Организаторы «Сердца Евразии» вычеркнули из программы фильмы башкирских авторов

На минувшей неделе Уфа стала площадкой международного фестиваля искусств «Сердце Евразии»

Идея полифонического культурного форума под открытым небом не нова, но для Башкирии это событие могло стать в прямом и переносном смысле глотком свежего воздуха. Тем более что организаторы обещали объединить в одной программе симфоническую музыку, энтомотивы, курай и синематограф, удивив публику широтой стилей, направлений и разнообразием культурной программы.

На минувшей неделе Уфа стала площадкой международного фестиваля искусств «Сердце Евразии»
Фото: heartofeurasia.ru

И снова «Гульчатай»

Фестиваль стартовал 25 мая. По данным организаторов, 22 тысячи уфимцев и гостей столицы собрались в амфитеатре за Конгресс-холлом на «Симфоническую ночь». В первом отделении меломаны вдоволь насладились мастерством Молодежного симфонического оркестра Уфимского института искусств, а также сводного хора уфимского института искусств и ряда детских музыкальных школ. Для ценителей классической музыки прозвучали произведения Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Глинки, Моцарта, Вивальди. Во втором отделении выступили «Балалайка-бенд», вокальная группа «Премьер» и солистка Алёна Завьялова. Завершился концерт фейерверком. В этот же день в Национальном музее Башкирии открылась выставка «Костюмы тюркских народов».

Однако уже второй день «Сердца Евразии» преподнес участникам неприятные сюрпризы. Из программы киносеанса под открытым небом исчезло несколько новых фильмов башкирских авторов.

– Творится что-то непонятное. Изначально вечер был заявлен как «Ночь башкирского кино», потом слово «башкирское» из названия исчезло, - говорит кинодраматург Зухра Буракаева – В программе, которая была объявлена заранее, были фильмы «Карусель» и «Листок» Романа Пожидаева, «Я женюсь» и «Два соседа» Тансулпан Буракаевой, «Урал-батыр» Айгуль Байрамгуловой. Однако буквально в последний день эти и некоторые другие ленты из афиши исчезли.

Как говорят сами кинематографисты, об изменении сценария киноночи никто их в известность не поставил.

– На кинопоказ мы позвали актеров из районов Башкирии, люди приехали даже из Бурзяна, - рассказывает Зухра Динатовна. – Недавно у нас в кино снимались американцы, мы пригласили и их с годовалой дочкой. Но тех фильмов, ради которых зрители пришли, они не увидели. Я сама только случайно узнала об изменениях из новостной ленты, никого не успела предупредить.

Вместо молодого башкирского кино гостям киносеанса под открытым небом показали знакомую большинству россиян с детства ленту Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» аж 1970 года. Таким вот странным образом организаторы вечера решили раскрыть тему Востока, который, как известно, дело тонкое.

- Наверно, стоило задуматься об интересах рядовых зрителей и показать им те фильмы, которые они по телевизору просто так не увидят. Наши фильмы в кинотеатрах демонстрируют очень редко, только в Дни башкирского кино в «Родине». Но этого же мало! А между тем к нам постоянно обращаются люди, которые хотят их посмотреть, но не знают как, не могут их найти. А здесь была такая возможность.

Надо заметить, что башкирское кино последних лет на экране «Сердца Евразии» все же присутствовало. Гостям киноночи показали два анимационных фильма киностудии «Башкортостан» - «Алдар и серый волк» и «Глупый волк» Рима Шарафутдинова, а также фильмы, снятые на гранты главы Башкирии Рустэма Хамитова: короткометражку «Етеган» Айсуака Юмагулова, «Визит» Булата Юсупова и «Пусть ветер унесет мои слова» Айнура Аскарова.

– Разве можно делить кино по принципу «грант» - «негрант»? – задается вопросом Зухра Буракаева. – На фильмы, которые с чьей-то легкой руки вычеркнули из программы фестиваля, также были выделены республиканские средства. И эти фильмы не менее достойны, чтобы их увидели как можно больше зрителей. У нас есть Анна Мальгинова, автор идеи и концепции проекта «Смешарики», которая работает на московской студии, у нее интересны проекты, огромное количество призов. Продюсер был бы не против показать ее фильмы в Уфе. Нам в Башкирии есть кем гордиться.

Фильмы, которые так и не удалось посмотреть уфимцам во время «Ночи кино», давно заслужили любовь публики и награды престижных российских и международных теле- и кинофорумов.

Нет курая в своём отечестве?

По мнению Зухры Буракаевой, сложившаяся ситуация напрямую связана с политикой, которую проводит киностудия «Башкортостан».

– Сейчас с киностудии идет отток творческих людей, - поделилась драматург. – Руководство киностудии вынудило меня уволиться, за мной ушла и моя сестра Тансулпан Буракаева. Ушли также известный мультипликатор, художник Диана Фахрисламова, ушла мультипликатор Айгуль Байрамгулова… Ситуацию, которая сегодня сложилась на киностудии, мы пытались обсудить на круглом столе с участием кинематографистов Башкирии, который состоялся 26 мая. Но спикерами на мероприятии оказались все те же представители республиканского министерства культуры, которые не стали обсуждать ни один интересовавший нас вопрос. Сейчас мы проводим форум и хотим объединить всех кинематографистов республики. Мы призываем всех к диалогу, открыты к сотрудничеству, а с нами так поступают нечестно. Нам, кинематографистам Башкирии, надо научиться работать вместе.

Следующий день опять приготовил сюрприз. По мысли организаторов форума, праздник UFA – Kuraifest обещал «отличиться от других традиционных праздников курая» и призван был показать «ценность и значимость этого национального инструмента в современной культуре Башкортостана». Публика услышала эстрадно-джазовый оркестр и курай, энто-рок и курай, электронную музыку и курай. Не у дел остались лишь мастера «традиционной школы» Азат Бикчурин, Рушан Биктимеров, Ильшат Ишмуратов, Азат Аиткулов, Расуль Карабулатов. «Фестивальной ночью все кошки серы», - видимо, решили организаторы.

И если рядовые зрители, забредшие на огонек курайфеста случайно, остались довольны выступлением Роберта Юлдашева и его «Курайсы» и вечером в целом, то аксакалы, которых на праздник не позвали, и их поклонники обиделись, окрестив курайфест праздником, «лишенным корней».

По мнению ценителей курая, смешение жанров и новомодные эксперименты со звуком, стремление представителей местного минкульта и некоторых артистов сделать курай более «близким и понятным» обывателям, низведя его до уровня попсы, принижают роль национального инструмента. Причем на фоне жалких попыток выделиться талантливые самородки вроде того же Юлдашева выглядят особенно ярко. Дело не в «Курайсы», у них своя ниша и своя армия фанатов, дело в подходе к своей истории и культуре.

В Башкирии фестивали искусств традиционно становятся для местной культурной элиты яблоком раздора. Вспомнить хотя бы прошедший год назад мультикультурный форум Art-Ufa, разделивший художников республики на тех, кого пригласили участвовать, и тех, кого, словно фею из «Спящей красавицы», позабыли или не захотели позвать на праздник. Тогда кое-кого из наших живописцев пренебрежение его талантом чуть не довело до больничной койки. Как говорится, обидеть художника может каждый. Спустя год критерием деления на «наших» и «ненаших» по-прежнему остаются вкусовые пристрастия местных чиновников. Конечно, о вкусах не спорят, но хотелось бы, чтобы подобные форумы служили сплочению наших мэтров, а не вносили в смуту и в без того недружные ряды деятелей башкирского искусства. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 1 июня 2016

Заголовок в газете: Киноночью все кошки серы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру