Уфимский концерт Сургановой не внес ясности, куда и зачем идет ее «Оркестр»

Начавшееся в середине февраля обширное турне Светланы Сургановой «В новом свете» завершится только в мае.

Главная миссия тура – представить новый альбом «МируМир»,  который, судя по описаниям самого коллектива, дал возможность фанатам по-новому взглянуть на творчество любимой группы, а самим музыкантам – перейти на новый уровень совместной работы. Выступление в «Огнях Уфы» позволило всласть посомневаться, верным ли оказалось название новой концертной программы.

Начавшееся в середине февраля обширное турне Светланы Сургановой «В новом свете» завершится только в мае.
Фото: архив МК

Удачный выстрел

«Сурганова и Оркестр» – одна из тех групп, которые ярко стартовали еще в начале нулевых и именно на этом запале держатся до сих пор. Старт был действительно хорошим для еще не выдохшегося тогда русского рока: некоторой скандальности новорожденной группе придал предшествующий выход Сургановой из состава «Ночных снайперов», а первые студийные релизы «Неужели не я» и «Возлюбленная Шопена» позволили говорить о Сургановой самостоятельно, а не как об осколке дуэта с Дианой Арбениной. Группа создала свое специфичное звучание на грани рока, фьюжн и джаза, своевременно используя в качестве текстов стихи Ахматовой, Гумилева, Бродского и других поэтов.

Выйти на топовые позиции среди рок-групп с женским вокалом не составило труда. По большому счету, действительно сильных конкурентов было очень мало. В первую очередь, Земфира, которая как раз выпустила альбом «14 недель тишины» и готовила «Вендетту», те же «Ночные снайперы», звучавшие после изменения состава все еще неплохо, и, возможно, «Мельница», которая крепко и громко заявила о фолк-роке. Чичерина тогда уходила в затишье. Tracktor Bowling только-только взяли новую вокалистку Лусинэ Геворкян и штурмовали жанр альтернативного рока с альбомом «Черта». Flëur окончательно ушли в дрим-поп, а Джан Ку - в трип-хоп. «Маша и Медведи» сошли с волны популярности дебютных релизов, а команды «Серебряная свадьба» и «Ива Нова», которые впоследствии будут брать другие жанровые высоты, были еще никому не известны.

В этом году Сургановой и ее Оркестру исполнилось 13 лет, и своеобразным подарком для всех стал их восьмой студийный альбом «МируМир». Сама Сурганова на официальном сайте дала обстоятельную вводную к этому релизу. Ключевых моментов можно выделить три штуки.

Во-первых, Сурганова считает, что группа перешла «на новую, совершенно иную ступень в своем творчестве». Причина в том, что члены группы стали лучше понимать и слышать друг друга, а Светлана стала больше доверять им в плане создания нового материала. В связи с этим «идеи сыпались и множились, и мы не могли отказаться ни от одной из них». В итоге альбом вместил аж 22 песни.

Во-вторых, оригинальных треков здесь 15, остальные 7 – римейки олдскульных хитов типа «Мураками», «Птица певчая» и «Неужели не я». По мнению командира Оркестра, старые аранжировки уже не актуальны, а смысловые акценты порядком сместились.

В-третьих, груз авторитета сургановских классиков перестал на нее давить, из-за чего песни стали появляться еще более непринужденно, а классиков заменили более современные авторы - Кира Левина, Вера Павлова и Юл Абрамов. Песен на стихи последнего тут, между прочим, целых пять – гитарист «Оркестра» Валерий Тхай занимается записью альбома с вокалом и оригинальными идеями Юла, а в «МируМир» включены собственные музыкальные решения группы. Учитывая, что в этом году исполняется 10 лет со дня смерти поэта, это правильный оммаж, которого фанаты активно ждали несколько лет. Концерт же по-своему расставил эти точки на «i».

Движение по кругу

Ощущение, что Сурганова играет малоизвестные песни из середины своей дискографии, не отпускало в течение всего концерта. Ну, правда, почти любую из этих песен можно было бы вставить в наугад выбранный альбом (за исключением разве что «Игры в классики»). Настроение, аранжировки, сама суть нового материала кажется повторением уже давно пройденного. Да, в творчестве должен быть стиль, узнаваемая фишечка – но не настолько. В этом смысле Сурганова напомнила большинство российских рок-групп, которые до сих пор сознательно и не очень пытаются повторить успех своих альбомов десятилетней давности, из-за чего попадают в своеобразный лимб и двигаются по кругу без возможности попасть ни в ностальгическое прошлое, ни в столь желаемое будущее. А пережеванный на разные лады старый материал позволяет держаться на плаву, но не более. Но если Земфире, которая успешно переконструировала большинство своих старых песен и вышла на новый уровень творчества (и качества!), то «Оркестр» продолжает существовать в тех же рамках.

А теперь внимание – вопрос: а плохо ли это? С одной стороны, да, подобная стабильность больше напоминает буксование на одном месте, притом что бегающие вокруг фанаты думают, что коллектив движется и развивается. Но с другой стороны, посмотрите, как музыканты органично чувствуют себя на сцене, как «Оркестру» нравится то, что они играют, как Сурганова искрится и улыбается, как девчонка! Все-таки это редко кому удается из числа групп, чей возраст перевалил за 10 лет.

И все же удивительно было видеть подобную искренность музыкантов при нынешних музыкальных решениях группы. Альбом «МируМир» воспринимается очень ровно, то есть хитовых синглов там практически нет. Обычно это происходит из-за того, что нет цепкой мелодии, которую, как говорится, можно было бы напевать в душе. Концертное выступление почти полностью повторяет студийное звучание, разве что лайв дал возможность легче ловить синонимы к творчеству то Хелависы, то Depeche Mode с Led Zeppelin, то Chris Rea и Dire Straits. Но даже эта перекличка не вызвала большого интереса – неизобретательная и нерельефная музыка пульсировала исключительно за счет энергетики и обаяния самой Сургановой. Светлана, кстати говоря, тоже время от времени грешила излишней театральностью и драматичностью, но вовремя сбивала пафос шутками.

Расставленные на танцполе «Огней Уфы» стулья были заняты едва ли наполовину. Впрочем, поклонницы разных возрастов довольно регулярно подходили к сцене вручить цветы, а слишком пустым зал не ощущался. Пожалуй, это как нельзя лучше описывает нынешнее положение «Сургановой и Оркестра»: работая на том же топливе, что и раньше, группа застолбила за собой местечко под солнцем, за границу которого она вряд ли собирается выходить. Небольшая, но преданная аудитория состоит в большинстве своем из женщин – тут бессменным магнитом работает не только яркая харизма лидера коллектива, но и ее очень эмоциональное творчество, в котором так много светлой печали, легкой философии и незаметного юмора. Но если в начале нулевых сработал эффект неожиданности, да и сам жанр был еще в почете, то сейчас русский рок уже не шагает по стране, а вовсю пытается удержать своих фанатов вокруг нескольких стареющих команд. И непонятно, куда и зачем идут музыканты «Оркестра» - и идут ли. Косметическим ремонтом нескольких олдскульных хитов делу не поможешь. Совершенно точно, что сейчас новую аудиторию завоевывает кардинально иное звучание, иное качество работы, иной синтез жанров. Да вот только новой Сургановой на новом поле все еще не появилось. Где та молодая шпана?..

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 23 марта 2016

Заголовок в газете: Полная засветка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру