Аллея современной скульптуры разбудила в недалеких уфимцах глухую деревню

3 августа Уфа слегка прибавила в весе: на пешеходной части улицы Ленина открылась аллея современной скульптуры

13 необычных работ – итог международного симпозиума ArtTerria - созданы всего за месяц авторами из России, Франции, Грузии, Японии, Южной Кореи и Болгарии. Абстрактные размышления на заданную тему «Россия. Евразийское пространство: цивилизация и культура» уже привлекли внимание многих уфимцев, а социальные сети распирает от обсуждения уместности современного креатива, который затесался в историческом центре города. 

3 августа Уфа слегка прибавила в весе: на пешеходной части улицы Ленина открылась аллея современной скульптуры
Фото: Азат Вахитов

То ли сыграло свою роль несчастливое число 13, то ли рабочий процесс плохо совпал с лунными циклами, но факт остается фактом: угадать мнение большинства уфимцев оказалось несложно. Если на открытии аллеи публика еще стеснялась выражать критические замечания, то в интернетах мнение сформировалось довольно однозначное и резкое: невинная аллейка испорчена каменными уродами, в разной степени напоминающими продукты жизнедеятельности человеческого организма. Публика в соцсетях недоумевает, кому и зачем могло понадобиться такое в самом сердце любимой Уфы: аллею загубили, фоткаться нельзя, гулять неприятно, в общем - караул. Про то, чтобы назвать это искусством, речи не идет. Немногие высказываются в защиту, но вполне естественно огребают язвительные комментарии, мол, вы сами не понимаете, что говорите, а красоты в этом убожестве не может быть по определению.

Такое взбрыкивание уфимцев вполне закономерно. Во-первых, непонятое почти всегда не нравится, особенно если дело касается произведений искусства, для понимания которого необходим определенный набор знаний и некоторая доля подготовки, а это, как правило, у большинства жителей Уфы отсутствует. Это как с авторским кино, которое быдловатое большинство принимает за чернуху или скучную тягомотину и спешит пересмотреть милую сердцу советскую классику. И дело не в местной системе образования (хотя и в ней тоже), а в том, что область современного искусства попросту не входит в школьную или какую-либо другую общую программу. А самостоятельно на изучение столь узкого и непрактичного направления жители провинций редко решаются – как говорится, времени только на работу, бытовуху и безобидные увлечения вроде передач по развлекательным телеканалам. А тем временем без фундамента тут и делать нечего. Ну не спрашивать же, что в этих изваяниях красивого – неудобно да еще потом подумают, что ты дурак без собственного мнения. А зато как уместно пошутить, мол, я не понимаю современное искусство, но это не страшно, поскольку оно меня тоже не понимает. Действительно, зачем головой еще работать, когда можно просто пошутить?

Во-вторых, абстрактная скульптура – это, конечно, не растиражированные по Уфе лошадки-кунички и даже не дворовый жэк-арт с лебедями из покрышек и идиллическими березовыми рощами на стенах домов, вызывающий леденящий душу восторг. А ведь простая и понятная скульптура совсем недавно пережила апофеоз своей эволюции в столице республики. Так, рядом с уфимским цирком появилась фигура, отдаленно напоминающая известного советского клоуна Карандаша. Небрежно сделанная «из подручных материалов без привлечения бюджетных средств для украшения территории», она быстро подверглась нападению вандалов, после чего было принято решение ее не восстанавливать, а убрать совсем. А до этого неизвестные обломали рога лосю Орджику, который уж точно был похож на облагороженный продукт человеческой жизнедеятельности. Попытка зайти к ценителям красивого городского ландшафта с другой стороны – со стороны искусства современного – публика тоже встретила без особой снисходительности. Порой в комментариях недалекие уфимцы призывают вандалов и здесь «спасти ситуацию».

Городской скульптуры в Уфе за последние лет семь изрядно прибавилось. Среди первой волны – давно вписавшиеся в городской пейзаж дворник у ТЦ «Мир», кочующий вокруг «Уфа-Арены» памятник трем креслам от пивной компании и домик куницы от расщедрившегося сотового оператора. Однако эти украшения городской среды носят скорее рекламный характер. Это уже потом появились воспринятые в штыки «Три шурупа», нелепая «Нефтеелка», сделанные в ностальгическом советском стиле скульптуры спортсменов около ТЦ «Башкирия», а также различные животные, осевшие по всему городу – лисица и журавль, лось, лев, лошади и куницы. Национального колорита, что интересно, совсем не много – из наиболее ярких можно выделить разве что фигуры фонтана «Семь девушек».

Аллея ArtTerria - это, по большому счету, одно из первых публичных знакомств Уфы с современным искусством. Разумеется, оно и раньше существовало в столице республики, но все же не выходило за рамки художественных галерей – «Икс-макса» и музея Латфуллина. Отсюда и такая скрипучая реакция, вызывающая ассоциации со встречей человечества с инопланетной жизнью: ничего не понятно, но выглядит неприятно и угрожает привычному комфорту, лучше бы его и не было вовсе. Может, уничтожить его от греха подальше, а то мало ли что. Можно вспомнить, как долго и с каким трудом в Уфе приживалась культура граффити, и какой глупейший скандал инициировали ревнители нравственности из националистического движения с одним из лучших образцов стрит-арта - танцующей башкирской красавицей у ТРК «Иремель».

В этом контексте хочется адресовать вопрос всем высказавшимся против этой аллеи: может быть, это не художники бездарны, а у вас какие-то пробелы в образовании? Что-то не додумали, что-то неправильно поняли и выкинули, как глупую выдумку, хотя в ней находилось зерно истины? Может, это вам не хватает мозгов и душевной мышцы, чтобы разглядеть и разгадать эту непослушную красоту? Никто не запрещает вам оставаться глухой деревней, но стоит ли в очередной раз заявлять об этом так громко?

Один из самых насущных вопросов, который стоит перед уфимцами, - чем занять и куда сводить гостей из других городов и стран. Поедать чак-чак, запивая кумысом, в юрте с сувенирами - безусловно, увлекательное занятие, но хочется чего-то еще, не правда ли? Смотреть на памятник Салавату Юлаеву дольше трех часов может быть тяжеловато, а других арт-объектов, вызывающих живой интерес, в Уфе почти не наблюдается. Казалось бы, вот он, достойный шаг, инициированный единственной уфимской галереей «Мирас» и даже поддержанный чиновниками. Наконец-то можно показать что-то нетривиальное гостям республики и ткнуть носом тех земляков, кто регулярно ноет, что «в нашем болоте ничего не происходит». Но нет - у нас все эстеты, и только у организаторов этого события начисто пропало чувство прекрасного и благородного. В соцсетях уфимские эксперты во всех вопросах трагично завывают, заламывая руки: «О какой культуре может идти речь, как воспитывать в молодом поколении любовь к искусству? На каких примерах?» Можно подумать, в Уфе примеров было много – фигурки лошадей и прочего зверья воспитали такое чувство прекрасного, что от уровня культуры совершенно некуда деться. Ну не на девушках с веслом сейчас чувство прекрасного воспитывать! Искусство шагнуло далеко вперед, и если вы за ним не успеваете, то проблема тут только в ваших коротеньких ножках, которые могут носиться только из дома на работу и обратно.

Еще в самом начале, когда ArtTerria только затевалась, было понятно, что город получит что-то необычное. Так и вышло – в Уфе появилось нечто, уже вызвавшее невероятное количество споров, цепляющее взгляд и приземлившееся (судя по ажиотажу) с не меньшим фурором, чем какой-нибудь метеорит. Да, это что-то другое, что раскусить можно далеко не сразу. Но, кажется, у нас есть достаточно времени, чтобы принять и понять этих новых гостей улицы Ленина. Рискнете с ними познакомиться, не ориентируясь на чье-либо мнение?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 10 августа 2016

Заголовок в газете: Каменная башка

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру