На Украине памятники героям Великой Отечественной превратили в ДОТы

Тяжелое испытание выпало на долю наших бывших соотечественников, волею политиков оказавшихся в другом государстве, сегодня охваченном настоящей гражданской войной

Спустя 70 лет после Великой Победы над фашизмом на Украине вновь возродились бандеровцы, измывавшиеся над местным населением еще семь десятилетий назад, люди снова переживают трагедию уничтожения родной земли.

Тяжелое испытание выпало на долю наших бывших соотечественников, волею политиков оказавшихся в другом государстве, сегодня охваченном настоящей гражданской войной

«Саперам здесь ещё много работы»

По крайней мере, украинцы заминировали в Донецкой народной республике памятники погибшим в Великой Отечественной войне.

Украинские военачальники явно имели умысел растоптать память бывших россиян, создавая из мемориалов героям Великой Отечественной долговременные огневые точки, а покинув разоренные комплексы в феврале этого года, посчитали нужным превратить их в бомбы замедленного действия. В этом убедился наш корреспондент, побывав в Новороссии и даже посетив поселок Чернухино, где есть улица имени прославленного башкирского генерала Минигали Шаймуратова.

О трагической судьбе и мученической смерти знаменитого командира легендарной 112-й башкирской кавалерийской дивизии, погибшего в феврале 1943 года в районе украинской станции Дебальцево, сняты фильмы и поставлены спектакли. Тяжелораненый Шаймуратов, по словам очевидцев, принял мученическую смерть: бандеровцы, состоящие на службе у фашистов, отрубили ему руку, штыками выкололи глаза, на спине и груди вырезали звезды, на плечах — погоны, а затем вонзили в грудь несколько сабельных клинков. И сегодня по какой-то фантасмагорической задумке высших сил русскоговорящие люди вновь оказались совсем рядом с настоящим фашизмом. В феврале 2015 года крупный железнодорожный узел Донецкой области Дебальцево подвергся значительным разрушениям в ходе боевых действий в этом районе.

Сопровождающие вооруженные ополченцы показывали, как в поселке Чернухино карательные украинские войска пытались держать оборону, нарыв даже в огородах местных жителей много блиндажей, окопов и ходов сообщений.

Верхом цинизма и варварства является не только то, что здесь прикрывались живыми людьми, но и ДОТ, сооруженный прямо из памятника воинам Великой Отечественной войны.

Боец луганского ополчения, который сопроводил нас к заминированному памятнику погибшим солдатам Красной армии, попросил не указывать не только его имени, но даже и позывной: «У меня мама живет в Киеве. Не за себя, за неё боюсь». Поэтому и сфотографировали мы этого киевского парня только со спины. И ещё… Когда он вел нас к этому месту, ополченцы заставили идти строго по дорожной колее с интервалом не менее 100 метров.
— Саперам здесь ещё много работы, — вздохнул один из них.
— Когда началась пальба, я сразу вспомнила свое детство, — рассказала нам подошедшая 83-летняя местная жительница. — Во время Великой Отечественной войны здесь тоже были страшные бои. Но, к счастью, и в наши дни удалось выгнать фашистов с родной земли.

Бойцы, протирая глаза от якобы случайно попавших соринок и отворачиваясь в сторону, стали совать бабуле продукты, какие нашли в карманах и сумках: конфеты, хлеб, печенье. Кто-то достал небольшую банку с подсолнечным маслом.
— Мы вас, сыночки, ещё в прошлом году ждали, ждали, — всхлипывая, несколько раз повторила старушка.

Бабушка еще помнит Великую Отечественную войну и ей пришлось дважды пережить ужас оккупации. Удивительная вещь история! Более 70 лет назад здесь, в районе нынешнего Дебальцевского котла, советские войска окружили 8 тысяч украинских карателей. Бойцы Красной армии и местные жители вспоминали потом, что в ближайшем тылу у гитлеровцев орудовали отряды украинских националистов, своими зверствами по отношению к гражданскому населению и пленным красноармейцам изумлявшие даже фашистских изуверов. А в июле 2014 года этот район захватили украинские силовики, которые, по словам местных жителей, наводили здесь такой же порядок.

К стеле на месте гибели генерала у поселка Штеповка пройти так и не удалось, так как украинские каратели заминировали все подходы, а саперы там еще не работали. Но в Чернухино пришлось поклониться памяти бойцов Красной армии, наших земляков, сложивших свои головы в этих местах зимой 43-го.

Недавно закончилось упорное сражение в районе Дебальцево на юго-востоке Украины. Кровопролитные, крупномасштабные боевые действия завершились на время перемирия. Однако ситуация остается напряженной. Ополченцы Луганской и Донецкой народных республик продолжают находиться в боевой готовности, армия ВСУ регулярно проводит обстрелы позиций вооруженных сил Новороссии, а на отдельных командиров ополченческих бригад совершаются покушения. Простые люди пытаются выжить в экономической блокаде и с отключенным водоснабжением. В этом убедился наш корреспондент, отправившись в горячую точку.

Погоня за танком на легковушке

Дорога в ЛНР была несложная. До Ростова-на-Дону можно добраться поездом. Автобус, который ходит до города Красный Луч Луганской области ожидался только через 12 часов. На автовокзале незнакомый общительный парень предложил вскладчину поехать на такси. Перспектива полусуточного ожидания не радовала, а потому мы оказались в машине местного бомбилы. В разговоре выяснилось, что попутчик Николай Андреенко уже воевал в ополчении и в свои 24 года имеет два пулевых ранения и две контузии. Оказалась, что Николай вместе со своим 55-летним отцом записались в боевое подразделение «Луч» еще в самом начале военного конфликта. Позже Андреенко-старший погиб при разминировании дороги, а младшему довелось пройти путь от окопа до госпиталя. Время в дороге, протяженностью почти в 200 км, прошло незаметно за интересными рассказами Николая. Он вспоминал, как они целым отделением на одной легковушке гонялись за украинским танком Т-64, пока он не начал погоню за ними.
— Мы на автомобиле двигались параллельно танку, — говорит Николай Андреенко. — Намеревались обогнать его и подбить из гранатомёта. Но башня тяжелой машины неожиданно развернулась и удирать уже пришлось нам. Повредили автомобиль и уходить пришлось через лес пешком. Потом взяли другую машину и все же настигли вражеский танк.

Николай вспоминал, как удалось ликвидировать снайпера силовиков, который целую неделю терроризировал ополченцев и местное население.
— Было ранено уже несколько человек, — говорит г-н Андреенко. — Когда мы прочесывали лес, расположенный напротив наших укреплений, то обнаружили на одном дереве скобы, вбитые ступенями. Было решено оставить здесь засаду. Николай сутки пролежал в укрытии с пулеметом, и стрелок все же объявился. Опустошил ленту в 250 бронебойно-зажигательных патронов. Так удалось не только ликвидировать снайпера, но и очистить местность от деревьев, на которых можно было расположиться противнику.

Николай говорит, что раньше и не думал, что ему — рабочему человеку — придется взять в руки пулемет, да еще и потерять близких на войне.
— Вспомнить есть что, а детям рассказать нечего, потому как это всё очень тяжело пережить, — говорит Николай Андреенко.

Любопытно, что на территории ЛНР расчет до сих пор производится в гривнах. От Красного луча добрались до поселка Алчевска на автобусе за 150 гривен. Здесь встретили бойцы известной бригады «Призрак» и мы поехали в «расположение».

Профессора на шконках

 

Каково же было удивление, когда выяснилось, что это самое «расположение» находится в бывшей тюрьме. Заключенных в ней уже нет, а на шконках расположились ополченцы.
— Очень удобно — вышки по периметру, заборы и колючая проволока, — говорит ополченец с позывным «Фома». — У диверсантов противника нет шансов проникнуть сюда. Да и котельная здесь автономная — всегда есть горячая вода.

Никогда еще не доводилось ночевать в настоящем ШИЗО. Запах в камерах стоит очень специфичный. Но, не смотря на это, у расположившегося здесь отдельного подразделения бригады «Призрак» добровольческого коммунистического отряда боевой дух высокий.

Об идеологических предпочтениях военнослужащих наглядно говорят соответствующие кокарды, нашивки, знамена и десятки томов полного собрания сочинений Ленина. Боец с позывным «Добрый» пригласил отведать солдатской каши, кроме того, довелось увидеть, как проводятся занятия по военной тактике.
— Необходимо постоянно тренироваться, чтобы держать наших бойцов в тонусе, — поясняет боец «Добрый». — Тяжело в учении — легко в бою. Но никто не жалуется, так как находятся здесь по собственной воле.

В этот же вечер прибыли итальянские журналисты, которые снимают документальный фильм про антифашистское движение. «Доброго» они сразу окрестили «Че Геварой Новороссии».

Состав отряда представляет очень разнообразный возрастной и социальный спектр. Здесь находятся бывшие военные, рабочие, преподаватели и сотрудники российских университетов, в том числе доктора и кандидаты наук и многие другие. Служат наравне со всеми и два испанских товарища, которые в часы отдыха развлекают всех игрой на гитаре.

В расположении произошел интересный случай, когда профессор политехнического института задержал доцента технического университета. Позывные у этих добровольцев были соответствующие.

«Профессору» приказали идти в караул и следить за тем, чтобы никто не фотографировал трофейную технику. Мужчина к заданию отнесся серьезно и укрылся в тени. В то время «Доцент», проходя мимо с телефоном в руке, размахивал им, пытаясь поймать сеть. Диалог выдался не по военному деликатным.
— Товарищ «Доцент», к моему сожалению, я вынужден вас задержать, — объявил, выходя из тени, «Профессор».
— Я не возражаю — это ваши должностные обязанности, — отдавая свой автомат, вздохнул «Доцент».

Интересно, что подавляющее большинство жителей луганщины, в том числе и сельские жители, говорят на русском, а не на украинском языке. Причем луганский говор значительно мягче, чем в том же Ростове-на-Дону.
— Нас уже много лет пытались насильственно украинизировать, — говорят в ЛНР. — Но пришел конец и нашему терпению.

