Вениамин Ривкин: «Автопредприятие мы создавали по крупицам»

Ветеран «Башавтотранса» отметил 90-летний юбилей

90-летие отметил человек-легенда, старейший сотрудник ГУП «Башавтотранс», труженик тыла, ветеран труда Вениамин Яковлевич Ривкин, на глазах которого создавалась история страны.

Ветеран «Башавтотранса» отметил 90-летний юбилей
Фоото: архив МК

70 лет за рулем автомобиля

Он был среди тех, кто в 60-е годы буквально по крупицам собирал автотранспортное хозяйство республики. Как рассказал ветеран, секрет его долголетия – в умении терпеть, трудиться и верных и надежных друзьях, которые в трудную минуту подставят крепкое мужское плечо, помогут и делом, и советом. Несмотря на преклонный возраст, Вениамин Ривкин бодр духом, активен и энергичен. Даже находясь на пенсии, он старается участвовать в судьбе родного коллектива, являясь заместителем совета ветеранов «Башавтотранса».

– Автотранспортниками не становятся, ими рождаются, - поздравляя юбиляра, отметил генеральный директор «Башавтотранса» Тимур Аклаев. - Долгие годы ваша судьба была неразрывно связана с ГУП «Башавтотранс». Талант руководителя, техническая грамотность, чутье инженера, широта и энергия души, умение претворять в жизнь смелые планы, решать масштабные задачи послужили созданию и развитию в республике единого и стабильного автотранспортного комплекса.

Родился Вениамин Ривкин в Полтаве, молодость провел на Волге, а потом переехал Башкирию. Перспективного специалиста не раз звали на повышение в Москву, но он оставался верен республике.

– В Башкирии я живу уже 65 лет. Люблю республику, люблю этот город, люблю наше автомобильное дело, - признается он. – Мы вложили в него много, и потому это мне так дорого. Мне часто предлагали уехать, но это моя вторая родина. Как сказал Мустай Карим, «не русский я, но россиянин», - говорит он. – Мне очень хочется, чтобы наша профессия была почитаема, никто не ругал автомобилистов, а частники не отвлекали от работы.

Вениамин Яковлевич рассказал, что у его часто интересуются, «как дожить до 90 лет».

- Есть пословица: «Терпение и труд все перетрут». Терпения у меня всегда с горой было. 1933 год в Полтаве, где я родился, – Голодомор. 1937 год – папу арестовали. Пережил и голод, и безотцовщину.

Юность Вениамин Ривкин пришлась на трудные военные годы. В 15 лет в Подмосковье он вручную рыл противотанковые рвы. Зимой 1943 года его, десятиклассника, призвали на фронт. Собирались отправить в пулеметно-минометное училище, но из-за проблем со зрением определили в воинскую часть № 36680 «Полевая почта» в Арзамасе. Стране нужны были рабочие руки, и вчерашний школьник стал мотористом-монтажником в полевой авиационной мастерской по ремонту прибывших с фронта самолетов. За время работы в годы войны Вениамин Ривкин получил 11 наград.

Демобилизовавшись в 1945 году, наш герой решил получить высшее образование. Поступил в Горьковский индустриальный институт имени Андрея Жданова на автомобильное отделение. Тогда же получил водительские права.

– Стипендия у нас была 600 рублей. Была карточка: 600 грамм хлеба на день, 300 грамм сахара в месяц. И все. Мы тогда организовали «на Волге широкой, на Стрелке далекой» «биржу труда». Работал ночами грузчиком, - говорит он. – Со мной учились очень интересные люди, это был первый послевоенный набор. Костя Катышев – председатель ЦК КПСС, завпредсовмина, последние пять лет был послом на Кубе. К тому же он был футболистом горьковского «Торпедо». Еще один однокашник, Владимир Панов, участвовал в первом гусеничном походе в Антарктику. Что из нас получилось, не нам судить, но мне кажется, что все мы несли службу хорошо.

В Башкирию – за любовью

После окончания института Вениамин Яковлевич думал остаться в родном Горьком, однако жизнь распорядилась иначе. Сердце парня с первого взгляда покорила выпускница инфака Горьковского пединститута Рая.

- Это была любовь с первого взгляда. Рая была такой хрупкой и в тоже время такой шустрой и активной, что устоять перед ней было невозможно. Тогда я сразу решил, что она будет моей женой.

После окончания вуза девушка получила направление в Уфу – преподавать английский язык в пехотное училище. Педагогов не хватало, и отпускать молодого специалиста обратно в город на Волге в училище отказались. Тогда Вениамин Яковлевич принял судьбоносное решение: после окончания политеха вслед за любимой супругой перевелся в столицу Башкирии – развивать транспортное хозяйство республики.

– Поженились мы с ней мимоходом. Надо было перебираться в Уфу. За направлением поехал в Москву. В столице мне говорили: «Ну куда ты едешь? В Башкирии нет автомобильного транспорта!», - делится воспоминаниями он.

Ривкину посоветовали искать покупателя – так в те годы называли потенциальных работодателей. Слово за молодого специалиста замолвил директор пехотного училища, где работала молодая супруга Вениамина Яковлевича. С направлением он отправился в министерство нефти. Там вчерашнего студента приняли с распростертыми объятьями.

– Вы автомобилист! Нам позарез нужен специалист на завод, там огромный транспортный цех!

Трудовую деятельность Вениамин Яковлевич начал в 1950 году в должности главного инженера транспортного цеха Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода. Позже работал директором МТС в Бакалах, где обслуживал 34 колхоза. Кстати, в соседнем МТС главным инженером работал будущий президент Татарстана Минтимер Шаймиев.

– Мы с ним запчастями менялись, - рассказывает Вениамин Ривкин.

В 1959 году наш герой стал главным инженером Башкирского автотранспортного треста. Здесь ему поручали самые сложные и ответственные задания.

– Хотелось бы, чтоб все поняли: в жизни не все складывается легко, особенно в автомобильном деле, шишек нахватать можно много. Но терпите! И не забывайте про труд.

«Когда вложил в работу много сил, начинаешь ею дорожить»

Как вспоминает ветеран, предприятие, которое является крупнейшим автоперевозчиком Башкирии, создавалось по крупицам на его глазах.

– Труд у нас был тяжелый, - рассказывает он. – Из маленьких гаражей создавалось транспортное предприятие. Хорошо бы вспомнить историю создания наших автохозяйств – Салаватского, Стерлитамакского, Кумертауского. Когда-то уфимская автоколонна располагалась на месте троллейбусного парка и была привязана к уфимскому нефтеперерабатывающему заводу. Троллейбусы должны были возить вахту по западной дороге. Я сумел доказать в обкоме, что троллейбус – не вахтовый перевозчик, нужны автобусы.

Как истинный автомобилист долгие годы Вениамин Яковлевич был заядлым любителем модного тогда в Башкирии мотоспорта и даже судил первые в мире гаревые гонки.

У аксакала два сына – Алексей и Геннадий, три внука и 8-летний правнук.

– Он тоже Вениамин Яковлевич Ривкин, мой дублер, - с гордостью говорит ветеран. – Такой жох-парень растет! Очень приятно, что его назвали в честь меня. Мы ведь не вечны. Уйдешь, но когда кто-то скажет его имя, невольно и меня вспомнят.

На 90-летие коллектив «Башавтотранса» подарил юбиляру огромного слона. Дело в том, что Вениамин Яковлевич много лет собирает статуэтки этого животного.

– Начало коллекции положил мой старший сын, который и «втравил» в это меня, - рассказал он. – Сейчас у меня дома все заставлено слонами. В моей коллекции полторы тысячи экспонатов, от крохотных до огромных.

За трудовой подвиг в тылу и добросовестный труд в послевоенные годы Вениамин Ривкин награжден орденом «Знак почета», медалями «За Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «100-летие Георгия Жукова», «За освоение целинных земель», «За долголетний добросовестный труд» и другими. К юбилею наград у ветерана прибавилось: родной коллектив изготовил для него специальную медаль «За победу над юбилеем», о которой Вениамин Ривкин мечтал давно.

– 90 лет – это интересный возраст, - смеется юбиляр. – С семи утра поздравления по трем телефонам. Отвечаем всей семьей. Владимир Шаинский, детский композитор, тоже на днях 90 отметил. А Владимиру Зельдину – 101. Я уж было думал, уходить пора, прихватило здорово. А увидел его – танцует. А я что, хуже?

Генеральный директор ГУП «Башавтотранс» признался, что Вениамин Яковлевич стал примером целеустремлённости, трудолюбия и профессионализма для всего коллектива.

- Вы вправе гордиться прожитыми годами, трудовыми достижениями, замечательной семьей — детьми, внуками и правнуками, - подытожил Тимур Аклаев.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 23 декабря 2015

Заголовок в газете: «Автопредприятие мы создавали по крупицам»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру