейчас у нас на носу еще одни проект, поэтому Ярослав так занят, — смеется он над другом. — Мы участвуем в конкурсе «Росатома» для школьников. В этом году он будет проходить в нашем городе, потому что мы победили в прошлый раз.

Главный по проекту здесь Ярослав, едва успевающий поднять голову от экрана монитора. На вопрос о том, что является главным призом в таком конкурсе, парень кивает на ноутбук с надкусанным яблоком на крышке.
— А вот он — прошлогодний подарок, — под смех однокашников говорит парень. — Мы заочный этап в «Росатоме» уже прошли, теперь готовимся к главному испытанию.

И только когда речь заходит о теме, по которой готовится проект, Ярослав заметно оживляется, начиная забрасывать терминами.
— В этом году тема конкурса — детектирование частиц ионизирующего излучения, — рассказывает школьник. — Сначала мы делали модель, а теперь к финалу нужно подготовить видео, что-то вроде десятиминутного рекламного ролика.

Меньше всех переживает перед испытанием Ярослав: в позапрошлом году он был победителем на Всероссийской олимпиаде школьников, в прошлом оказался в призерах.
— Можно считать, что я уже поступил, — стуча по клавишам, говорит парень. — Но сюда все равно решил приехать: олимпиада лишней не бывает. Да и Уфу хотелось посмотреть. Пока возможности такой не было, но то, что я видел по дороге в «Черемушки», мне понравилось.

Неудивительно, что Кошелев так свободно чувствует себя в технических науках.
— Бабушка была инженером и математиком, — говорит он. — Папа работает программистом, а мама у меня инженер-эколог.

Соратники по проекту практически в полном составе прошли в очный тур олимпиады «Покори Воробьевы горы», и Вова с Денисом планируют поступать в МГУ.
— Мы хотим или на физфак, или на факультет математики и кибернетики, — говорит Владимир. — Думаю, удастся прорваться: у нас неплохая подготовка.

— На заочке мы решали все отдельно, только ответы сверяли, — добавляет Ярослав. — Списывать смысла просто не имеет: зачем приезжать на очный тур, когда в голове пусто?
— Ни разу не было случая, чтобы кто-то из ребят пользовался на экзаменах шпаргалками или попытался списать, — подтверждает другой экзаменатор уфимского тура — преподаватель геологического факультета МГУ Андрей Аплеталин.

И дело не только в том, что преподаватели столичного университета строго следят, чтобы участники олимпиады не пользовались подсказками: в испытаниях принимают участие уверенные в себе дети, рассчитывающие только на собственные силы.

Молодые да ранние

Арсентий Капцан, ученик школы №5 Магнитогорска Челябинской области, сдает физику, но при этом в руках юноши вовсе не задачник, а роман Ирвина Шоу «Бедняк».
— Учебники есть, но не спасут: если заняться инвентаризаций знаний, можно выяснить, что ты чего-то не знаешь, и будешь об этом постоянно думать, — уверен юноша.

Интересно, что советы, что прочесть из художественной литературы, Арсентию дает его отец — кандидат физико-математических наук Анатолий Капцан, преподававший в Екатеринбурге, известный ученый в области металловедения и программирования.
— Я достаточно давно в олимпиадном движении, призер многих конкурсов, — говорит юный магнитогорец. — После учебы я хочу попасть в it-технологии, создавать собственные программные продукты, как мой отец.

Еще один челябинский парень, пожелавший связать судьбу с медициной, 16-летний Александр Злобин из первой гимназии, также будет писать олимпиадное задание по химии, а в будущем собирается заняться биохимией.
— С конкретной специальностью пока не определился, — говорит Саша. — Мои родители — медики, поэтому пойду по их стопам. Но при этом я не хочу останавливаться на одной профессии — сейчас мне нравится биология, генетика и химия, а до этого всерьез занимался музыкой и мечтал окончить музыкальную школу по классу фортепиано, поступить в консерваторию, но затем появился интерес к точным наукам. Что касается учебы в Москве, то после обучения я могу строить карьеру и в родном городе.

Перелистывая страницы с примерами прошлых олимпиад, парень говорит, что все задания решаемы: «надо только поймать волну».
Саша отправился в школу на год раньше сверстников, когда ему исполнилось шесть: прошел тест на одаренность и был зачислен в первый класс, а уже сейчас знает, что вместе с аттестатом получит и золотую медаль.

Национальная олимпиада собрала в Уфе многих старшеклассников подобных Александру Злобину. Так, самарский школьник Павел Штейнер заканчивает школу в 15 лет, а его земляк Михаил Бабичев — в 16. Интересно, что Павел с пяти лет показывал настолько выдающиеся результаты в учебе, что один класс ему вообще зачли экстерном.
— Нет, мы не сдаем один и тот же предмет, хотя из одного города и давно знаем друг друга, — смеется Павел. — Я пишу математику, а Миша — литературу.

Оба приятеля уже не первый год путешествуют по олимпиадам и надеются после школы продолжить учебу в МГУ.
— Хочу стать программистом, пойти по стопам брата, хотя родители — врачи, — говорит Павел. — А то, что учиться придется далеко от города, так расстояние относительное — полдня на поезде.

В отличие от представителей точных наук, Михаилу Бабичеву предстоит добиваться высоких баллов познаниями в литературе.
— Необходимо написать сочинение — уметь выразить свои мысли, — объясняет Миша. — В идеале я хочу попасть на журфак МГУ — один из лучших в стране.

Коротая часы до олимпиады, парень читает некрасовскую поэму «Кому на Руси жить хорошо».
— Книжка не в тему, но зато очень интересная, позволяет преодолеть предэкзаменационную нервную дрожь, — смеется он.

В Уфе выяснилось, что в Тольятти довольно сильная школа гуманитарных предметов: сдавать историю и обществознание приехали еще четыре девушки.

Поверить алгеброй гармонию

— Но мы не вместе заочку писали, — говорит Наташа Ростова из гимназии №19.
Маргарита Морозова с Наташей учатся в параллельных классах, но сдают разные предметы.
— Я вообще не люблю обществознание, — смеется Маргарита. — А Наташка не знает историю, поэтому мы даже не конкурентки.

Еще одна уроженка Тольятти Марина Талянская, ученица гимназии №38, вообще не видит пользы в большой компании.
— Мне этот факт волнения никак не убавляет, — говорит она. — Я сильно переживаю, пытаюсь настроиться на нужный лад.

Девушки опасаются большой конкуренции при поступлении в МГУ и не очень верят в свои силы.
— Это было бы просто потрясающе — поступить в главный вуз страны, — мечтают они. — Но лучше такую высокую планку изначально не ставить, а решать уже тогда, когда узнаем о результатах.

При этом все участницы олимпиады наперебой делают комплименты башкирской столице.
— Уфа нам очень понравилась: чисто, свежо, красиво, — улыбаются школьницы. — Тем более с погодой повезло: утром так снег красиво падал.

А вот Софию Анисенко приехал поддержать папа Игорь Валерьевич.
— Мне даже не очень важно, чтобы она получила здесь самые высокие баллы, — говорит он. — Наша родительская задача — не оставлять ее в сложной ситуации, мы очень гордимся ее стремлениями.

Гуманитарный склад ума передался Софие от отца: он, в прошлом музыкант, окончил консерваторию по классу валторны и дирижирования. Дочка же училась играть на фортепиано.
— Я ходила заниматься к папиному другу, — улыбается школьница. — Но большого стремления к музыке в себе не нашла, поэтому забросила инструмент, а уделила большее внимание истории.

Девочка однажды побывала в Питере, где когда-то служил ее отец, и теперь мечтает уехать туда учиться.
— В СпБГУ тоже принимают результаты «Воробьевых гор» — олимпиада ведь престижная,— говорит она. — Поэтому если я здесь удачно выступлю, то смогу поступить на факультет политологии на льготных условиях. Нужно только очень постараться: слишком много таких, как я.

Выпускница, как и большинство ребят, мечтает посмотреть мир за время своего студенчества, вот только жить принципиально останется в родной стране.
— Она у нас самый настоящий патриот, — хвалится отец. — Мы воспитывали ее так, чтобы привить понимание: уезжать по любому поводу неправильно, лучше попытаться изменить что-то в своей стране.

Среди участников ПВГ этого года оказались и уникумы, совмещающие музыкальные таланты с глубокими техническими познаниями.
— Считается, что музыка с наукой, особенно с математикой, не пересекается, — рассказывает выпускник шестой самарской школы Григорий Крюков. — Однако игра на скрипке помогает мне осваивать математику — одну из сложнейших наук, но карьеру я намерен строить отнюдь не музыкальную.

Парень хотя и учится в обычной школе, но при этом знает на профессиональном уровне английский язык, виртуозно играет на скрипке и знаток математики.
— Раньше учился в гимназии, а сейчас — в обычной школе, но все интересы остались, ведь все зависит от личных качеств человека, а не от школьных стен.

При этом Гриша утверждает, что покидать страну не намерен, и, возможно, после учебы вернется в Самару, чтобы найти там достойное применение своим знаниям.
— В МГУ меня привлекают мехмат и факультет вычислительной математики и кибернетики. Моя сестра закончила медицинский факультет МГУ, поэтому я хочу продолжить начатую ею семейную традицию.

Игра слов

А вот две подружки из города Березники Пермского края слишком далеки от математических изысков — они приехали сдавать литературу.
— Мы даже на городских олимпиадах раньше вместе не выступали и не конкурировали, хотя в одном лицее учимся, — рассказывает Юля Воловик о своей сопернице. — Просто в последнее время мы занимаемся у одного преподавателя, видимо, поэтому стали примерно на одном уровне знаний.

Но, несмотря на то, что у Юлии есть все навыки для того, чтобы стать филологом, поступать она планирует на экономический факультет.
— Мама хочет, чтобы я получила профессию, которая сможет меня прокормить, — улыбается девушка. — Поэтому, участвуя в ПВГ, я не претендую на большие результаты и льготы — для меня это способ проверить свой уровень. Хотя если я удачно напишу сочинение и пройду, то подам документы на филфак МГУ.

Тут у Юли появится возможность порадовать и себя, и маму, ведь специальность, которой грезит девушка, — это прикладная лингвистика.
— Это очень перспективное направление, — рассказывает школьница. — Одна выпускница нашего лицея сейчас на третьем курсе МГУ и недавно уехала стажироваться в Италию — там работает над проектом по нейролингвистике.

Однокашница школьницы Кристина Оносова с журналистикой уже определилась окончательно, поэтому выкладываться на финальном испытании придется полностью.
— У нас такой предмет, в котором не бывает стопроцентно точных ответов, как в математике, — рассуждает девушка. — Писать мы будем сочинения, и неизвестно, как воспримет мою игру слов, трактовку литературных персонажей проверяющий. В таких условиях, думаю, самым правильным будет сохранить индивидуальность и не пытаться понравиться, можно даже соригинальничать в подаче — риск, возможно, оценят.

Больше всего девушки перед испытаниями беспокоятся о том, как бы ни забыть имена многочисленных персонажей русской классики.
— Как это ни обидно, но ошибки в имени или отчестве считают как полноценные, — говорит Юля. — А ведь имена часто повторяются, потому очень не хочется сделать глупую неточность и лишить себя возможности получить высокие баллы.

Еще много беспокойства подругам доставляют козни соперников, которые девушкам часто приходилось сносить на областных конкурсах.
— У нас почему-то часто случалось, что кто-то очень уверенный в своих силах старается мешать остальным, — рассказывают школьницы. — Человек специально начинает ронять пенал, кашлять или качаться на стуле, отвлекая других участников. Сосредоточиться в такой момент очень сложно.

Кристина, конечно же, мечтает о МГУ.
— Три года назад выпускник нашей школы Дима Шоболин поступил в МГУ на журфак на бюджетной основе, — рассказывает Кристина. — Он говорит, что ничуть не разочаровался и попал туда, куда мечтал. Конечно, хотелось бы повторить его успех, но тут уж как карта ляжет.

Больше на фортуну надеется и Юля Расчетова из Магнитогорска, которая пробует свои силы в обществознании.
— Я очень сильно переживаю: тут столько умных ребят из разных областей, — говорит девушка. — Даже не загадываю, на что могу рассчитывать.

Беспокоится школьница и о предстоящих единых госэкзаменах, к которым подготовка у одиннадцатиклассников идет круглый год.
— Какие бы олимпиады ни были, многое решат выпускные экзамены, — говорит она. — Поэтому нагрузка большая: время уходит и на постоянные тренировки над тестами, и на дополнительное изучение в будущем профильных предметов, поэтому я уже устала.

Но на помощь дочери в любой момент готова прийти мама Светлана Васильевна, которая из раза в раз напутствует дочь волшебной фразой: «Ни пуха, ни пера».
— Вот только послать к черту родительницу Юля никак не может себе позволить, — смеется мама. — Но этот обряд, наверное, и без того работает, потому что на городских конкурсах дочка выступает удачно.

Классики и современники

Десятиклассница Наталья Механцева приехала покорять Воробьевы горы из Снежинска. Она соревнуется со своими сверстниками в физике.
— Я не сомневалась, что пройду заочный тур, — уверенно говорит Наталья. — Но понятно, что на самой олимпиаде все гораздо сложнее. Поэтому в течение месяца я очень много занималась и сейчас немного волнуюсь. Но мой настрой только на победу.

По словам Наташи, тягу и любовь к этому предмету ей привили родители — физики по профессии.
— Я, конечно, еще люблю математику, но физика для меня — весь мир, — продолжает Наташа Механцева. — Благодарна своим родителям, которые в свое время объяснили, что математика — всего лишь инструмент для физики. Поэтому я так расставила свои приоритеты при выборе любимого предмета, и моя цель на этом жизненном этапе — только первое место. А впоследствии — поступление в МГУ на физический факультет.

Вместе с Наташей из Снежинска приехала и Дарья Павленко, сдающая математику. По ее словам, математика — это часть ее жизни: и основное занятие, и даже хобби. Дарья — призер и победитель многочисленных школьных и городских олимпиад.
— Сказать, что математика — царица наук, — это значит ничего не сказать, — уверена Дарья. — Еще Карл Маркс писал, что всякая наука лишь тогда становится наукой, когда в ней применяется математика. Поэтому я и решила посвятить этому предмету свою жизнь.

Дарья Павленко не особо переживает за результат олимпиады: независимо от итогов соревнования одаренная школьница планирует поступать в МГУ на механико-математический факультет.
Мария Елисеева из Снежинска, Маргарита Солодова из Самары и Анастасия Сидорова из Калужской области приехали сдавать литературу.

Мария мечтает стать профессиональным журналистом, потому предмет выбрала неслучайно:
— У меня уже есть публикации в нашем городском альманахе, — говорит Мария. — Последнее время я особенно много читаю — преимущественно классическую литературу. Именно там можно почерпнуть основы грамотной русской речи.

Любимое произведение Марии Елисеевой — «Преступление и наказание». По ее словам, именно это произведение учит отвечать за свои поступки и слова.
— Даже если я не смогу здесь победить, то не буду сильно расстраиваться, ведь любой жизненный опыт бесценен, — говорит Мария. — А если я решила стать журналистом, то я им обязательно стану.

А для Маргариты Солодовой филология — хобби. Участие в олимпиаде не было ее основной задачей.
— Я просто решила попробовать свои силы в литературе, — говорит Маргарита. — Несмотря на то, что я очень люблю литературу и учусь в филологическом классе, я собираюсь стать дизайнером.