Почти все бойцы отряда до сих пор находятся под впечатлением боев под Дебальцево. Помимо боевых ранений, многие ребята простужены. В числе захваченных у противника трофеев — ампулы медицинского препарата на основе опиума. По словам ополченцев, под его воздействием солдаты ВСУ ходили в психические атаки.
— Мы своими глазами видели, как солдату украинской армии оторвало руку, а он даже глазом не моргнул и продолжил движение, — рассказывает боец с позывным «Закат».

Во время пребывания в расположении бригады было совершено покушение на его комбрига Мозгового. 7 марта примерно в 17.00 по возвращению из Луганска при выезде из Михайловки в пределах границы блокпоста Михайловки произвели подрыв трех безоболочных самодельных взрывных устройств. Два из них направили на проезжую часть, по которой в этот момент двигался автомобиль командира бригады «Призрак» Алексея Мозгового. По результатам первичного осмотра сапера на месте взрыва стало ясно, что машину ждали, видели ее приближение издалека. Взрыв предположительно произвели путем передачи радиосигнала. Сам командир получил легкое ранение, но благодаря мастерству водителя удалось обойтись без жертв.

Медаль «За взятие Львова»

Не получилось попасть в само Дебальцево. В это время там начался внезапный локальный бой и на блок-посту всех разворачивали. В столице ЛНР — Луганске, несмотря на раздающиеся неподалеку взрывы и автоматную трескотню, продолжается обычная жизнь. На фоне патрулирующих улицы ополченцев и разрушенных домов гуляют мамы с колясками, а по дорогам ездят маршрутки и троллейбусы, работают дворники, а коммунальные службы снуют по городу на спецтехнике и оперативно устраняют неисправности.

В ЛНР частично объявлен сухой закон, и подвыпившие граждане на улицах рискуют быть сразу задержанными. Чувствуется, что органы безопасности республики уверенно контролируют ситуацию в регионе: блок-посты, придирчивая проверка документов. Но всё очень корректно и вежливо.

На блок-постах российские паспорта почти не смотрят, а украинские проверяют на предмет прописки. И если она не луганская или донецкая, а тем более стоит штамп, например, Львовской или Ивано-Франковской области, то его обладателю придется детально объясняться, зачем он здесь.

Огромный поток добровольцев из России не иссякает. В Ростове по железнодорожному вокзалу и автостанциям бродят люди в камуфляже с нашивками Новороссии. А на пограничном пункте первый вопрос такой: «Вы воевать едете?». Длинные караваны с гуманитарной помощью медленно продвигаются по разбитым дорогам Луганщины. Можно только представить, что было бы, если б помощь от братской России не поступала.

История, как известно, ничему не учит, а только наказывает за незнание фактов. Разгоревшийся почти год назад вооруженный конфликт на юго-востоке Украины с особой остротой обнажил эту истину. В бывшей братской советской республике произошло то, что подспудно тлело и назревало много лет. Украинское государство, мирно получившее независимость в 1991 году, категорически отказало даже в ограниченной федерализации своим восточным регионам, называемым ныне Новороссией. Правда, никто и предположить не мог такого ожесточения и такого количества крови, которая прольется в Донбассе. Около границ России сейчас идет полномасштабная война. Президент Порошенко недавно объявил борьбу «до полного восстановления украинства». И, как обычно случалось в истории, против нашей страны, вступившейся за своих экс-соотечественников, ополчилось всё «цивилизованное» мировое сообщество.

Наши соотечественники удивительно терпеливый и выдержанный народ, но если они берутся за оружие, как восстали жители Крыма, Донецкой и Луганской народных республик, то значит, наступил последний предел терпению людей.

По всему похоже, что этот конфликт будет ещё долго гореть. Нынешний националистический режим в Киеве, получая финансовую подпитку западных стран, по-прежнему будет пытаться подавить народное движение в Донбассе и силой насадить поголовное «украинство».

Правда, прижимистые европейцы деньги считать тоже умеют и если убедятся, что вложенные средства не дают нужной отдачи, то и их позиция может поменяться. В любом случае сейчас все зависит от выдержки и стойкости луганцев и дончан, а также поддержки — гуманитарной, моральной и прочей, которую им оказывает наша страна.

Луганчане и бойцы ЛНР в разговоре подчеркивали, что победа в районе Дебальцево далась им нелегко, но тем она ценнее. Украинские силовики потерпели очередное чувствительное поражение. И то, что киевская власть выражает готовность выполнять минские договоренности, считают собеседники, — вовсе не результат её доброй воли, а последствие поражений на поле боя.

Как, впрочем, налицо и стремление потянуть время для приведения в порядок своих потрепанных войск. Это новороссийские ополченцы прекрасно понимают и готовятся к новым боям. Примечательно, что многие бойцы отряда намерены закончить эту войну получением медали «За взятие Львова».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 8 апреля 2015

Заголовок в газете: Заминированная память

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру