Сбитые «снайперши»

Арбенина стала рок-послом на Украине, а Сурганова ловит за хвост вдохновение

03.09.2014 в 16:35, просмотров: 2135

На фестивале «Нашествие» отметились две бывшие подруги, некогда делившие на двоих бренд «Ночные снайперы». Ночная концертная программа Дианы Арбениной, сохранившей за собой название коллектива, стала настоящим украшением рок-феста. Главной изюминкой ее выступления стал хор из поклонников творчества коллектива «со всей земли», как отметила сама певица.

Сбитые «снайперши»

А вот концерт Светланы Сургановой, наоборот, получился очень лиричным и умиротворяющим: многие песни заставили слушателей задуматься о простых и важных вещах, на которые в повседневной жизни попросту не хватает времени.

Диана Арбенина:
«На концерте в Киеве никто не кричал нам «Позор России!»

Было заметно, что Диана Арбенина сама наслаждается собственным выступлением. По словам певицы, этим праздничным концертом на крупнейшем рок-фестивале группа «Ночные снайперы» закрыла юбилейный год.
— Закрываем его сегодня именно с вами потому, что это апогей того, что может сделать рок-группа — привезти с собой нормальных людей, которые любят песни и так самоотверженно сегодня поют. Мы сделали это, ребята! Впервые на сцене «Нашествия» за все эти годы настоящий «снайперский» хор! — произнесла Арбенина после первой композиции «Так начинается жизнь». А мы отправляемся в следующие 20 лет.

На песне «Актриса» тысячи фанатов подняли над головами листы с единственной строчкой из песни — «Я буду ждать тебя», написанной на самых различных языках, начиная от русского и заканчивая каталанским и даже китайским. Когда певица запела композицию «Столица», на сцену полетели сотни бумажных самолетов, а во время веселой песенки «Морячок» не только Диана, но и весь хор нацепил пилотки.
— В такие ночи кажется, что будешь жить вечно, — произнесла Диана, и многотысячная толпа полностью разделила с певицей ее ощущения.

— Расскажите, как проходил отбор участников хора?
— В этом году у «Ночных снайперов» очень такая изощренная программа, потому что мы никогда еще не пускались в подобные авантюры, в частности, играть весь полноценный концерт с хором. Такое решение нам далось непросто, потому что это огромная ответственность, потому что эти люди — это не купленный профессиональный хор. Это люди, которые действительно хотят петь «снайперские» песни, но при этом у них нет специальной подготовки. Они присылали свои голоса и партии нашему звукорежиссеру и хормейстеру. После пяти репетиций сегодня состоялась вот эта, можно сказать, авантюра.

Диана Арбенина рассказала, что является российским послом мирового гитарного бренда. На фестивале она провела гитарный мастер-класс и автограф-сессию.
— Для меня это большая честь, — призналась певица. — Я привезла все шесть своих гитар, они такие поюзанные, но действительно смачные.

— Как проводите свободное время?
— Я по-прежнему люблю читать. Сегодня это книга «Клоун Шалимар» Салмана Рушди. Очень поучительная, между прочим. А первая его книга, которую стоило бы прочитать, это «Земля под ее ногами».

— Как рок-музыканты могут поспособствовать установлению мира в стране?
— Мне кажется, это наша прямая обязанность, — не задумываясь, ответила Диана Арбенина. — Во-первых, постоянно напоминать людям, что у них должны быть гражданская позиция, совесть, а самое главное — доброта и всякое отрицание военных действий. Артистам популярного жанра в принципе не пристало этим заниматься — они же призваны развлекать толпу. А мы заставляем людей думать, обращаться к мозжечку. Мир зависит именно от думающих людей, а таких, я смею полагать, большинство.

— В одном интервью вы сказали, что стыдно за российских коллег перед украинским народом…
— Мы были на концерте в Киеве, и я там действительно извинилась за моих российских коллег по рок-сцене. Я считаю это правильным, потому что мы не понимаем, что сейчас происходит в Украине. Но полагать, что наши слушатели и зрители — фашисты, мне кажется, это самое последнее дело. Если сравнить, что происходило полгода назад, когда в Киеве, Харькове, Одессе все пестрело афишами русских артистов… И люди на концерте были благодарны, они искренне не понимают, почему отменяются концерты российских исполнителей. И мне очень сложно им объяснить, чего мы боимся. Например, мои подопечные из проекта «Голос Украины» искренне не понимают, почему оказались в культурной изоляции, и это страшно. Потому что нельзя ссорить братские народы. Я в данном случае не выражаю никакую политическую позицию, потому что в ней ничего не смыслю и понимать не хочу. Но очень обидно, что мы все находимся в какой-то информационной блокаде, и очень многое из того, что происходит, преувеличено и передернуто. Я не говорю сейчас о конкретике, потому что не была в Славянске и не поеду туда, потому что против войны. Но заставлять меня отмалчиваться тоже никто не будет. Политика — это грязные игры, это сразу смерть, и не дай бог любому из нас ею заняться.

— А как лично вы относитесь к этим событиям?
— Если вы хотите знать мою гражданскую позицию, то я считаю, что украинский народ в большей его части — не фашисты. И для меня Украина — это страна Булгакова, Богдана Ступки, не говоря уже про Евгена Ступку. Это страна Александра Довженко, Николая Гоголя. И я призываю не забывать о том, что там живут такие же люди, как в России, которые не хотят войны. Я, например, боюсь экстремистов, которых в Украине полно. И мы это прекрасно знаем. И они, между прочим, украинских и российских кровей. И так всегда было в любом государстве. Но всех под одну гребенку зачесывать не надо.

— Были какие-то проблемы с организацией гастролей на Украине?
— Нет, никаких проблем не было. Киев — один из наших любимых городов, как и у любого рок-артиста. И тот, кто скажет вам «нет», вы ему не верьте и плюньте в лицо, потому что в Киеве всегда очень радушная и гостеприимная публика. Но дело не в этом. Мы этот концерт планировали примерно за полгода и действительно опасались всяких экстремистских выходок, но нас очень тепло приняла российская и украинская таможня. Когда вышли на сцену, то не услышали ни одного выкрика «Позор России!» или «Слава героям!». Был хороший музыкальный праздник, даже мини-фестиваль. Я пригласила принять участие в концерте своих подопечных из проекта «Голос Украины» — Лику Бугаеву и Рождена Ануси — они выпустили недавно свои пластинки. А если еще принять во внимание, что у Рождена Ануси дед — грузин, то можно назвать мероприятие интернациональным.

— Действительно, музыка — вне границ…
— Верно! И знаете, этот год у меня начался с того, что я была с акустической гитарой в Азии. И когда ко мне подходили китайцы и говорили «Подпиши, пожалуйста, гитару» и «У вас самый лучший музыкант — Виктор Цой», я понимала, что музыка действительно не имеет границ.

Светлана Сурганова:
«Каждая моя песня — это маленький сюжет с большими переживаниями»

Публика на выступлении «Сургановой и Оркестра» была вдумчивой и спокойной, словно очарованная красивыми звуками и энергетикой певицы. Зрители обрадовались, когда услышали знакомые аккорды неумирающего хита «Весна». Флаги с изображением логотипа группы заколыхались и поднялись выше других. Особенно в первых рядах выделялся огромный белый флаг с портретом Светланы. Конечно, не обошлось и без любимой многими проникновенной композиции «Ну почему же я вру».

Следующая композиция — кавер на песню «Машины времени» «Весь мир сошел с ума», которую Макаревиче написал в 1986 году, — заставила задуматься, почему многие рок-музыканты так или иначе затрагивают тему безумия. Вот и Илья Черт пел про то, что сумасшедшим жить легко. Похоже, это такая своеобразная рокерская фишка, причем имеющая довольно глубокие корни.
В качестве прощального подарка певица исполнила старенькую песню «Апрельская».

— Светлана, какими сюрпризами радуют вас поклонники?
— Сюрпризом для меня является то, что эти замечательные люди на протяжении уже 11-ти лет все это слушают. И я вижу уже полюбившиеся, хорошо знакомые лица: я их узнаю, некоторых помню по именам. Конечно, флешмобы, книги, авторское творчество — это все дает мне жизнь и продлевает годы моему коллективу. И я очень признательна, кланяюсь им в пояс.

— Что-нибудь делаете для того, чтобы поддержать к себе такой интерес?
— Я стараюсь много не пить, делаю гимнастику по утрам, — смеется певица. — Иногда провожу репетиции, езжу на концерты, а больше ничего не делаю.

— Что вы делаете, когда совсем не хочется творить, когда нет вдохновения?
— Вдохновение нужно ловить за хвост! Главное — не лениться. И всегда иметь с собой ручку и блокнот. Я в последнее время поняла, сколько у меня упущенных образов, строчек, словосочетаний. Сейчас буду к этому более внимательно и трепетно относиться. А когда совсем ничего не пишется, значит нужно сделать паузу — в словах или в пути. Вся жизнь дуальна: там, где есть «да», обязательно рядом где-то есть «нет», где черное — там и белое, где вдох — там выдох, где ночь — там день.

— Не так давно прошла премьера спектакля «Плавание» с вашим участием. Стоит ли ждать новых театральных работ?
— Вы так начали вопрос, будто сейчас спросите: «А стоит ли вам вообще продолжать играть?». Конечно, никакая я не актриса, воспринимаю этот опыт как игру. Но со всем уважением отношусь к текстам любимых поэтов, которые звучат в этом спектакле… Я бы с удовольствием продолжила эту практику. Надеюсь, как-то согласуем графики. Не удалось мне уйти в творческий отпуск… С конца октября мы едем в тур с программой, которую, надеюсь, успеем записать, и все это в итоге станет пластинкой или даже двойным диском «Игра в классики».

— Какой будет новая программе «Игра в классики»?
— Я хотела ограничиться строгим струнным кулуарным акустическим звучанием, но как только мы приступили формулировать аранжировки, нащупывать, пробовать, меня, конечно, понесло. И из меня опять полез Golden Project, электронные лупы, потому некоторые песни получились с танцевальной тенденцией. Я вообще очень люблю электронную музыку. Моя давняя мечта — совместить акустическое и электронное звучание, даже без присутствия живых барабанов, все делать сугубо на семплах и фильтрах. То есть очередной эксперимент. И я решила не ограничиваться: как складывается, так и складывается. Поэтому опять, похоже, будет очень разношерстная пластинка, никак мне не удается выдержать в одном стиле, как делают все фирменные музыканты. У них у всех альбомы — как одна большая песня, иногда даже не различаешь: следующая песня или еще предыдущая. Вот я так не могу. У меня каждая песня — маленькая жизнь, маленький сюжет, большие переживания, предшествующие этой песне… Поэтому я вся такая непостоянная, вся такая внезапная.