Над городами Башкирии пролетят летчики в форме времен Великой Отечественной

Аэродромный комплекс малой авиации Первушино отметит 70-летие Великой Победы масштабным авиаперелетом

Над Белорецком, Сибаем, Стерлитамаком, Ермекеево, Октябрьским и Нефтекамском с 4 по 8 мая пролетят и будут садиться самолеты с летчиками в военной форме образца 1943 года. В Первушино назвали агитационный проект «Золотое кольцо Башкортостана», потому что этот «бренд никто не запатентовал».

Аэродромный комплекс малой авиации Первушино отметит 70-летие Великой Победы масштабным авиаперелетом

Помашут крыльями

По словам директора аэродромного комплекса малой авиации «Первушино» Сергея Минигулова, который лично сел за штурвал самолёта «Роланд», акция выполняется от имени «всего летного цеха республики». Готовилось столь феерическое действо с ноября прошлого года.
— Мне очень интересно погружаться в эпоху Второй мировой войны, — рассказывает г-н Минигулов. — Хочется понять, почему люди того времени испытывали такое чувство патриотизма. Я изучаю историю, чтобы узнать, каким образом, несмотря на тяжелейшие обстоятельства и повсеместное горе, жители советской страны чувствовали высокий духовный подъем и умели радоваться жизни.

Сергей уверяет, что «агитперелет направлен на поддержание в Башкортостане масштабной праздничной атмосферы доблести и гордости за свою страну, на подъем военно-патриотического духа молодежи, проявление внимания и уважения к ветеранам войны, увековечивание памяти погибших бойцов и, конечно же, летчиков, покрывших себя вечной славой».
— Каждый третий военный летчик, участвовавший в боях Великой Отечественной, являлся воспитанником аэроклуба оборонно-массовой деятельности, в которых зарождались истоки летного мастерства и массового героизма, — говорит Сергей.

Экипаж эскадрильи, которая полетит над городами Башкирии, состоит из 12 человек — летчиков-инструкторов аэродрома «Первушино», блогеров и журналистов. Среди представителей прессы — Сергей Фомин из Москвы и Евгений Лебедев из Перми — авиационные фотографы. Среди участников — известный уфимский бард Александр Лынник, который обещает в каждом городе дать концерт и исполнить вместе с другими летчиками знаменитую «Смуглянку».

В каждом городе, куда прилетит эскадрилья Победы, участники перелета возложат цветы к местным мемориалам с надписями «От летчиков Республики Башкортостан».
— Мы заказали себе форму Красной Армии образца 1943 года, — объясняет г-н Минигулов. — И даже ордена и медали, которые мы наденем, не бутафорские — все заслуженные. А звание на погонах — именно то, которое соответствует военному билету.

Своим рейдом профессионалы малой авиации намерены вернуть искусство публичных авиапоказов высшего мастерства.
— Мы запланировали проход вдоль городской черты, красивым плотным строем с интервалом 6-7 метров, соответственно будут ведущие, ведомые, замыкающие, — рассказывает Сергей Минигулов. — К сожалению, вдоль Уфы пройтись строем не удастся, для полетов здесь сложно получить разрешение.

По словам летчика, в каждом районе, куда планируется перелет, «ни один глава администрации не выступил против, наоборот, восприняли летную программу с энтузиазмом». И даже заявили, что если пролет самолетов возможен над Красной площадью в Москве, то тем более это сделает честь любому российскому населенному пункту.

Помощь с небес

Сам Сергей Минигулов — совладелец и директор аэродромного комплекса «Первушино» — весьма колоритный персонаж, и если бы не его энергия и усилия, вряд ли Башкирия оказалась первым в стране регионом, где так активно развивается малая авиация и возможны масштабные авиашоу.

Сергей называет себя «потомственным авиатором»: его дед Шарип Минигулов — гвардии полковник ВДВ, кавалер ордена Александра Невского — возглавлял республиканский ДОСААФ, сменив на этом посту легендарного Мусу Гареева. И не случайно на карте перелета оказалось Ермекеево — в этом районе в деревне Суккулово родился прославленный ветеран войны, кавалер ордена Красного Знамени Шарип Минигулов, здесь появятся улицы его имени. А теперь не менее знаменитый внук Шарипа Минигулова, пролетая над родиной деда, отдает ему дань памяти.
— Я думаю, дед на небесах помогает мне осуществлять планы возвращать отрасль малой авиации к утерянным позициям, — признается Сергей. — Для Шарипа Хабеевича развал системы ДОСААФ, как и общий крах всего советского, было личной трагедией. Он сильно переживал, видя, как гибнут его труды. Дед был человек прямой и честный, как и все военные. Стоит только сказать, что командиром роты он высадился в Праге 21 августа 1968 года и арестовал первого секретаря ЦК компартии Чехословакии Александра Дубчека.

Сергей надеется, что теперь «в меру своих сил» он постарается исправить то, что не удалось сделать его деду.

Действительно, иначе, как помощью свыше, не объяснить успехи Минигулова-младшего, который с недавнего времени является членом Комиссии при пpезиденте России по вопросам развития авиации общего назначения. Проект башкирского перелета, посвященного Великой Победе, был представлен на рассмотрение на одном из заседаний комиссии, где не только одобрили летное мероприятие, но и рекомендовали проводить летные шоу в других регионах. А в прошлом году на базе уфимского аэродромного комплекса прошло всероссийское совещание комиссии.
— Если уж Кремль считает возможным проводить в Уфе свои заседания, значит, в российских регионах подобного нет, — полагает Сергей.

А учитывая, что аэродром малой авиации возник в чистом поле у деревни Первушино за три с небольшим года, а теперь здесь проходят грандиозные авиашоу, военно-полевые реконструкции, работает парашютный центр, обучаются курсанты и кадеты, поражаешься кипучей энергии Сергея Минигулова.

Г-н Минигулов рассказывает, что его дед, будучи председателем обкома ДОСААФ, заканчивал достройку аэродрома «Забельский».

— У вас семейная традиция строить аэродромы?
— У нас семейная традиция заниматься авиацией, — говорит Сергей. — А со мной сейчас люди, которые еще при моем деде работали в системе ДОСААФ. Существующая малая авиация сегодня построена практически целиком и полностью на энтузиазме отдельных людей. И наша команда сегодня нацелена на возрождение летного искусства.

Летная культура

Г-н Минигулов признается, что воплотить грандиозную задумку по созданию в Уфе аэродрома малой авиации ему помог «административный ресурс». В 2011 году Сергей попал на встречу с главой региона Рустэмом Хамитовым, где поделился амбициозными планами по развитию малой авиации. В частности, авиатор отстаивал проведение в Уфе 24-го чемпионата сверхлегкой авиации.
— Я защищал свой проект лично перед Рустэмом Хамитовым, с картой, как положено, — рассказывает Сергей Минигулов. — Надо сказать, что руководитель республики отлично разбирается в картах, может читать их и в прямом виде, и в перевёрнутом, как угодно. Он попросил мои летные документы и, наверное, поверил в меня. Потом, когда у нас все получилось, мы все летчики, офицеры, поклялись никогда не подводить региональную власть, которая нам так помогла.

Сегодня площадка в Первушино становится этаким технопарком авиационных идей и видов авиационных работ. Здесь будет базироваться автожирный центр, получивший сертификат эксплуатанта, который, по словам г-на Минигулова, «должен встроиться в экономику республики». Кроме того, в Первушино… собирают самолеты.

По оценке Сергея Минигулова, в Уфе около 30 частных воздушных судов. Отрасль развивается трудно: сказываются высокие пошлины на импортные машины. К примеру, четырехместная новая «Цесна» до кризиса стоила 16 млн рублей. Поэтому в Первушино развернули собственное производство сборки легких самолетов. Однако приходиться за валюту закупать машинокомплекты, которых в России не делают.
— Я облетываю новые машины, приезжают специалисты — сертифицируют, и мы их либо продаем, либо используем для себя, — говорит летчик-эксперт.

По его словам, он видит свое будущее в испытании новой техники, произведенной в Башкирии на мощностях авиационно-сборочного предприятия «Кондор», где г-н Минигулов по совместительству занимает должность шеф-пилота.
— В сборке самолетов — системный кризис, — говорит он. — Если даже предположить, что мы украдем чертежи западного перспективного самолета, у нас нет своего двигателя. В советское время был АИ14, его чертежи отдали в соцлагерь в рамках договора совета экономической взаимопомощи, а с 1956 года в Польше делается самолет Ан-2, а в Венгрии самолет Як52 и вертолет Ми2. Теперь мы покупаем за границей наши же летательные аппараты. Так исторически повелось, что в нашей стране производство легкой авиации было упущено.

Кроме того, для создания «хорошего и грамотного» самолета нужна конструкторская школа, а настоящие профессионалы в Башкирии есть только в Кумертау на вертолетном заводе. Кроме того, авиаторы вынуждены закупать авиационный бензин в Финляндии по 150 рублей за литр, хотя раньше такое топливо выпускали в Уфе. А теперь из российского сырья авиационное горючее выпускают за границей.
— Мы слышим все время одну и ту же отговорку — нужен госзаказ, — горячится Сергей. — Для создания двигателя для малой авиации, который можно было бы потом использовать и для авиаглиссеров и для беспилотников, государство должно создать специальную программу. Ну, хорошо: сделайте двигатель для малой авиации под имеющееся топливо, опять ответ — нет госзаказа. А ведь пока государство развернется, может быть уже поздно. И это отрасль, где предложение формирует спрос. Более 70 лет назад был приказ Сталина создать двигатель для малой авиации, создали АИ-14 — академика Ивченко, из него продолжили серии М14П, но он уже архаичен. А взамен за столько лет принципиально нового ничего не пришло.

Правда, по мнению директора аэродрома, ситуация в отрасли меняется. Так, система разрешений на вылет сменилась системой уведомлений, однако «есть другие сложности».
— Это касается сертификации самолетов, снижение пошлин на ввозимые самолетокомплекты, аренды на землю, тарифов на коммуналку, — говорит г-н Минигулов. — Но это болезнь роста отрасли, ею надо переболеть как скарлатиной. Малая авиация сейчас в стадии формирования летной культуры, которой не было почти двадцать лет.

Открой для себя небо

Сегодня слоган аэродромного комплекса «Открой для себя небо». Но, по словам г-на Минигулова, занятие авиацией общего назначения нельзя назвать бизнесом или коммерцией, скорее это дело, которому человек отдает всю жизнь. Сам он не попал в профессиональную авиацию, но считает, что это к лучшему, «потому что у Бога были на него другие планы», и иначе не появился бы в Уфе аэродромный комплекс.
— Управлять легкомоторным самолетом намного сложнее, чем большим воздушным судном, — объясняет он. — У наших самолетом нет системы автоматического управления, и все, что с тобой происходит в небе, зависит только от тебя самого, от твоих навыков и умений. Полет — это непередаваемое чувство свободы, когда все только в твоих руках. А дорога в большую авиацию лежит из малой.

При этом Сергей уверяет, что летчика, потерявшего страх, надо срочно дисквалифицировать.
— Должно быть разумное чувство опасности, — говорит он. — Но при этом человек должен быть готов к риску. И таких людей на самом деле немного, поэтому так велик отсев среди наших курсантов.

По словам г-на Минигулова, настоящие летчики — «простые люди без лишних понтов», которые не мыслят себя без неба. Сам Сергей, прежде чем пришел в авиацию, трудился в правоохранительных органах, занимался бизнесом, где, по его словам, «продавал прошлогодний снег».
— Но потом понял, что не в этом смысл жизни, мне стало просто неинтересно, — сообщает авиатор. — А зарабатывать деньги на авиационной деятельности невозможно, потому что требуется очень высокая компетентность работников, при этом круг потребителей услуг ограничен. Так что пришлось выбирать между большими деньгами и делом жизни. Деньги становятся не целью, а средством для достижения еще больших целей.

Аэродромный комплекс Сергей Минигулов называет «проектом».
— Мы растем как личности вместе со своими проектами, — философски говорит он. — А новая ответственность — это очередной фактор для роста. Поэтому мы стремимся и в дальнейшем проводить авиационные праздники и совершенствовать развитие авиации общего назначения, проводить фестивали для любителей авиации и как можно шире популяризовать эту отрасль.

Летчик-инструктор полагает, что «случайных людей в авиации нет, не было и не будет».
— Я всегда буду настаивать, чтобы авиаторами становились только люди, которые имеют к этому предназначение и призвание, — говорит г-н Минигулов.

Любопытно, что начальник аэродромного комплекса считает, что склонность к полетам закладывается генетически.
— Если у человека этих качеств нет, то ему нечего делать в небе, — уверен он. — Мы с такими людьми расстаемся. Многие приходят на аэродром, чтобы побороться со своими внутренними комплексами. Но у нас не группа психологической разгрузки, а дело с жесткими правилами.

При этом Сергей полагает, что дети, которые имеют склонность упражняться на авиасимуляторах, обязательно в будущем поднимутся в небо.
— Мы сами все немножко дети, и чем больше летаешь, тем больше понимаешь, что у нас есть нечто ценное, которое не измеришь никакими деньгами, — заключает он.

Кстати, перелетом Первушино-Нефтекамск патриотическая программа от авиаторов не закончится. 20 июня начнется масштабная военно-полевая реконструкция совместно с «Военно-историческим обществом» в канун Дня памяти и скорби. Одной «пехоты» будет 150 человек, также организаторы обещают два ходовых экспоната — танк Т34 и немецкий Т6 «Тигр». Театр военных действий — полигон в Первушино. По окончанию — авиашоу и концерт военной песни, а на следующий день откроется 28-й Чемпионат России по сверхлегкой авиации.

Сюжет:

70 лет Победы

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 6 мая 2015

Заголовок в газете: Эскадрилья победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру