Концерт Земфиры обернулся для уфимцев поминками по ушедшей юности

В столице Башкирии певица завершила первую часть тура «Маленький человек»: Уфа стала десятым городом в гастрольном списке.

02.03.2016 в 00:58, просмотров: 5078

После десятидневной передышки в марте Земфиру ждет еще 11 заполненных спорткомплексов: выступления практически везде проходят с впечатляющими аншлагами. И это несмотря на то, что повсеместно отменяются концерты звезд первой величины на куда более скромных площадках.

Концерт Земфиры обернулся для уфимцев поминками по ушедшей юности
Фото: архив МК

«Не списывайте меня со счетов»

В кризисное время публика предпочитает экономить на зрелищах. Однако выступлений Земфиры финансовые проблемы будто не коснулись. Притом, что она три года не выпускала новых альбомов и очень редко появляется на ТВ, Земфира в очередной раз подтвердила статус главной и успешно гастролирующей рок-дивы страны.

Уфимцы всегда ждут приезда артистки с особым трепетом, но отношения с родным городом у Земы всегда были непростыми. С тех пор, как Земфира пела в уфимских переходах и ресторанах, интересная разве что горстке тусовщиков и неформалов, прошло уже четверть века. Уже в 2000-м она триумфаторшей вернулась в родной город: в свой 24-й день рождения получила в Белом доме молодежную премию и почему-то снегоход «Рысь», а потом собрала многотысячную толпу на бесплатном сольнике напротив мэрии. По иронии судьбы - в нескольких метрах от перехода, где когда-то лабала перед равнодушными прохожими. И теперь милиция, которая когда-то гоняла ее из подземелья, оберегала от обезумевшей толпы уфимских поклонников. С тех пор она дала еще четыре концерта, собрав Дворец спорта в 2002-м, два зала в «Огнях Уфы в 2005-м и 2011-м и ипподром на пару с Шевчуком в 2013-м. Но даже теперь, когда певица, кажется, уже все всем доказала, она до сих пор носит в себе это подсознательное чувство обиды на уфимцев, которые в 90-е не распознали в ней будущую звезду. И эти противоречивые эмоции, замешанные на горечи, она выплескивает на уфимских концертах, кажется, сама того не желая. Не исключением стало и ее выступление во Дворце спорта, когда Земфира в очередной раз пыталась вызвать у уфимцев чувство вины.   

Впрочем, Земфира хорошо известна тем, что никогда не имела дешевой привычки заискивать перед публикой. Не стесняясь в выражениях, она может назвать концертную площадку «старым сараем», как было в Челябинске, или поставить на место наглого фаната, уйдя со сцены, как это было в Ростове и в Уфе. В нынешнем гастрольном туре пока обходится без подобных скандальных историй, правда в Нижнем Новгороде певица успела сделать громкое заявление: «Я не хотела этим спекулировать, но это мой последний тур», - заявила Земфира, нелестно отозвавшись о качестве звука в тамошнем Ледовом дворце.

Впрочем, дело оказалось не в плачевном состоянии концертных площадок, которые устала терпеть певица-перфекционистка. После того, как интернет заполнили истеричные новости о том, что «Земфира прекращает гастрольную деятельность», сама артистка поспешила конкретизировать брошенные со сцены слова:

- Фраза «это мой последний тур» означает ровно то, что означает - последний тур, - написала она в соцсети. - Формат туров для меня отныне исчерпан - тяжело, хлопотно, нервно. И если мне захочется дать концерт, позвольте, я сделаю это. Поэтому, пожалуйста, не списывайте меня со счетов, и уж лучше вы к нам!

К слову, в Самаре, откуда Земфира прибыла в Уфу, она снова проехалась по дворцу-развалюхе, где ей пришлось петь. Артистка обратила внимание на зияющий дырами потолок ледовой арены и поделилась опасениями с публикой: «Как бы он нас сегодня не убил».

Поклонники, привыкшие к крутому нраву любимицы, предпочитают сами завоевывать ее благосклонность: на каждом концерте устраивают несколько флешмобов, разворачивают гигантские плакаты, дарят цветы и презенты – лишь бы рок-королева не серчала. Перед уфимским концертом публика получила на входе письменные указания: на какой песне порадовать певицу огоньками фонариков, на какой – сложить ручки сердечком, а когда поднять листочки с надписью «Гордимся». Зема так выдрессировала свою паству, что фанаты централизованно обучают хорошим манерам рядовую зрительскую массу. Так, инициативная группа призвала «быть вежливыми и внимательными к своему поведению». Например, «не выкрикивать названия любимых песен», видимо, после случая в Ростове, когда Земфира прервала концерт после бестактной заявки из зала, и «ничего не кидать на сцену», видимо, после случая в Уфе в 2011-м, когда поклонник без злого умысла запустил в певицу подарком – бараньим рогом. Может быть, благодаря этому своду правил концерт и прошел без эксцессов. Однако это не спасло от некоторой холодности между публикой и рок-звездой.   

«Я буду сдержанной и взрослой»

Зрители начали подтягиваться к Дворцу спорта к пяти часам, зная по опыту: если прийти впритык к началу, к выходу на сцену Земы можно просто не успеть. Так оно и вышло: к восьми часам очереди к металлоискателям становились все больше и больше. Те же, кто прорвался во Дворец пораньше, могли прикупить футболки с графическим портретом певицы по цене самого дешевого билета на концерт – по две тысячи. Или успеть раздеться в импровизированном гардеробе, в котором оказалось ограниченное число мест. Из-за проблем с проходом в гигантские концертные залы во всех городах тура публику разогревают музыканты, пока оставшиеся зрители с опозданием подтягиваются в зал. В шести первых городах терпение фанатов испытывал англичанин датского происхождения Алекс Варгас, а в Нижнем, Казани, Самаре и Уфе за ди-джейским пультом доводил публику до исступления вихрастый блондин Роман со знаковой для Земфиры фамилией Литвинов, более известный под сценическим псевдонимом Mujuice. Хотя Земфира и заявляла, что на разогреве у нее будут играть британские исполнители, но исключение из-за форс-мажора сделать все-таки пришлось. Напомним, отечественному ди-джею пришлось в срочном порядке заменять английскую группу Hidden Charms, которая отменила выступление в связи со смертью менеджера. Но если Варгас худо-бедно попадал в стилистику артистки, то ди-джей, на целый час превративший уфимскую площадку в некое подобие Казантипа, оказался на концерте Земфиры совсем не в тему. Все-таки Зема – совсем не Мадонна, которая специализируется на танцевальной музыке и выпускает на разогрев модных ди-джеев. Лишь под самый выход артистки Роман выдал ремикс на песню «Возвращайся домой», которую записал вместе с рок-дивой. Только тогда одуревший от клубняка танцпол несколько оживился, услышав до неузнаваемости исковерканный вокал своей любимицы и почувствовав ее скорое появление.  

Зема появилась на уфимской сцене только около девяти часов, вылетев к взорвавшейся публике взъерошенной вороной-москвичкой – с ершистой прической, солнечных очках и в черной мохнатой душегрейке. Когда лик Рамазановой возник на больших экранах по краям сцены, публика сразу отметила, что от былой анорексички не осталось и следа. Перед уфимцами предстала заметно округлившаяся татарочка с родными формами и знакомыми «монгольскими скулами», некогда воспетыми Арбениной.

Выпорхнув на специально расстеленный цветастый ковер (то ли чтобы создать себе уютно-домашнюю атмосферу, то ли чтобы не застудить ноги), Зема сразу оглушила зрителя мощным новым звуком, светом и барабанным боем. «Полжизни назад: отдай мне свое сердце, садись и будем ждать», - пропела Зема, как бы приглашая поностальгировать вместе с ней, открыться и не сдерживать эмоций.

Но, не получив ожидаемой ответной реакции от публики, она обиженно пропела в «Самолете»: «Я никак не слабачок, хорошо, я буду сдержанной и взрослой». В «Реке» послышались уже откровенные депрессивные нотки: «Такая острая неслыханная боль. Такое странное желание упасть».

«И любить неоправданно, отчаянно»

С залом гастролерша общаться не спешила: бросила «Добрый вечер, Уфа!» только на третьей композиции. В соседней республике артистка была на таком эмоциональном подъеме, что назвала публику «любимыми татарами» и призналась, что «с начала тура ждала концерта в Казани». В Челябинске она призналась зрителям, что они ее «тронули» и даже изменила слова в песне: вместо «сегодня был неважный день, завтра будет хороший» пропела «сегодня был прекрасный день, завтра будет печальный». Вот этот самый печальный день, похоже, пришелся на Уфу…

Не дождались фанаты и ее прыжка в толпу, что свидетельствует о высшей степени расположенности, как это было в Челябинске и Хабаровске. Зато она зачем-то поздравила зрителей с 23 февраля, что поклонники могли легко пережить.

Смысл праздника Зема постаралась перевести своим британским музыкантам, как Russian Men's day. Будто клонированные молодые красавцы с модными бородами и стрижками, казалось, сошли с обложки хипстерского английского журнала. Сама Земфира всячески демонстрировала, что в полном восторге от своей новой команды. Наверное, она, наконец, нашла свой идеальный звук, в поисках которого поменяла несколько составов.

Однако от несколько агрессивного звучания рядовому зрителю было очень сложно уловить слова сравнительно новых песен. Чтобы получить максимальное удовольствие от концерта, нужно было непременно быть фанатом и знать тексты чуть ли не наизусть. К тому же композиции с последней пластинки Земфиры «Жить в твоей голове» не созданы для таких масштабных залов. Эти минималистично-депрессивные и очень интимные высказывания хороши для более камерных залов: «уже который день я болею от обиды на людей», «сзади подкрался на цыпочках кто-то чужой», «так холодно и темно, мне лучше залечь на дно», «сегодня утром тело найдено в реке». Те же уфимцы, которые пришли «на встречу с юностью», были немного раздосадованы: для них певица припасла из раннего лишь «Мачо» и «Брызги». Дебютный альбом, который практически весь разлетелся на хиты, Земфира бойкотировала уже давно, гневно пресекая любые просьбы из зала спеть «про трещинки»: «Ромашки» завяли, из «Маечки» она давно выросла.

За свое долготерпение эта часть зрителей была награждена лишь после выхода певицы на бис: повзрослевшие вместе с Земой поклонники хором распевали «Прости меня, моя любовь», «Искала», «Хочешь» и под самый занавес - «Главное» и «Бесконечность».

Одним из самых ярких моментов концерта стала композиция «Жить в твоей голове», которую Земфира исполнила на фоне клипа, снятого Ренатой. Чуткие фанаты сделали из номера невыносимо романтичное любовное признание, подсветив площадку тысячами фонариков. Ролик, в котором единственную роль исполнила сама Литвинова, стал одним из самых прекрасных и отчаянных каминг-аутов. За этот совместный шедевр талантливым и смелым девушкам отдельное спасибо.

«О том, как нам когда-то было хорошо»

В отличие от многих артистов, чьи концерты в разных городах проходят как под копирку – с наигранными эмоциями и вызубренным текстом между песнями, выступление Земфиры – это всегда нечто непредсказуемое. Кроме того, что артистка очень подвержена молниеносным сменам настроения, она очень чутко реагирует и на качество звука, и на поведение публики.

Практически сразу между уфимцами и Земой образовалась невидимая стена: если фан-зона, состоящая преимущественно из гастролирующих вместе с певицей поклонников, по обыкновению бесновалась, то от переполненных трибун веяло холодом. И вовсе не потому, что дело происходило на ледовой арене. Певица не могла этого не почувствовать, потому начала кидать со сцены колкие фразочки.

– Эта песня посвящается моим уфимских друзьям. Если, конечно, таковые присутствуют в зале, - ехидно прибавила она и запела «о том, как нам когда-то было хорошо…».

Сегодня многие Земины ровесники из Уфы любят вспоминать, как все 90-е пробухали со своей «лучшей подругой», однако о существовании большинства из них певица даже не подозревает, а с кем действительно тусила, встречаться сегодня вряд ли бы захотела: все оставшиеся ностальгические чувства она, похоже, выплеснула в песнях. Любопытно, что один из ее бывших музыкантов-уфимцев действительно хотел попасть на концерт, выпрашивая контрамарку у журналистов. Неизвестно, что помешало ему приобрести билет: то ли бедственное положение, то ли ему было попросту западло тратить деньги, чтобы услышать певицу, которой он аккомпанировал пять лет. Но поскольку организаторы концерта лишили пригласительных и прессу, то неизвестно, раскошелились ли на билеты друзья Земиной юности.    

Не без удовольствия гастролерша проехалась и по месту учебы.

– Хотела заехать в училище искусств, но сегодня выходной. Ну и ладно. Привет им передавайте, - без особого сожаления заметила артистка. Казалось, что Земфира даже рада, что нашла уважительную причину не совершать визит вежливости. Наверное, ей хватило общения с бывшими преподавателями училища в 2005-м, когда она, «задохнувшись от нежности», вдруг пожелала побывать в стенах альма-матер и заодно проверить, как там они «гниют в своих подвалах».    

Известная своей немногословностью, Земфира всегда с трудом подбирает слова и недосказывает мысли. Но перед заглавной композицией она вдруг завернула очень загадочную фразу:

- Я знаю, что надо сделать, чтобы вы адски расшевелились. Это касается не музыки – тут мы с вами все делаем. Я знаю два-три предложения, которые нужно произнести, и вы взорветесь. Но я не буду этого делать, я жду этого от вас.

Каких волшебных слов ожидала Земфира от публики, похоже, не уловили даже фанаты, знающие свою звезду как облупленную. После неловкой паузы Зема спровоцировала истеричные вопли фанатов:

- Ну нет так нет. Прощай, Уфа!

И тут же волны фанатских рук выбросили на сцену внушительный букет белых роз.

– Ну вот – совсем другое дело! Ах, такие траты, право не стоило… - продолжала язвить артистка, расплываясь в улыбке. В течение концерта на сцену выплыло еще несколько букетов разной степени роскошности, а также корзина, видимо, с чем-то съестным и портрет героини вечера – один из результатов наивного фанатского творчества.

«Время сжигать мосты»

Вообще, весь концерт не покидало ощущение некоторой неловкости от очередной встречи Земфиры с родной публикой. Будто повзрослевшая и прославившаяся дочь приехала в очередной раз навестить непутевую родительницу, которая не радовалась успехам своего чада, не верила в его талант и не очень печалилась, когда ребенок уехал из провинции искать лучшей жизни в столицу. У недолюбленного дитя на почве детских обид развились сложные комплексы: «маме доказано», а родитель сегодня не столько гордится, сколько ревнует 40-летнего ребенка, который ему уже и не принадлежит, превратившись в общенародное достояние. Застарелые взаимные обиды не дают родным заключить друг друга в объятия и залиться слезами счастья. Никто так и не сделал первого шага, ожидая его друг от друга. А потому от этой неудобной ситуации как-то неуютно было обоим участникам музыкального вечера. И даже флешмобные бумажки с надписью «Гордимся» не помогли. В общем, как спела Зема в том же концерте: «Здравствуй, мама, опять не очень. Так сложно быть хорошей дочерью». И всем стало окончательно ясно, что хэппи энда уже не случится.

Возможно, что состоявшимся концертом Земфира действительно решила закрыть уфимскую тему: после кончины отца, брата и мамы – в минувшем году – она перестала воспринимать столицу Башкирии своим городом, где ее ждут родные люди. Неслучайно, возвращаясь из Уфы с маминых сороковин, певица выложила в Инстаграме свое фото из самолета с многозначительным комментарием «Освобождение». С того момента с Уфой ее связывают разве что туманные воспоминания из черниковского детства и юношеский угар тусовок в бесшабашные 90-е. А в ту дозвездную Уфу совсем не обязательно приезжать – вполне достаточно изредка возвращаться в воспоминаниях, «задыхаясь от нежности».

Перед тем, как оставить напоследок «честный вкус сигарет», дива решила в свойственной ей горько-колючей манере попрощаться с «любимым городом». И тут уже строчки «время сжигать мосты» из заглавной композиции и «я никогда не вернусь домой» из отправленной в архив «Ариведерчи» обрели вполне реальный смысл:  

– Ну и пара слов напоследок. Привет всем, кто меня помнит. Ну и не поминайте лихом.

Впрочем, и для большинства уфимских поклонников, взрослевших на ее песнях, концерт стал не столько прощанием со своей любимицей, сколько помпезными поминками по безвозвратно ушедшей юности.