«Молодежь неравнодушна к авиации»
На летное поле в Кушнаренковский район отправились ученики городской гимназии №1 — участники волонтерского движения. Это подарок патриотически настроенной молодежи за их активное участие в жизни города.
— Ранее в рамках проекта «Землякам-героям — память и слава» школьники Благовещенска уже посетили уфимское трамвайное депо №1 имени нашего земляка, танкиста Сергея Зорина, Башкирское производственное объединение «Прогресс», где работал после войны герой-артиллерист Дмитрий Сергеев, побывали в музее Ивана Нелюбина, который упоминается в четвертой серии «Семнадцати мгновений весны», — рассказала один из авторов проекта, член совета ветеранов района, бывшая учительница Фарзана Муштареева. — Эта экскурсия посвящена памяти уроженца нашего города, летчика-героя Петра Комлева, мы подготовили о нем фильм-презентацию. За помощью в организации обратились в аэроклуб Первушино и были приятно удивлены, с каким энтузиазмом откликнулись наши летчики.
Пилоты аэрокомплекса встретили ребят в военной форме образца 1943 года. Именно в ней в мае этого года они совершали агит-перелёт «Золотое кольцо Башкортостана». Стартовав на аэродроме Первушино, участники акции посетили Белорецк, Сибай, Стерлитамак, Ермекеево, Октябрьский и Нефтекамск.
— Для меня перелет по маршруту «Золотое кольцо Башкортостана» стал одним из самых значимых событий в жизни, — отметил пилот-инструктор Раиль Сафаргалеев. — Мы возложили цветы к памятникам, побывали в музеях боевой славы, встретились с ветеранами, но самое главное, смогли показать жителям республики свое мастерство — воздушный пилотаж. Очень приятно, что среди зрителей оказалось много молодежи, которая неравнодушна к авиации.
Для пилота-инструктора, известного уфимского радиоведущего и певца Александра Лынника «Золотое кольцо Башкортостана» — маршрут знакомый. Пять лет назад он с товарищами по аэроклубу уже совершал перелет по этим населённым пунктам.
— Было все: и сложные метеоусловия, и тяжелый труд, встречи с ветеранами, с молодежью, — поделился впечатлениями радиоведущий. — Я видел, что не надо ветеранам пафосных слов, им нужно наше искреннее внимание, которое идет от сердца. Во время перелета у нас не было ни одной формальной страницы, это было не для того, чтобы перед камерой покрасоваться, а чтобы отдать честь нашим дедам. Стоя у Вечного огня, я вспоминал своего деда, который ввернулся с войны в 1946-м году и через восемь лет умер от ран.
«Юношеские грезы — самые чистые»
Во время просмотра фильма о герое-летчике к ребятам из Благовещенска присоединились кадеты школы-интерната имени Мусы Гареева, которые проходят на аэродроме Первушино летную подготовку. Александр Лынник призвал кадетов, которые сегодня стоят перед выбором жизненного пути, ни в коем случае не отказываться от своей мечты и смело идти к намеченной цели.
— Мне было около девяти лет, когда я увидел фильм «Два капитана», а потом прочитал книгу Вениамина Каверина, по которой он снят, — рассказал он. — Я думал: «Вот бы мне научиться летать, побывать на Северном полюсе, открывать какие-то земли». Эту мечту я пестовал всю жизнь, а осуществил, когда мне исполнился 51 год. Не надо убивать свою мечту детства, она самая чистая и яркая. Мы вырастаем, становимся прагматичны, и уже некогда порой даже думать о ней. Но к концу жизни, когда ты будешь анализировать, для чего появился на свет, будет вспоминаться только мечта, которую не осуществил. Но есть люди, которые говорят: «Я сделал в этой жизни все, что хотел, что от меня зависит».
Затем воспитанники летного кадетского корпуса отправились на тренировочные полеты, а гостей из Благовещенска ждала экскурсия по аэрокомплексу.
В этот день школьники поднялись на смотровую площадку, откуда летное поле видно как на ладони, заглянули в ангары, побывали в сборочном цехе, подержали в руках детали будущих самолетов и даже посидели за настоящим штурвалом. Оказывается, иностранные летательные средства прибывают в Башкирию в огромных ящиках, и уже здесь местные умельцы собирают из деталей мощные аэромашины. Цикл сборки двухместного самолета занимает порядка четырех месяцев, четырехместного — шесть-семь месяцев.
— Создавать аэродром мы начали шесть лет назад, — рассказал генеральный директор аэродромного комплекса малой авиации Сергей Минигулов. — Сегодня работаем по нескольким направлениям: готовим авиаперсонал, занимаемся парашютной подготовкой, организуем воздушные праздники. Помимо кадетов на аэродром приходят люди, которые хотят получить летное удостоверение пилотов, которых мы обучаем.
Сегодня аэродром Первушино — комплекс с развитой инфраструктурой: летное поле, способное вместить 116 самолётов, радиостанция, обеспечивающая связь с бортом на 60 километров, собственный парк самолетов и вертолетов, центр обучения пилотов и парашютный центр, собственная метеостанция, кафе, гостиница, автостоянка. Однако впереди у пилотов много дел. В числе первоочередных задач — проведение газа, ведь до сих пор ангары и цеха здесь отапливаются «буржуйками».
«В 50-е в Башкирии была хорошая авиашкола»
По словам Сергея Георгиевича, сегодня сектор малой авиации в нашей стране развивается в основном силами энтузиастов. По данным прошлого года, в России зарегистрировано шесть тысяч пользователей самолета этого класса, в то время как в США — 450 тысяч.
— Сейчас мы стараемся уровнять этот баланс, России все равно придется прийти к общемировым стандартам, — отметил он. — Мы стараемся внести свой вклад в нашу отрасль, но есть одна печальная подробность: здесь, на поле, по сути, нет ни одного российского самолета. Единственный — это АН-2, но это еще самолет времен СССР, который сделал первый полет в 1949 году. Состояние отечественной малой авиации оставляет желать лучшего, мы летаем на импортной технике.
Сергей Минигулов надеется, что зарождающиеся процессы импортозамещения затронут не только продуктовый сектор и легкую промышленность, но и авиационную отрасль.
— В 50-е годы в Башкирии была хорошая авиашкола, однако за последние десятилетия мы утратили не только промышленный потенциал, но и инженеров и конструкторов, — говорит он. — Поршневые двигатели для малой авиации в России практически не выпускают. В секторе частной авиации, который работает на военно-патриотическое воспитание, техника в основном импортная. В нашей стране энтузиасты — настоящие профессионалы. В Первушино все держится на личности. Мы сами собираем самолеты, на которых летаем, но самолеты эти импортные.
После экскурсии школьникам была показана короткая воздушная программа. Сначала в небо поднялся Раиль Сафаргалеев на автожире, этот аппарат совместил возможности вертолёта и самолета. Затем к нему присоединился Сергей Минигулов на самолете «Роланд». Летчики продемонстрировали фигуру «горка», пикирование под разным углом, бреющие полеты и проходы над землей, боевые развороты, развороты на горке, виражи с разными углами крена. Мастерство пилотов произвело на школьников-волонтеров сильное впечатление.
— Меня всегда интересовала авиация, и я мечтаю полетать на таком маленьком самолете, — говорит восьмиклассница гимназии №1 Благовещенска Даша Мельникова. — Очень заинтересовала презентация, ведь о своем земляке летчике Комлеве я раньше ничего не знала.
Сергей Минигулов пригласил ребят посетить историческую реконструкцию времен Второй мировой войны, которая пройдет на аэродроме Первушино 20 июня.
— Это будет красочное зрелище, на поле выйдут наши и немецкие танки, будет летать авиация, работать госпиталь, мы задействуем бронетехнику и артиллерию, — рассказал он. — В реконструкции примет участие 150 человек, в том числе и участники поисковых отрядов, а всего на летном поле соберется 20 тысяч человек со всей России.