Жители дома по Дагестанской, 13 просят объявить их обманутыми дольщиками

На минувшей неделе в Уфе состоялось очередное собрание с участием дольщиков микрорайона «Серебряный ручей»

На днях администрация Уфы во всеуслышание объявила, что проблема нового дома на Дагестанской, 13, где с 2012 года отсутствует официальный застройщик, который мог бы передать построенный объект городу, будет решена в ближайшее время. Выход из тупиковой ситуации видится башкирским чиновникам в реанимации ликвидировавшегося аж четыре года назад застройщика. «Других вариантов решение вопроса нет», - уверяют муниципальные чиновники.

На минувшей неделе в Уфе состоялось очередное собрание с участием дольщиков микрорайона «Серебряный ручей»
Фото: архив МК

«Система дала сбой»

Однако сами жильцы перспективе пойти в суд не рады. Дольщики, которые попали в переплет не по своей вине, просят предоставить им гарантии, что после воскрешения из небытия застройщика-банкрота их вновь не оставят с проблемой один на один, а также включить их объект в реестр проблемных домов.

Напомним, в 2006 году фирма «Уфимская строительная компания» (ООО «УСК»), занимавшаяся застройкой микрорайона «Серебряный ручей», получила от города в аренду болотистый участок на окраине Демского района, а позже начала возводить там, согласно закону о долевке, два жилых многоквартирных дома со строительными адресами Дагестанская, 6 и 13 (фактические адреса - Кусимова, 17 и 19). Строительство должно было быть завершено в четвертом квартале 2012 года. На момент продажи долей с документами у УСК все было в порядке, в чем и убедились дольщики, прежде чем совершить покупку. Все говорило о надежности застройщика, однако объекты в срок он не сдал.

В мае 2012 года ООО «УСК» самоликвидировалось, предоставив в госорганы нотариально заверенные некорректные документы. Своим правопреемником по вопросу домов № 6 и 13 застройщик назвал ООО «Служба заказчика». Но среди прочих документов администрация города получила экземпляр устава фирмы-наследницы, где слова о правопреемстве имелись, а в налоговую был предоставлен другой экземпляр договора. Разделительный баланс тоже был составлен неправильно. Правопреемство юридически обеспечено не было, но «Служба заказчика» продолжила строительство. В Росреестре допсоглашение к договору аренды земельного участка не зарегистрировано. Так дольщики домов №6 и 13 остались без застройщика.

Сейчас чиновники, в 2012 году без проверки подмахнувшие решение о ликвидации хорошо известного в Уфе крупного застройщика, у которого на тот момент были обязательства перед рядом физических и юридических лиц, утверждают, что «ликвидация была произведена в полном соответствии с законодательством, и рассуждать об этом бессмысленно». Именно так выразился на недавней встрече с дольщиками руководитель УФНС по РБ Марат Вахитов.

«Все проблемы связаны с нежеланием застройщика работать по закону», «это реально серьёзная проблема, но поверьте, не мы ее создали», «система дала сбой», - так комментирует ситуацию с исчезнувшим застройщиком первый заместитель главы администрации Уфы Александр Филиппов.

Строительство дома №6 было завершено в декабре 2013 года. Получив от республиканского Госстройнадзора заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, «Служба заказчика» обратилась в администрацию города с просьбой выдать разрешение на ввод в эксплуатацию. Застройщик и власти не сразу нашли общий язык, но в феврале 2014 года заветное разрешение было выдано. Подчеркнем еще раз, что выдано оно было «Службе заказчика», которая являлась, по определению Александра Филиппова, «псевдозастройщиком».

А дом №13 все строился. Все это время многие дольщики, поверившие когда-то, что накануне 2013 года станут владельцами новых квартир, снимали жилье или ютились на квартирах у родственников. Люди не раз обращались во всевозможные республиканские ведомства с просьбой разъяснить ситуацию, а в ответ слышали: «Ваш дом строит «Служба заказчика» - правопреемник УСК. Ждите».

Стройка оказалась близка к завершению к весне 2015 года. Тогда-то и начали всплывать нелицеприятные детали. Например, в апреле 2015 года администрация Уфы сообщила, что «Служба заказчика» не числится в Росреестре правопреемником УСК, и арендатором земли официально является фирма, которая благополучно отдала концы три года назад. Получается, дом строили лица, юридически к объекту отношение не имеющие, этакие «меценаты», решившие прийти на выручку жильцам, или, как их предпочитают называть власти Уфы, «инвесторы».

Операция «Антиликвидация»

На минувшей неделе в Уфе состоялось очередное собрание с участием дольщиков микрорайона «Серебряный ручей» с представителями органов власти и застройщика. В качестве «единственно возможного» выхода из тупика чиновники предложили людям, пострадавшим от халатности уфимских властей и махинаций строителей, обжаловать запись о ликвидации юридического лица в суде.

– Застройщик, с которым заключены договоры долевого участия и который зарегистрирован в Росреестре и Регпалате, ликвидирован в 2012 году, – сообщил замначальника правового управления администрации Уфы Евгений Чебаков. – Сегодня лица, которое должно вводить дом в эксплуатацию, юридически нет. Поэтому главная проблема, которую нужно решить, – восстановить это лицо в физическом смысле. Чтобы начать работу, необходима инициативная группа. Заявление должно быть подано кредиторами, поскольку застройщиком в юридическом смысле был должником, а это физические лица, участники долевого строительства. На восстановленное лицо будет производиться оформление введенных жилых помещений.

Чтобы ни отрапортовали главе республики представители уфимской администрации, у дольщиков предложение чиновников энтузиазма не вызвало. В этом можно убедиться, если посмотреть видеозапись собрания, сделанную жильцами. Судебная тяжба – дело небыстрое, а людям, которые уже шесть лет ждут свои квартиры, дорога каждая минута. Бумажная волокита протянется долго, считают дольщики.

Чего же конкретно боятся горожане? Во-первых, что власти после реанимации вновь оставят их один на один с проблемой, самоустранившись и сказав напоследок: «Вот вам застройщик, с него и спрашивайте». А застройщик-то банкрот.

Также дольщики понимают, что сроки подачи иска давно прошли.

– Суд может отказать в восстановлении УСК из-за срока исковой давности, - считает дольщица дома №13, юрист Альбина Ибрагимова. – Он давно истек. Нам пришлось бы доказывать уважительность причин, по которым мы его пропустили, а ее у нас и нет по идее. Есть журнал госрегистрации, где было помещено объявление о ликвидации.

На банкрота и кредитор набежит

Но больше всего дольщиков волнует вопрос, кто в случае реанимации оплатит подключение дома к инженерным сетям, ведь на счетах воскресшего УСК денег не окажется. Сейчас расплатиться с коммунальщиками готов застройщик-«инвестор» «Служба заказчика», который предлагает в счет погашения этой суммы передать по бартеру построенные им в микрорайоне «Серебряный ручей» сети коммунальщикам.

– Мы видим определенное движение со стороны администрации. Наконец-то от них последовали хоть какие-то предложения, - комментирует ситуацию представляющий интересы дольщиков юрист Сергей Ефимов. – Вопрос в том, что мы не до конца понимаем, куда приведет предложение. Если восстановим старого застройщика, то захочет ли директор этой компании и сможет ли он финансово обеспечить все необходимые действия для ввода дома в эксплуатацию? Ведь на счетах УСК нет ни копейки. К тому же кроме подписания всех документов необходимо оплатить большие деньги за подключение  к инженерным сетям. Речь идет о порядка 19 миллионах рублей. На собрании мы узнали хорошую новость от компании, которая сейчас строит наш дом: часть оплаты будет произведена взаимозачетом. Но пока «Уфаводоканал»  не соглашается на такую схему, ведь наш дом не включен в реестр обманутых дольщиков. Мы не говорим, что застройщик хороший. Он, к сожалению, допустил много нарушений,  начиная со сроков сдачи дома, но он предлагает хоть какой-то выход.

По мнению представителя «псевдозастройщика» - директора ООО «УСК «Монолит» Ильгиза Исаева, подталкивая жильцов на этот путь решения вопроса, администрация, возможно, заботится в первую очередь не о дольщиков, а о своем интересе.

– У нас есть квалифицированные юристы, которые задают вопросы: а вдруг после реанимации заявятся какие-то кредиторы. Я не знаю точно, но предположу, что среди них возникнет и администрации города. Скорее всего, это так. Отсюда и неподдельный интерес к восстановлению УСК, - высказал он свои опасения.

Г-н Филиппов, заметим, такую возможность не исключил. Не означает ли это, что уфимская мэрия, у которой давний конфликт с хозяевами многоликого УСК, делает попавших в переплет из-за недобросовестности застройщиков и халатности чиновников людей заложниками ситуации, сознательно перекрывая альтернативные попытки решения проблемы без обращения в суд? Так город толкает дольщиков в объятия своих оппонентов. Те-то дом, пусть не в срок, но построили, готовы сдать его в эксплуатацию. В отличие от башкирских чиновников, которые вместо того, чтобы разобраться в проблеме, отпинывают людей из ведомства в ведомство.

Сегодня город, которому дольщики нужны для подачи заявления о реанимации в суд, обещает «в полной мере сопроводить процесс ликвидации», решить проблему со сроком давности для подачи заявления (а после ликвидации «УСК» прошло более трех лет) и поспособствовать тому, чтобы судебный процесс не затягивался. Но чего стоят обещания чиновников, дольщики за шесть лет уже разобрались. Поэтому людям нужны гарантии.

Дом есть, а документов нет

Застройщики в лице «Службы заказчика», считающие себя правопреемниками УСК, предложили свой выход из тупика.

– Наш рецепт таков: мы обращаемся в Госстройнадзор, - рассказал г-н Исаев. – Они приходят с проверкой, передают определенный перечень замечаний, которые мы устраняем. После госкомитет выдает заключение о соответствии объекта проекту, СНИП и т.д. Следующий шаг – предъявить комплект документов для получения разрешения на ввод. Разрешение могут выдать, одним шагом решив проблему дольщиков, могут отказать. Если предположить худший вариант – отказ, то вопрос перетечет в судебную форму. Но, исходя из нашей практики, на это уйдет гораздо меньше времени, чем на реанимацию.

При этом господа застройщики утверждают, что уже не раз обращались в Госстройнадзор для скорейшего решения проблемы, но их извещение об окончании строительства там регистрировать отказываются. Г-н Исаев предположил, что на сотрудников комитета, возможно, «оказывается какое-то давление», заметив, что «город имеет практику рекомендовать отзывать заключение о соответствии».

– Госстройнадзор обязан выдавать заключения о соответствии только застройщику. Как только он появляется, никаких проблем с выдачей нет. Но как выдать заключение компании, которая им не является? Первоначально главное для выдачи заключения и последующего ввода объекта в эксплуатацию – наличие земли. Если вы считаете себя застройщиком, предъявите только один документ: выписку из Росреестра, где написано, что земля, на которой стоит объект, ваша. И мы снимем все вопросы, - парировал Александр Филиппов.

Напомним замглавы администрации, что отсутствие этого ключевого документа не помешало госорганам принять в эксплуатацию дом по Дагестанской, 6, расположенный на том же самом участке по соседству с домом № 13. Причем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано не уже исчезнувшему к тому времени УСК, а его так называемому правопреемнику – «Службе заказчика».

Нам могут возразить, что сведения о том, что УСК «отправился на тот свет, не отставив наследника», стали известны в мэрии лишь в апреле 2015 года, а дом №6 был сдан на год раньше. Но ведь незнание не освобождает от ответственности? Получается, власть, не проверив достоверность предоставленных ей документов, пошла на поводу у мошенников? И дом №6, где давно живут люди, на самом деле был сдан в эксплуатацию незаконно? Закроем на это глаза или все-таки признаем свою ошибку, господа чиновники? Так сколько домов-призраков в «Серебряном ручье»: два или один?

Застройщиком можешь ты быть, но за аренду заплатить обязан?

К тому же в поисках истины дольщики выяснили и другие любопытные подробности. Так, например, категорический отказ признавать в «Службе заказчика» правопреемника УСК в вопросах передачи права аренды земельного участка не помешали администрации Уфы регулярно принимать на свой счет перечисляемые «Службой заказчика» немалые суммы за эту самую аренду.

- Получается, происходит неосновательное обогащение? - поинтересовалась у мэрии дольщики.

– Если прокуратура нас обяжет вернуть деньги, мы сделаем это в тот же день, - ответил г-н Филиппов.

– Не все так просто, - развел руками Евгений Чебаков. – Неосновательное обогащение взыскивается по решению суда. Из бюджета деньги в силу бюджетного кодекса РФ не возвращаются. Застройщик давно мог вернуть эти деньги, заявившись в суд, сказав, что от него неправомерно истребуют арендные платежи.

Но ведь «бескорыстный спонсор мэрии» «Служба заказчика» считает себя законным арендатором. Стоп, мы, кажется, опять пошли по кругу.

Интересно и мнение г-на Филиппова о том, кто же в случае реанимации УСК обязан заплатить 19 миллионов коммунальщикам. Это… господа-«инвесторы», они же «Служба заказчика». Интересно, на каких основаниях мэрия собирается взыскивать с фирмы деньги?

– У дома есть инвесторы, он ведь строился, закупались материалы, рабочим платилась зарплата, - сказал Александр Анатольевич на собрании. – Точно так же эта компания должна заплатить всем энергоснабжающим организациям, после этого восстановленный УСК передает полностью готовый дом дольщикам.

А как же слова г-на Филиппова, что «так как мы выяснили, что в результате определенных действий были поданы некорректные документы, то на сегодняшний день о правопреемнике речи идти не может»? Получается, власть заигрывает со строителями, то даря им надежду, то отказываясь признавать?

Торги неуместны

На собрании были рассмотрены и другие варианты решения проблемы. Например, выставить «ничейную землю» на торги с участием компании, которая достроила дом. Такое предложение были выдвинуто группой дольщиков.

– Если дольщики считают, что готовы пойти на этот вариант, это тоже чисто теоретически возможно. Но готовы ли господа ее покупать? – поинтересовался г-н Филиппов у застройщиков. – И это тоже небыстрая процедура, нужно собрать пакет документов, зарегистрировать объект незавершенного строительства... А после этого появится сумма, которую надо заплатить. Земля не будет стоить ноль, город должен выставить ее на оценку. Этот участок бесплатно никто не заберет. Но мне кажется, это уж точно не вариант.

Дольщики просили город уступить землю, где стоит их уже построенный дом, за символическую сумму, однако в этом вопросе чиновники проявили несвойственную им ранее принципиальность. При изучении этого варианта были высказаны опасения, что если землю выставить на торги, ее может выкупить третье лицо, и законопослушные граждане снова окажутся заложниками чужих интересов. Такая ситуация возможна, ведь по бумагам дом №13 объектом незавершенного строительства не является. Значит, официально это просто болото. Поистине, заколдованный участок с двумя домами-призраками.

А вот передать земельный участок без торгов в случае воскресения УСК власти согласны.

– Юридических документов нет, вы очень спокойно сидите сейчас, – сообщил и без того настрадавшимся людям г-н Филиппов. – Не хочу злорадствовать и говорить: давайте, ребята, идите по этому пути, через полгода вы все равно вернетесь к нам. Это разговор и вами, и нами записывается. Мы не можем на вас давить. Но если вы пойдете другим путем, и он не приведет к результату, то я поставлю вам эту запись, чтоб потом, когда вы придете через полгода-год и скажете: «Мы все поняли, к сожалению, сделайте что-нибудь», вы вспомнили этот разговор. Просто мы потеряем целый год.

Вот такой стиль общения у администрации города с уфимцами.

Заложники чужих разборок

На сегодняшний день инициативной группе дольщиков и тем, кто доверил ей представлять свои интересы, решение вопроса видится в следующем. Прежде чем выпускать из кувшина джина по имени УСК, дольщики просят налоговиков провести камеральную проверку на предмет того, кто является должником УСК и о каких суммах идет речь. Но главное требование жильцов: дом №13 необходимо включить в реестр проблемных объектов.

– Мы направили просьбу включить дом на рассмотрение межведомственной комиссии. По закону ответ должен был прийти в течение 10 дней, но его нет до сих пор, - говорит Сергей Ефимов.  – Нам непонятна позиция чиновников. Создается впечатление, что идет игнорирование проблемы. Ведь наш дом практически достроен, из бюджета не надо тратить на завершение работ ни копейки. Надо, чтобы пришел человек, поставил печать, и сети подключили.

Конечно, остается под вопросом сумма оплаты за подключение к инженерным сетям, но если дом включают в реестр, то принимается решение не взимать эти деньги.

– Сейчас нам предлагают готовое «решение» нашего вопроса: «Пока мы будем судиться с ними, а вы сидите без всего», - говорит Сергей Ефимов. – Нет, разберитесь с нашими квартирами, решите проблему с подключением к сетям, а потом уж, если считаете, что застройщик обманул вас, привлекайте его в судебном порядке к уголовной ответственности. Выведите из конфликта нас и наш дом.

В ходе встречи жильцов и чиновников остались без ответа многие вопросы дольщиков. По слухам, городская администрация уже нашла сговорчивых жильцов, которых готова привести в арбитражный суд для подачи заявлении о реанимации за ручку. Остается надеяться, что при принятии окончательного решения по вопросу руководство республики прислушается к голосу не только чиновников, уже допустивших ряд просчетов, но и к мнению большинства дольщиков, которые просят признать их обманутыми дольщиками.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 20 апреля 2016

Заголовок в газете: Заколдованный участок

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру