Из неуправляемых уфимских подростков Хабенский сколотил «Поколение Маугли»

Под занавес года Константин Хабенский представил уфимцам ожидаемую многими премьеру — мюзикл «Поколение Маугли». Шесть дней подряд на одну сцену с профессиональными актерами выходили местные школьники из студии творческого развития Хабенского. Уфа стала вторым премьерным городом: ранее спектакль был с успехом поставлен в Казани и успел завоевать престижную в театральных кругах премию имени Станиславского.

Из неуправляемых уфимских подростков Хабенский сколотил «Поколение Маугли»

Проект вызвал ажиотаж задолго до премьеры. Еще бы: организаторы обещали уфимцам встречу с такими популярными актерами, как Гоша Куценко, Тимур Родригез и Константин Хабенский, которые приняли участие в казанской постановке. При этом цена билетов была на редкость привлекательна — не выше пятисот рублей. Однако позже выяснилось, что до Уфы доехал только худрук Хабенский, а вместо звезд в столице Башкирии отыграют местные актеры.

Как стать звездой

Если малышам, которых привели на спектакль родители, было не принципиально, кто выйдет на сцену — им важнее было увидеть нескучное и занимательное зрелище, то некоторых взрослых подобная ситуация возмутила: многие уфимцы шли на детский спектакль с одной целью — увидеть популярных столичных актеров.

Ближе к премьере стало известно, что Хабенскому удалось зазвать в спектакль актрису Екатерину Гусеву в качестве исполнительницы Багиры. Правда, даты ее выхода на сцену держались в секрете.
— Пусть появление звезд будет неожиданным, иначе на какие-то даты билеты раскупят, на какие-то — нет, — объяснил он задуманную интригу.

У создателей спектакля оставался еще один козырный туз — сам Константин Хабенский. Однако в день премьеры никто из звездного состава на сцену не вышел. Господин Хабенский весь показ просидел в зале, как и на следующих двух постановках. Когда он сподобится выйти в роли Акелы, оставалось загадкой и для самих организаторов проекта — решение зависело только он самого актера. Таким образом Хабенский решил сыграть с уфимским зрителем в актерскую рулетку. И кому-то действительно повезло увидеть столичных знаменитостей: Гусева появилась на сцене во второй день премьеры, а Хабенский, присоединившись к актерам на последних спектаклях, поступил мудро — выждал, пока сырой театральный продукт обретет удобоваримую форму, и уже тогда уважил публику своим звездным участием.
— У нас все составы звездные: уфимские актеры играют хорошо, — постарался убедить уфимцев Хабенский. — Мне кажется, что актеры Уфы имеют право работать в этом спектакле, иначе для чего тогда репетировать?

Местные театральные кадры действительно не подкачали: для них спектакль стал не обычной новогодней шабашкой, а полноценной постановкой. И никто не позволял себе филонить, все дни ощущая на себе взгляд Хабенского, который не давал расслабляться.

Уверены, что никто из зрителей не пожалел, что вместо Родригеза увидел в роли Балу Ивана Трифонова — известного не только как актера, но и солиста команды «Ухо радуется». Ко двору пришлись и его отличные вокальные данные, и богатая «медвежья» фактура. Номера харизматичного исполнителя неизменно сопровождались овациями. Отлично смотрелся и режиссер спектакля Айнур Сафиуллин в роли Шерхана. Брутальный актер оказался убедительнее своего напарника — Павла Логинова, который построил роль на неуместной кошачьей грации. А вот Багира Алтынай Хамматовой из Молодежки сильно проигрывала на фоне хищницы Екатерины Гусевой: столичная актриса блеснула в спектакле яркой звездой, ведь на ее счету участие во многих известных мюзиклах. В недоумении зрителей оставил истерично-суетливый Акела, в роли которого по сцене с нездоровым горящим взглядом метался артист Молодежного Андрей Максимов.
— Основная идея всех взрослых персонажей в спектакле в том, что они большие дети, — пояснил худрук труппы Константин Хабенский. — Поэтому они пытаются объединять вокруг себя таких же детей, которые тянутся за ними. Вы наверняка встречали их в жизни: это взрослые, которые не наигрались в детстве, для них еще очень многие вещи в диковинку. Мы отталкиваем их от себя в силу того, что они чуть-чуть странноваты.

Но уж очень Акела оказался далек от хрестоматийного образа мудрого вожака стаи. Не тянет он на роль лидера даже среди свободных художников. Впрочем, худрука Хабенского такое исполнение устроило.
— Сама по себе слабость этого человека, который кричит, что этот мальчик остается здесь, а потом пытается спровадить Маугли любыми способами с территории свободного народа, — такая вот синусоида человеческого духа, которая присуща нам всем. Он сыгран очень точно. И не надо делать из него героя — Антона Городецкого или кого еще, — сообщил озадаченным зрителям Хабенский, вызвав острое желание увидеть трактовку роли Акелы самого Константина Юрьевича.

Стайное чувство

К чести авторов спектакля стоит сказать, что зрители, захваченные стремительными событиями, забывали про обещанные звездные имена и следили за насыщенным танцами и песнями действом, а особо сентиментальных до слез растрогали композиции про сироток. Что ж, авторы музыкальных номеров Алексей Кортнев и Сергей Чекрыжов секрет создания шлягеров про сироток раскрыли еще во времена перепевки «Генералов песчаных карьеров» и с успехом применили его в спектакле Хабенского.

Произвели на уфимских зрителей впечатление дорогие декорации, встроенная в канву спектакля анимация и умение профессиональных актеров работать с детьми и зажечь их любовью к профессии. За все дни на большой сцене себя попробовали более 90 уфимских школьников.
— У меня к ребятам много замечаний, — признался Константин Хабенский. — Песни без детского крика, вопля и восторга в этом спектакле не может быть. Конечно, они волнуются. Ребята не актеры: им говоришь одно, они соглашаются, но делают совсем другое. В этом и есть живость и новая кровь подобного спектакля. Ребята честно отработали, как смогли. Даже я, когда выходил на технический прогон, волновался, потерял половину вещей. Что уж говорить о детях.

И если детские голоса иногда срывались от волнения, то искренность и энергия уфимских ребят подкупали самого придирчивого зрителя.

Те, кто считает юных актеров проекта везунчиками, даже не подозревают, насколько не просто было студийцам. Шесть показов подряд, ежедневные репетиции, огромная физические нагрузки, да и учебу в школе никто не отменял. Не случайно Константин Хабенский обратился к родителям студийцев с просьбой создать маленьким актерам дома наиболее комфортабельные условия.

Но главное испытание ждало ребят накануне первого прогона спектакля. Им показали ролик на песню Юрия Шевчука, снятый в рамках проекта «Подари жизнь». Юные актеры увидели лица тяжелобольных ребят, которым помогают своей работой: собранные в Уфе средства пошли на лечение годовалого Максима Фролова и семилетнего Миши Терещука.
— Зал был по колено в слезах, и я еще раз объяснил, для чего мы выходим на сцену, — рассказал Константин Хабенский. — Если вы смертельно устали после спектакля, то ничего страшного, а если вы чуть недодали то, что могли дать сегодня, то это может быть смертельно опасно для какого-то ребенка.

Худрук проекта «Поколение Маугли» уверен, сверхзадача спектакля — собрать как можно больше зрительского внимания и, соответственно, как можно большую кассу, чтобы донести эти деньги тяжело больным детям.
— В финале мюзикла зрители вместе с ребятами видят на экране фотографии детей, которым мы помогаем. Теперь наши артисты имеют право сказать, что спасли человеческую жизнь.

С подобной психологической нагрузкой способен справиться далеко не каждый взрослый. Но самое главное испытание у ребят — впереди. После завершения уфимского проекта возник закономерный вопрос: какая судьба ждет уфимский состав проекта? Будут ли еще показы в родном городе или за его пределами? Неужели результат многомесячных репетиций — только эти несколько спектаклей?

Константин Хабенский сообщил, что новых постановок в Уфе в ближайшее время не предвидится, впереди — работа над проектом «Поколение Маугли» в студиях других городов.
— Пока будет спрос, финансовые возможности, силы — буду заниматься, потому что эта история не стыдная, и само качество спектакля мне очень нравится, — заявил Константин Юрьевич.

Но когда эйфория после премьерных спектаклей пройдет, как переживут эту «ломку» без новых выходов на большую сцену, без адреналина и оваций заметно зазвездившиеся уфимские подростки?

Хабенский успокоил родителей юных звездочек: сейчас уфимская студия бросит все силы на подготовку к фестивалю «Оперение». Кроме того, часть ребят поедет на международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи.
— Мы там собираем десант со всех городов. Будем делать в режиме онлайн музыкальный пластический спектакль вместе с детским симфоническим оркестром. Со стороны музыки это будет Юрий Абрамович, со стороны пластики и смыслового наполнения театрального пространства — наши студийцы.

Между тем: ТО ЛИ ДЕВОЧКА, А ТО ЛИ ВИДЕНЬЕ

На заглавную роль создатели мюзикла прочили только воспитанника творческой студии. После того, как затея привезти в Уфу десант столичных звезд провалилась, организаторы сделали сильный ход, объявив: роль мальчика Маугли в Уфе исполнит девочка. То, что кроме Рамили Ардисламовой главную роль репетировали еще и два паренька, особо не афишировали. Со своей задачей Рамиля справилась на отлично: не посвященные в тайны закулисья зрители даже не заподозрили, что рыжий Маугли — расставшаяся с шевелюрой девчонка. А вот справилась ли Рамиля с главной ролью — мнения зрителей разделились: одни посчитали, что девочка — находка постановки, другие же уверены, что она — главная неудача спектакля.

Исполнительница главной роли призналась, что во время репетиций у нее возникли «проблемы с улыбкой» — столь тяжел оказался груз свалившейся ответственности: «Я сначала совсем не улыбалась, а ведь мой герой очень позитивный человек». Сказались и остриженные ради роли локоны, из-за которых Рамиля прорыдала полдня. Однако эмоциональное состояние юной актрисы на сцене пришлось как нельзя кстати. Несмотря на то, что, по режиссерской задумке, Маугли — очень позитивный и открытый человек, роль сына заместителя мэра в исполнении Рамили получилась грустной и драматичной. Ее герой не наивный доверчивый малыш, заплутавший в каменных джунглях в поисках своей правды, а размышляющий ранимый подросток, остро чувствующий любую фальшь. Спектакль от такого решения только выиграл.

Хабенский рассказал, что увидел в Рамиле Маугли на фестивале «Оперение»: девочка раскрылась как очень яркая личность. Но когда началась работа над спектаклем, с юной актрисой «произошел психологический зажим, тяжелейшая травма», и худрук «перестал видеть этого человечка таким, каким видел его раньше». К сожалению, девочка из этого состояния так и не вышла, представ на сцене зажатым, неживым персонажем с висящими как плети руками. Эмоциональному студийцу, оказавшемуся в центре зрительского внимания на большой сцене, не удалось раскрепоститься и покорить зал. На лице Рамили маской застыло выражение испуга, который не сходил весь спектакль. А ведь Маугли в постановке — это очень живой персонаж, который сбегает из благополучной семьи в поисках своей правды, он открыт для мира и новых знакомств. Желая познать истину, он не перестает удивляться приобретенным знаниям. К несчастью для создателей постановки, раскрыть своего персонажа публике для Рамили оказалось задачей неподъемной.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 14 января 2015

Заголовок в газете: Детки из клетки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру