Мария Аронова о «Батальоне»: «Женщина на войне — это идиотизм»

На киноэкраны России вышел фильм «Батальонъ». О новой картине Дмитрия Месхиева заговорили задолго до премьеры. Ради съемок несколько известных российских актрис, в том числе Мария Кожевникова, Екатерина Вилкова и Ирина Рахманова, расстались со своими волосами. Бритые головы звезд привлекли к картине внимание. Интересен и сам сюжет.

Мария Аронова о «Батальоне»: «Женщина на войне — это идиотизм»

Фильм повествует о судьбе женского «Батальона смерти», который после Февральской революции отправляется на фронт для поддержки боевого духа солдат. В Уфе побывала актриса Мария Аронова, исполнившая роль одной из первых в российской истории женщин-офицеров Марии Бочкаревой.

«Ходит миф, что я изломанная московская актриса»

Для Марии Ароновой, выпускницы Щукинской театральной школы, работа над ролью начинается от внешнего к внутреннему.
— Для меня было важно побрить наголо голову, — рассказала актриса о поисках образа героини. — Мне господь дал три волосины, и когда меня побрили, ничего не изменилось, чуть холоднее башке стало. То, что испытывают женщины с хорошими волосами — это присутствие на шее, защищенность — мне были не знакомы. Поэтому стрижка мало что дала. Замечательный художник Сережа Стручев привез сапоги, которые специально для меня шили по эскизам сапог Бочкаревой, она в них была на парадах. И когда я их надела, поняла, что я прима-балерина! Они высокие, на шнуровке. Растерялась страшенно. Говорю: «У вас есть хоть какие-нибудь кирзачи, изношенные, грязные, поганые? Но главное, чтоб они были тяжелые». И Сережа принес мне сапоги, один 40-го размера, другой — 41-го. А у меня 37-й. И вот они дали мне походку, приземленность. Это меняет все: положение позвоночника, рук, головы. Ты другой человек.

На съемки «Батальона» Мария Аронова попала без проб, пригласил генеральный продюсер Игорь Угольников.
— Пробоваться не умею, это моя большая проблема, — честно призналась она. — Я такая странная тетка, которой сомневаться нельзя. Мне надо прийти исключительно в свою нишу. Игорь Угольников — мой давний друг, с которым мы работаем с 1994 года, когда мы с моей однокурсницей Нонной Гришаевой попали к нему в шоу «Оба-на». Режиссер «Батальона» Дмитрий Месхиев не знал меня и не хотел со мной работать. Я горячая, срываюсь, требовательна к другим, и меня не очень любит администрация. Дмитрию рассказали, что я изломанная московская артистка, которая будет капризничать на съемках. То есть нарисовали кардинально не меня, потому что для меня режиссер — царь и бог. Сколько бы ему не было лет, даже если он мой дружбан или однокурсник, я его буду слушаться досконально.

На съемках режиссер кардинально поменял мнение об актрисе и даже спас ей жизнь.
— Это была сцена, когда я поджигаю огненную стену, — вспоминает Мария Аронова. — И Дмитрий Месхиев, слава тебе господи, уже полюбив меня, заметил, что подо мной сухая солома. И на то место, где я должна лечь в кадре, вылил ведро ледяной воды. А еще я была женщина-русалка. Мне сказали, что надо купить костюм серфера. Я в нем, как вы представляете, смотрюсь блистательно! Чтоб посмотреть на меня и поржать заходили все, от мала до велика. Но этот костюм меня спас: мы обрезали ворот, портки, и я вся была защищена. Было несколько сцен, где я в нем ползала по-пластунски.

Как известно, женский коллектив — организм сложный. И поначалу актрисам, а только основных героинь в картине 12, приходилось искать общий язык.
— Фильм снимался очень интересно: от середины до конца осенью и от начала до середины — весной. Осенью мы встретились, начали притираться друг к другу. Я начала запоминать, как кого из девчонок зовут. Они же все на одно лицо — лысые, с тонкими шейками. Я одна отличалась, потому что толстая. Но этот ужас, эта война, которую мы там прошли, нас так сблизила. И когда мы весной встретились, было полное ощущение, что мы однополчанки, войну прошли вместе.

«Самое страшное для женщины — не родить ребенка»

Актриса рассказала, что когда съемки «Батальона» подошли к концу, все настолько сдружились, что были в ужасе от разлуки. И это несмотря на грязь, выстрелы, дым от пиротехники и холод.
— Когда закончились съемки, я уехала в Москву на спектакли, а всех трехсот девочек, всю группу собрали на берегу, где мы снимались. Привезли машину цветов, и Дмитрий Месхиев каждой актрисе дарил по розе. Они мне звонили оттуда и не могли разговаривать, всех так трясло.

Мария Аронова известна широкой публике в основном комедийными ролями, однако роль в «Батальоне» получилась серьезной и трагической.
— Задача была сделать мою героиню человечной. При всем том идиотизме, в который наши героини попадают, потому что женщина на войне — это идиотизм, надо было найти в них женственность, материнство. Мужчины, которые встречались на пути Марии Бочкаревой, ее били, детей ей господь не дал, и эти триста человек лысых девочек разных сословий и есть, наверно, ее дети, которых она теряет. Когда их остается только горстка, происходит понимание, она кричит о прощении. И я очень надеюсь, что прозвучит мысль о бессмысленности гибели, войны. Но в принципе то, ради чего они были посланы на войну, было выполнено. Женский батальон придумали, чтобы они поднимали дух мужчин на войне, которые отказались тогда воевать и братались с немцами. По сюжету нашего фильма будет понятно, что дяденькам все-таки стало стыдно.

Несмотря на эпическую роль, Мария Аронова уверена: женщина на войне должна ждать своего мужчину или работать в госпитале.
— То, на что пошли эти женщины, свидетельство одного — отсутствия мужчин, детей, погибшие на войне мужья. Самое страшное, с моей точки зрения, испытание женщине — прийти на землю и не родить ребенка. Я очень сочувствую им, потому что тогда вообще все равно: можно посвятить свою жизнь государству, мужику, вообще можно себя смешать с грязью. А если у тебя есть дети, то тебе есть ради кого жить.

Сама актриса готовый фильм еще не видела, но надеется, что «Батальонъ» будет интересен всем.
— Получилась роль или не получилась, судить зрителям. Я была на показе, но там еще не было цветокоррекции, немного не та музыка. У всех фильм вызвал эмоции, все плакали. Та задача, которая была поставлена Игорем Угольниковым и Дмитрием Месхиевым, заключалась в том, чтобы снять не экшн, а простую человеческую историю, напомнить всем о Первой мировой войне и истории этого батальона. Фильм абсолютно современный, практически без пауз, клиповый. Все для мышления современного человека. Хотя там есть такие зоны для эмоций, что мне кажется, многие испытают катарсис. Мы очень надеемся, что фильм будет интересен всем. Недаром из картины убрали много кровавых батальных сцен и поставили «12+». Может быть, потом эти эпизоды войдут в телесериал. Ощущение патриотизма не случайно, русский человек изголодался по общим победам, и я надеюсь, что фильм войдет в список общенациональных побед. Мне кажется, что генетическое наследие русского человека — заниженная самооценка, мы все время преклоняемся перед иностранцами, Думаю, что наш фильм станет гимном нашим великим русским женщинам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 25 февраля 2015

Заголовок в газете: Закат империи

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру